Проблемы демографической политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 4
1. Политика в области народонаселения:
понятия, определения, концепции………………………………… 6
2. История демографической политики……………………………... 12
3. Современная демографическая политика………………………… 16
4. Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
5. Региональные особенности демографической
политики в Российской Федерации………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - 2 СЕМ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

    Тем не менее правомерность такого термина  мало у кого из специалистов вызывает сомнение. Термин все чаще используется в научных публикациях, в материалах; содержащих концептуальные подходы к реализации социальной и Демографической политики.

    Точной  и общепринятой дефиниции пока нет, сам характер употребления понятия "семейная политика" свидетельствует о том, что специалисты не настаивают на строго однозначном употреблении данного термина, рассматривают семейную политику как область одновременно и социальной и демографической политики, акцентируя внимание, в зависимости от профессиональных интересов, на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах.

    Семейную  политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов  и иных социальных институтов, призванную создавать оптимальные условия  для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей я обществом.

    Семья может и должна быть объектом междисциплинарного исследования; знания о семье, ее проблемах  и закономерностях развития, полученные социологами, демографами, экономистами, составляют информационную и методологическую основу для формулирования целей и задач семейной политики, для разработки механизмов и конкретных программ ее реализации.

    Практически все аспекты социальной и демографической  политики так или иначе затрагивают  интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности: половое воспитание в семье и школе, подготовка молодоженов к семейной жизни, материальная поддержка молодой семьи (жилье, кредиты, пособия, льготы, продолжительные оплачиваемые отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком), развитие многопрофильных "Служб семьи" (диагностика отношений между супругами, между родителями и детьми, профилактика семейных конфликтов, повышение уровня культуры семейных отношений в педагогических и сексуальных вопросах), содействие вступлению в брак одиноких и разведенных, развитие служб планирования семьи (подбор доступной и надежной контрацепции, медико-генетическое консультирование, прерывание беременности современными, наименее вредными способами, лечение бесплодия и т.п.), массовые издания популярной литературы по вопросам семьи и брака, пропаганда семейных ценностей средствами массовой информации, культуры, искусства и т.п..

    Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах. -

    Цели  демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

    Цели  могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), целевого показателя или системы  показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической  политики. Среди показателей, апробированных в практике разных стран, реже всего встречается собственно численность населения (например, в КНР — не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г. или в Румынии времен Н. Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

    Объектами демографической политики могут  быть население страны в целом  или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

    Основные  направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, создание условий для  сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик наг селения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение.

    Демографическая политика не может и не должна подменять  собою социальную и, экономическую  политику. Попытки решать социально-экономические  проблемы мерами демографической политики никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

    Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер:

    — экономических (оплачиваемые отпуска  и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости  от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.),

    — административно-правовых (законодательные  акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и  детства, аборты и использование  средств контрацепции, социальное обеспечение  нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.),

    — воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический  климат в обществе.

    Принципиальная  особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов  не прямо, а опосредованно, через  человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этно-культурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

    Демографическую политику нельзя рассматривать в  отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.

    Цели  и системы мер по регулированию  воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими  концепциями, особенностями сложившейся  социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.

    Взгляды на принципы, содержание и особенности  практической реализации политики в  области народонаселения претерпевают определенные изменения, зависят от взглядов тех или иных ученых и политиков на содержание демографической науки, на роль государства в регулировании социальных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История демографической  политики

    Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача.

    Демографическая политика имеет давнюю историю и  богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро прирастающего населения или установления привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики "одна семья — один ребенок" в современном Китае.

    Возникновение античного государства с его  законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с его крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществование миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и семей. Так, в одном из древнейших правовых актов — своде законов вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1760 г. до н.э.) — 68 статей из 282 были посвящены семейному праву.

    Рост  численности населения древних  государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали  населения, вынуждал к контролированию  его роста путем стимулирования рассредоточения населения вплоть до принудительной эмиграции. Уже в IV-V вв. до н.э. ощущалось перенаселение в небольших древнегреческих городах-государствах, что побуждало вынужденную эмиграцию избытка населения и принимало форму периодического основания колоний. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения. Переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные с избытком земли для поддержания "оптимальной" пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось в V в. до н.э. древнекитайским философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективная государственная мера. Конфуций говорил своим ученикам: " Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным" .

    Проблема  ограничения численности населения, опасность чрезмерного роста  народонаселения, которая периодически вставала в государствах античного мира, нашла отражение в высказываниях и работах выдающихся греческих мыслителей того времени: Сократа (ок. 470-399 до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

    Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения оказывали религиозные доктрины, вполне заменявшие в качестве регуляторов поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло воздержание. Религиозные доктрины Востока, преобладавшие в Китае, Индии, Персии, в целом предписывали продолжение рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считался высоким духовным идеалом.

    В средние века изменившиеся экономические  условия способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семье — воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагалось, как правило, только взрослое население. Отношение к численности населения, к семье определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносившими, сотни тысяч жизней.

    В XVII в. Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), а также теряла население из-за значительной эмиграции, вызванной религиозными преследованиями гугенотов.

    К середине XVIII в. усилились экономические предпосылки популяционизма, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желательного роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.

    Лишь  Вольтер (1694-1778 гг.), пожалуй, критически относился к идеям о росте  населения, соотнося проблему населения  с проблемами благосостояния и духовного развития.

    Многие  русские государственные деятели  и ученые XVII-XIX вв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать ("тягло"). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так как увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.

    Наиболее  цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761 г.). Он предлагал провести мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, на сокращение детской смертности, на прекращение эмиграции. Мероприятия были как культурно-просветительного характера, так и административно-правового (пересмотр церковных правил и обычаев).

Информация о работе Проблемы демографической политики в Российской Федерации