Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:31, курсовая работа
«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.
Введение……………………………………………………………. 4
1. Политика в области народонаселения:
понятия, определения, концепции………………………………… 6
2. История демографической политики……………………………... 12
3. Современная демографическая политика………………………… 16
4. Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
5. Региональные особенности демографической
политики в Российской Федерации………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………. 30
Тем не менее правомерность такого термина мало у кого из специалистов вызывает сомнение. Термин все чаще используется в научных публикациях, в материалах; содержащих концептуальные подходы к реализации социальной и Демографической политики.
Точной и общепринятой дефиниции пока нет, сам характер употребления понятия "семейная политика" свидетельствует о том, что специалисты не настаивают на строго однозначном употреблении данного термина, рассматривают семейную политику как область одновременно и социальной и демографической политики, акцентируя внимание, в зависимости от профессиональных интересов, на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах.
Семейную политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов, призванную создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей я обществом.
Семья может и должна быть объектом междисциплинарного исследования; знания о семье, ее проблемах и закономерностях развития, полученные социологами, демографами, экономистами, составляют информационную и методологическую основу для формулирования целей и задач семейной политики, для разработки механизмов и конкретных программ ее реализации.
Практически все аспекты социальной и демографической политики так или иначе затрагивают интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности: половое воспитание в семье и школе, подготовка молодоженов к семейной жизни, материальная поддержка молодой семьи (жилье, кредиты, пособия, льготы, продолжительные оплачиваемые отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком), развитие многопрофильных "Служб семьи" (диагностика отношений между супругами, между родителями и детьми, профилактика семейных конфликтов, повышение уровня культуры семейных отношений в педагогических и сексуальных вопросах), содействие вступлению в брак одиноких и разведенных, развитие служб планирования семьи (подбор доступной и надежной контрацепции, медико-генетическое консультирование, прерывание беременности современными, наименее вредными способами, лечение бесплодия и т.п.), массовые издания популярной литературы по вопросам семьи и брака, пропаганда семейных ценностей средствами массовой информации, культуры, искусства и т.п..
Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах. -
Цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), целевого показателя или системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в практике разных стран, реже всего встречается собственно численность населения (например, в КНР — не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г. или в Румынии времен Н. Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.
Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
Основные
направления демографической
Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и, экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами демографической политики никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.
Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер:
—
экономических (оплачиваемые отпуска
и различные пособия при
— административно-правовых (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.),
—
воспитательных и пропагандистских
мер, призванных формировать общественное
мнение, нормы и стандарты
Принципиальная
особенность демографической
Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.
Цели
и системы мер по регулированию
воспроизводства населения
Взгляды
на принципы, содержание и особенности
практической реализации политики в
области народонаселения
Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача.
Демографическая политика имеет давнюю историю и богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро прирастающего населения или установления привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики "одна семья — один ребенок" в современном Китае.
Возникновение античного государства с его законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с его крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществование миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и семей. Так, в одном из древнейших правовых актов — своде законов вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1760 г. до н.э.) — 68 статей из 282 были посвящены семейному праву.
Рост
численности населения древних
государств в благоприятные годы,
когда войны и стихийные
Проблема
ограничения численности
Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения оказывали религиозные доктрины, вполне заменявшие в качестве регуляторов поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло воздержание. Религиозные доктрины Востока, преобладавшие в Китае, Индии, Персии, в целом предписывали продолжение рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считался высоким духовным идеалом.
В средние века изменившиеся экономические условия способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семье — воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагалось, как правило, только взрослое население. Отношение к численности населения, к семье определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносившими, сотни тысяч жизней.
В XVII в. Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), а также теряла население из-за значительной эмиграции, вызванной религиозными преследованиями гугенотов.
К середине XVIII в. усилились экономические предпосылки популяционизма, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желательного роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.
Лишь Вольтер (1694-1778 гг.), пожалуй, критически относился к идеям о росте населения, соотнося проблему населения с проблемами благосостояния и духовного развития.
Многие
русские государственные
Наиболее цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761 г.). Он предлагал провести мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, на сокращение детской смертности, на прекращение эмиграции. Мероприятия были как культурно-просветительного характера, так и административно-правового (пересмотр церковных правил и обычаев).
Информация о работе Проблемы демографической политики в Российской Федерации