Проблемы демографической политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 4
1. Политика в области народонаселения:
понятия, определения, концепции………………………………… 6
2. История демографической политики……………………………... 12
3. Современная демографическая политика………………………… 16
4. Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
5. Региональные особенности демографической
политики в Российской Федерации………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - 2 СЕМ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

    Госкомтрудом  СССР в 1990 г. были подготовлены "Основы государственной политики по улучшению  положения женщин, семьи, охраны материнства  и детства". В частности, было намечено ввести систему государственных  пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни.

    Ряд новых мер был введен в правительственном  постановлении "О дополнительных мерах по социальной защите семей  с детьми в связи с переходом  к рынку" (1990 г.): единовременное пособие  в размере трехкратной минимальной заработной платы (210 р.), пособия на детей от 1,5 до б лет (в семьях с доходом ниже двух минимальных зарплат на члена семьи), другие меры.

    Провозглашение  Россией суверенитета (1990 г.) и распад СССР (1991 г.) поставили вопрос о выработке  в России демографической политики, учитывающей новые экономические, социальные и политические условия. Демографическая политика в РФ до

    1991 г. была составной частью общесоюзной,  единой для всего СССР политики. Собственную ДП (на уровне Федерации)  Россия не формулировала и не проводила. В конце 80-х гг. была начата разработка долгосрочной целевой программы развития населения РСФСР. После провозглашения РФ суверенитета официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, сохранила и многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

    Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики требуют существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты материнства и детства. Речь идет как о принципах разработки ДП, так и о вопросах реализации, ресурсного обеспечения и регионализации с учетом особенностей демографического, экономического и социально-культурного развития регионов России.

    В условиях осуществляемой экономической  реформы по переходу к рыночной экономике проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует новая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости. Пособия периодически увеличиваются с учетом индекса инфляции (см. табл. 6).

    Сокращение  населения РФ, которое наблюдается  с конца 1991 г., интерпретируется различными политическими силами как прямой результат реформ, используется в  политической борьбе как аргумент против курса и тактики реформ. Правительством РФ намечены меры по изучению перспектив демографического развития РФ, решению неотложных проблем населения. Разработана "Концепция государственной семейной политики", одобренная 12 мая 1993 г. Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Региональные  особенности демографической  политики                                  в Российской Федерации
 

       Демографическая ситуация является в настоящее время остро кризисной не только для России в целом, но и для всех ее регионов. Поэтому для успешной реализации демографической политики немаловажную роль играет разработка ее на региональном уровне.

       Региональную демографическую политику понимают как системную деятельность местных органов власти в сфере развития населения, направленную на согласование, с одной стороны, интересов страны и региона, с другой стороны, целей развития населения и текущих вопросов социально-экономического развития региона.

       В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, которые должны быть учтены при реализации демографической политики РФ.

       Разработка демографической политики в каждом регионе должна соответствовать стратегическим целям регионального развития.

       Инструментом, способствующим комплексному решению задач регионального развития, могут быть региональные программы воспроизводства населения. Эти программы должны являться составной частью комплексного плана социально-экономического развития территории и финансироваться за счет местных источников.

       При недостатке материальных возможностей для проведения демографической политики ее отдельные направления могут реализовываться в рамках программ по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий населения, а также исходить из приоритетности мероприятий по стабилизации демографической ситуации для тех районов и городских поселений, где она наиболее неудовлетворительна.

       В целях активизации деятельности местных органов власти по проведению эффективной демографической политики целесообразно предложить организацию пилотного проекта - конкурс между субъектами на разработку региональной программы конкретных мер по стимулированию рождаемости, и ответственного родительства, по поддержке семей с детьми, с последующим вручением грантов победителям (на основе софинансирования).

       Поддерживать проводимую демографическую политику должны не только государство и местные органы власти, а все экономические и общественные институты, на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, корпоративном. Только в этом случае появится надежда преодолеть демографический кризис и остановить угрожающую национальной безопасности убыль населения.

     Одним из регионов, где сохраняется высокая рождаемость, является Республика Дагестан. Несмотря на низкий уровень жизни, высокую безработицу среди молодежи и женщин, сложную политическую обстановку в регионе суммарный коэффициент рождаемости в настоящее время составляет 1,6. Высокая рождаемость является для республики традиционной, но проводимые социально-экономические реформы вынуждали сильно ограничивать репродуктивные установки населения, вплоть до отложения второго–третьего ребенка до лучших времен. Начиная с 1990 года, рождаемость в регионе падает, а коэффициент суммарной рождаемости за этот период снизился почти в два раза. Активное государственное стимулирование процессов воспроизводства населения и адаптированная к региональным условиям социальная политика призваны обеспечить социальную стабильность в регионе, что является основой демографического роста.

     В этой связи в утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в  числе приоритетов в области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи предполагается совершенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и их адресности. Одновременно проводятся меры по укреплению родовой отрасли медицины в рамках реализуемого национального проекта «Здоровье» в целях снижения материнской и младенческой смертности.

     В настоящее время в России на федеральном  уровне существует пять видов пособий  для мам и беременных женщин: на посещение женской консультации, одноразовые выплаты при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, оплаченные отпуска до и после родов и пособие при усыновлении. Плюс материнский капитал, который является скорее поощрением на рождение второго, третьего ребенка.

     С 2007 года право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет приобретают лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию. То есть, если раньше эти деньги выплачивались только в том случае, если будущая мама успевала поработать, причем официально, с оформлением трудовой книжки и с получением "белой" зарплаты, то теперь наличие трудового стажа необязательно. В условиях Республики Дагестан, когда значительная часть женщин являются безработными и вынуждена работать в ЛПХ, или занята наемным трудом без официального оформления на работу, а среди них не редкость вступивших в брак сразу после окончания общеобразовательной школы, не получив профессиональной подготовки и стажа работы, введение права на получение этого пособия играет особую роль для социально-демографического развития региона. Важно и то, что теперь увеличен размер этого пособия с 700 рублей до 1500 рублей для первенца и до 3000 рублей - при рождении второго и последующих детей.

     Благодаря национальному проекту "Здоровье" в большинстве регионов России наблюдается рост учетных списков в женских консультациях, и все больше женщин встают на учет в ранние сроки беременности. Если раньше в консультацию обращались в 2 основном работающие женщины, да и то лишь за листком по нетрудоспособности, и при этом женщина самостоятельно решала какая и в какой степени ей нужна помощь медиков, то после введения родового сертификата в Дагестане этот процесс начал носить добровольно-принудительный характер. Родовой сертификат - это документ, который каждая беременная женщина получает в женской консультации и приносит в роддом и по которому медики данных учреждений могут впоследствии получить дополнительные деньги. Таким образом, врачей заинтересовывают в том, чтобы привлекать в свое учреждение как можно больше рожениц, но, то обстоятельство, что при обращении женщины в родильный дом у неё в первую очередь требуют родовой сертификат, заставляет многих беременных женщин идти в женскую консультацию. Именно это вынуждает их целыми днями ожидать очереди на приеме у врача, специалиста или для проведения определенных анализов. В некоторых случаях для получения родового сертификата женщинам приходится обивать пороги разных инстанций по нескольку недель, собирать десятки документов, хотя по правилам необходимо всего пять-шесть документов, а главные из которых паспорт, страховой медицинский полис и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Тем, кто не хочет проходить через это, подсказывают альтернативный вариант – платные медицинские учреждения!

     Кроме того, несмотря на родовой сертификат, предусмотренный нацпроектом "Здоровье", который должен как раз гарантировать будущей маме, что она может сама выбрать, где рожать, встречаются случаи отказа в принятии в медицинские учреждения, не относящихся к административно-территориальному образованию места проживания женщины. Увеличение заработной платы медиков, что предусмотрено национальным проектом, не позволило также повышать квалификацию медперсонала, хотя жалование теперь напрямую зависит от успешности родов. Чтобы улучшать качество предоставляемых медицинских услуг недостаточно просто повышать зарплату, покупать новое оборудование, необходимо разработать и реализовать специальную программу обучения, стажировки медперсонала в специализированных учебных заведениях и в ведущих медицинских учреждениях. До сих пор остаются актуальными вопросы квалифицированного медицинского обслуживания беременных женщин в сёлах горной местности, где нет даже специалиста этой области медицины.

     Тем не менее, за последние годы складывается тенденция более ответственного отношения самих будущих матерей к своей беременности. Такой вывод позволяют делать такие процессы, как своевременный уход на отпуск по беременности и родам, становление на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности, рост записей в платных кабинетах, где работают лучшие специалисты и имеется новейшее диагностическое оборудование, прогулки в парковых зонах, правильное питание и т.д. Эти перемены позволяют существенно снизить показатели материнской и детской смертности.

     Меры, предпринимаемые государством, такие  как, повышение пособий, материнский  капитал, являются побудительными, но их явно недостаточно. Необходима всесторонняя, многоохватная политика материнства, детства, семьи. Государство должно проводить информационную политику, направленную на поддержку семьи, пропаганду семейных ценностей. В современном обществе разрушается потребность в детях, разрушаются веками сложившиеся семейные устои, внутрисемейные ценности замещаются внесемейными, низко ценится человеческая жизнь. Это очень болезненное состояние, возникшее во многом в результате произошедшего в стране исторического перелома и падения уровня жизни населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы демографической политики в Российской Федерации