Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:31, курсовая работа
«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.
Введение……………………………………………………………. 4
1. Политика в области народонаселения:
понятия, определения, концепции………………………………… 6
2. История демографической политики……………………………... 12
3. Современная демографическая политика………………………… 16
4. Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
5. Региональные особенности демографической
политики в Российской Федерации………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………. 30
При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния ломоносовского трактата, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее — в Риме) были отменены "венечные памяти" (по сути, пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ 1784 г. Синода предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.
Почти
все прогрессивные деятели
На рубеже XVIII-XIX вв. на смену популяционизму пришла иная, противоположная доктрина, доказывающая необходимость сдерживания роста населения. Она получила название "мальтузианство" по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.). Экономической предпосылкой антипопуляционизма был активно свершавшийся промышленный переворот. Он вел к появлению "лишних рабочих рук и ртов", накоплению относительно избыточного населения.
Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла и итальянца Дж. Ортеса о возрастании населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизма перенаселенностью и неразумным размножением рабочего класса, высказывался за предупреждение избытка населения, в том числе распространение в народе норм христианского аскетизма, воздержание от вступления в брак и обуздание "инстинкта размножения".
В конце XIX в. вновь появляются предпосылки для возрождения популяционистских идей. Экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания большой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов.
Известный французский демограф Жак Бертильон. (1851-1922 гг.) объявил теорию Мальтуса "позорной", требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости.
Развитие взглядов на демографическую политику в XX в. произошло в Италии и Германии.
Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и германского фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во второй мировой войне.
Популяционистская демагогия составляла важное звено идеологического арсенала фашизма. Так, выступая в палате депутатоэ (1927 г.), итальянский дуче Муссолини заявил в своей речи: "Не основным, но предрешающим фактором политической, а также экономической и моральной мощи наций является их демографическая мощь". Им была написана брошюра "Численность как сила", в которой он полагал, что высокая рождаемость будет отличать фашистский народ от прочих европейских народов и указывать" на его жизнеспособность, на его волю к продлению жизнеспособности в веках.
Политика населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в "пушечном мясе"; 2) демографический компонент был важной составной частью "расовой теории".
Для демографического "просвещения" в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра "Вымирающий народ". В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху "либерализма и марксизма". Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.
Фашизм на долгие годы скомпрометировал идеи демографической политики, которые и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, нуждающейся в миллионных армиях для утверждения своих идеологий среди иных территорий и народов.
История
демографической политики показывает,
что она была слабым инструментом
и не могла заметно влиять на воспроизводство
населения. Общественно-экономические
условия, как правило, сводили на
нет все усилия демографической
политики, которой отводили нередко ошибочную
роль главного лекарства для лечения больных
экономик и социально-политических систем.
Послевоенное развитие демографической политики (50-е - 60-е гг.) определялось во многом дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира и практической деятельностью, связанной с их реализацией. Социально-политической предпосылкой появления такого акцента в демографической политике было существенное изменение политической карты мира, освобождение от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения .смертностью породили феномен, получивший название "демографический взрыв". Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.
Многие политики и ученые увидели в планировании семьи и регулировании рождаемости единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований.
Выступая на открытии III. Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы — "долгосрочные лечебные средства".
Бывший президент Международного банка реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к экономическому и социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".
В
коллективном труде "Кризис народонаселения
и использование мировых
Во
все большем числе
Большинство развивающихся стран намечали в качестве официальной цели сокращение общего коэффициента рождаемости с 35-45%о в 1965-1970 гг. до 15-25%о к 1985 г., например: Индия — до 25%о к 1984, Египет — до 24%о к 1984 и т.п. Принятые программы предполагали снижение рождаемости в результате популяризации и распространения практики ограничения супругами деторождения, включали санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение населения противозачаточными средствами, пропаганду преимуществ малодетной семьи, стимулирование малодетности экономическими и административными мерами. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) в качестве одного из методов ограничения величины семьи разрешали добровольную стерилизацию и обеспечивали ее проведение.
Во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи вошли составной частью в национальные планы экономического развития, т.е., по сути своей, они шире комплекса мер по ограничению рождаемости.
В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития.
Программы
планирования семьи поддерживались
и поддерживаются различными специализированными
и региональными учреждениями ООН,
а также рядом
В 70-х гг. в решение вопросов регулирования размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка включился Детский фонд ООН ЮНИСЕФ совместно с ВОЗ.
Региональные конференции по народонаселению в Мехико (1970), Аккре (1971), Токио (1972), Бейруте (1973) и Каире (1973) подчеркнули в своих резолюциях, что политика народонаселения — составная часть политики и планирования развития.
В 1974 г. Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.
Принятый на Международной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. План предусматривал создание в каждой стране органа, занимающегося проблемами народонаселения, а также систематическую оценку эффективности политики народонаселения.
При подведении итогов реализации Плана на Международной конференции по народонаселению в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах, проанализированы тенденции, перспективы и цели политики. В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984), были намечены новые ориентиры в политике народонаселения, в частности, по достижению определенных уровней продолжительности жизни и снижению смертности, причем дифференцированно для развитых и развивающихся стран.
Правительствам было рекомендовано поддерживать планирование семьи в рамках программ охраны здоровья матери и ребенка как один из методов сокращения родов в слишком раннем или позднем возрасте матери, увеличения интервалов между рождениями и уменьшения числа рождений более высокого порядка; выделять необходимые ресурсы на оказание услуг в области планирования семьи, улучшать качество и повышать эффективность услуг в области планирования семьи; обеспечить, чтобы все супружеские пары и отдельные лица пользовались основным правом человека свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и о частоте их рождения, а также иметь доступ к необходимой для этого информации, образованию и средствам.
Число правительств, поддерживающих цели и программы планирования семьи, увеличилось с 97 в 1976 г. до 125 в 1988 г., а число стран, где ограничивается применение средств планирования семьи, сократилось за этот же период с 15 до 7.
Для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о демографической политике разных стран мира, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. Всего было проведено семь таких опросов — 1963, 1-972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993 гг. Результаты опросов были проанализированы, систематизированы и легли в основу специально созданного Банка данных о политике в области населения. Банк содержит постоянно пополняемую информацию по 174 странам (см. табл. 10). '
Информация о работе Проблемы демографической политики в Российской Федерации