Проблемы демографической политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 4
1. Политика в области народонаселения:
понятия, определения, концепции………………………………… 6
2. История демографической политики……………………………... 12
3. Современная демографическая политика………………………… 16
4. Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
5. Региональные особенности демографической
политики в Российской Федерации………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - 2 СЕМ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

    При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния ломоносовского трактата, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее — в Риме) были отменены "венечные памяти" (по сути, пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ 1784 г. Синода предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.

    Почти все прогрессивные деятели России того времени (государствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяционистские  позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). В то же время историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения одним из факторов распространения .бедности в России.

    На  рубеже XVIII-XIX вв. на смену популяционизму пришла иная, противоположная доктрина, доказывающая необходимость сдерживания роста населения. Она получила название "мальтузианство" по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.). Экономической предпосылкой антипопуляционизма был активно свершавшийся промышленный переворот. Он вел к появлению "лишних рабочих рук и ртов", накоплению относительно избыточного населения.

    Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла  и итальянца Дж. Ортеса о возрастании  населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизма перенаселенностью и неразумным размножением рабочего класса, высказывался за предупреждение избытка населения, в том числе распространение в народе норм христианского аскетизма, воздержание от вступления в брак и обуздание "инстинкта размножения".

    В конце XIX в. вновь появляются предпосылки для возрождения популяционистских идей. Экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания большой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов.

    Известный французский демограф Жак Бертильон. (1851-1922 гг.) объявил теорию Мальтуса "позорной", требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости.

    Развитие  взглядов на демографическую политику в XX в. произошло в Италии и Германии.

    Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и германского фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во второй мировой войне.

    Популяционистская демагогия составляла важное звено  идеологического арсенала фашизма. Так, выступая в палате депутатоэ (1927 г.), итальянский дуче Муссолини заявил в своей речи: "Не основным, но предрешающим фактором политической, а также экономической и моральной мощи наций является их демографическая мощь". Им была написана брошюра "Численность как сила", в которой он полагал, что высокая рождаемость будет отличать фашистский народ от прочих европейских народов и указывать" на его жизнеспособность, на его волю к продлению жизнеспособности в веках.

    Политика  населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в "пушечном мясе"; 2) демографический компонент был важной составной частью "расовой теории".

    Для демографического "просвещения" в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра "Вымирающий народ". В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху "либерализма и марксизма". Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.

    Фашизм  на долгие годы скомпрометировал идеи демографической политики, которые  и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, нуждающейся  в миллионных армиях для утверждения  своих идеологий среди иных территорий и народов.

    История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство  населения. Общественно-экономические  условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической  политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современная демографическая  политика

    Послевоенное  развитие демографической политики (50-е - 60-е гг.) определялось во многом дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира и практической деятельностью, связанной с их реализацией. Социально-политической предпосылкой появления такого акцента в демографической политике было существенное изменение политической карты мира, освобождение от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения .смертностью породили феномен, получивший название "демографический взрыв". Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.

    Многие  политики и ученые увидели в планировании семьи и регулировании рождаемости единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований.

    Выступая  на открытии III. Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы — "долгосрочные лечебные средства".

    Бывший  президент Международного банка  реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к экономическому и социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".

    В коллективном труде "Кризис народонаселения  и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.), включавшем статьи видных государственных и общественных деятелей и ученых разных стран мира, для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.

    Во  все большем числе развивающихся  стран, озабоченных высокими темпами  роста населения, затрудняющими  экономическое развитие, с 60-х гг. получает признание и поддержку  политика контроля рождаемости. К 1975 г. в 34 странах Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, базировавшиеся на распространении практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.

    Большинство развивающихся стран намечали в качестве официальной цели сокращение общего коэффициента рождаемости с 35-45%о в 1965-1970 гг. до 15-25%о к 1985 г., например: Индия — до 25%о к 1984, Египет — до 24%о к 1984 и т.п. Принятые программы предполагали снижение рождаемости в результате популяризации и распространения практики ограничения супругами деторождения, включали санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение населения противозачаточными средствами, пропаганду преимуществ малодетной семьи, стимулирование малодетности экономическими и административными мерами. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) в качестве одного из методов ограничения величины семьи разрешали добровольную стерилизацию и обеспечивали ее проведение.

    Во  многих странах, взявших официальный  курс на снижение рождаемости, программы  планирования семьи вошли составной  частью в национальные планы экономического развития, т.е., по сути своей, они шире комплекса мер по ограничению  рождаемости.

    В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития.

    Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными  и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных  организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению  и др. Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения не всегда позволяют успешно осуществлять программы планирования семьи. Реализация их тормозится также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.

    В 70-х гг. в решение вопросов регулирования  размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка  включился Детский фонд ООН ЮНИСЕФ совместно с ВОЗ.

    Региональные  конференции по народонаселению  в Мехико (1970), Аккре (1971), Токио (1972), Бейруте (1973) и Каире (1973) подчеркнули в  своих резолюциях, что политика народонаселения  — составная часть политики и  планирования развития.

    В 1974 г. Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.

    Принятый  на Международной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. План предусматривал создание в каждой стране органа, занимающегося проблемами народонаселения, а также систематическую оценку эффективности политики народонаселения.

    При подведении итогов реализации Плана  на Международной конференции по народонаселению в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах, проанализированы тенденции, перспективы и цели политики. В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984), были намечены новые ориентиры в политике народонаселения, в частности, по достижению определенных уровней продолжительности жизни и снижению смертности, причем дифференцированно для развитых и развивающихся стран.

    Правительствам  было рекомендовано поддерживать планирование семьи в рамках программ охраны здоровья матери и ребенка как один из методов сокращения родов в слишком раннем или позднем возрасте матери, увеличения интервалов между рождениями и уменьшения числа рождений более высокого порядка; выделять необходимые ресурсы на оказание услуг в области планирования семьи, улучшать качество и повышать эффективность услуг в области планирования семьи; обеспечить, чтобы все супружеские пары и отдельные лица пользовались основным правом человека свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и о частоте их рождения, а также иметь доступ к необходимой для этого информации, образованию и средствам.

    Число правительств, поддерживающих цели и  программы планирования семьи, увеличилось  с 97 в 1976 г. до 125 в 1988 г., а число стран, где ограничивается применение средств планирования семьи, сократилось за этот же период с 15 до 7.

    Для того, чтобы иметь возможность  получать и обобщать информацию о  демографической политике разных стран  мира, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. Всего было проведено семь таких опросов — 1963, 1-972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993 гг. Результаты опросов были проанализированы, систематизированы и легли в основу специально созданного Банка данных о политике в области населения. Банк содержит постоянно пополняемую информацию по 174 странам (см. табл. 10). '

Информация о работе Проблемы демографической политики в Российской Федерации