Проблемы демографической политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 4
1. Политика в области народонаселения:
понятия, определения, концепции………………………………… 6
2. История демографической политики……………………………... 12
3. Современная демографическая политика………………………… 16
4. Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
5. Региональные особенности демографической
политики в Российской Федерации………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - 2 СЕМ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)
tify">    Эксперты  Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы.

    I. Финансовая помощь семьям: 1) семейные пособия; 2) гранты на образование; 3) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми.

    П. Политика помощи женщинам в осуществлении  их двойственной роли: 1) отпуска матерям  и отцам в связи с рождением  и воспитанием детей; 2) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.); 3) развитие системы дошкольного образования.

    III. Политика помощи одиноким родителям: 1) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями; 2) финансовая помощь.

    IV. Политика повышения стабильности семей: 1) регулирование минимального возраста вступления в брак; 2) законодательное регулирование разводов.

    V. Политика планирования семьи: 1) обеспечение средствами контрацепции; 2) политика в области абортов.

    Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий  и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень  участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей.

    Завершая  разговор о современной демографической  политике (ДП), следует отметить и  новый акцент в постановке проблем политики в области народонаселения, связанный с высказываемыми предложениями о необходимости мировой политики населения, дополняющей национальные политики, или правильнее сказать, формулирующей общие подходы и согласование целей в ее проведении на национальном уровне.

    По  мнению ряда ученых, нет сомнения, что  планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных  ресурсов. Тенденция улучшения материального  уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

    Растущая  дифференциация экономических стандартов различных слоев населения, стран  и целых континентов, угроза ухудшения  окружающей среды, неразумность гонки  вооружения и т.д. также оказывают  негативное воздействие на качество условий жизни людей.

    Идея  мировой политики, или как минимум  координации национальных политик  в области народонаселения не так уж фантастична, как она может  показаться на первый взгляд. Проблемы народонаселения носят глобальный характер, так же как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

    Если  проблема мировой политики населения — это все-таки пока проблема теоретическая, скорее, проблема завтрашнего дня, то проблема тесной интеграции политики населения и социально-экономической политики — это проблема, решение которой ищут и национальные правительства, и международные организации. 
 
 

  1. Демографическая политика в СССР и  России

    Официальных заявлений по поводу целей демографической  политики в нашей стране в принципе никогда не делалось.   Можно  лишь упомянуть несколько официальных  документов, где прямо или косвенно говорилось о направленности ДП. Так, в принятом в 1944 г. Указе Верховного Совета СССР упоминалась необходимость "поощрения многодетности" и вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных (пособия на детей в многодетных семьях) и моральных (государственные награды за рождение и воспитание пяти и более детей).

    Пожалуй, лишь в начале 70-х гг. о демографических  проблемах и политике в области  народонаселения заговорили на высоком  партийно-государственном уровне, а  демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составную часть социально-экономической политики, управления развитием народонаселения. В правительственных документах в 70-80-е гг. неоднократно декларировалась озабоченность обострением проблем народонаселения и подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики, учитывающей региональные особенности. Реализуемые меры были ориентированы на создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений, на усиление государственной помощи семьям с детьми, на сокращение смертности и заболеваемости, совершенствование охраны материнства и детства. Обращалось внимание на сдерживание роста крупнейших городов, на продолжающийся отток молодежи из села, на проблемы мобильности населения и необходимость большего участия населения трудоизбыточных регионов в решении народнохозяйственных задач (что выливалось в попытки осуществлять профессиональную подготовку среднеазиатской молодежи в учебных заведениях регионов с дефицитом трудовых ресурсов).

    Среди экономистов, особенно среди специалистов по проблемам труда и занятости, достаточно распространенной была позиция, связывающая цели демографической  политики в основном с проблемами формирования трудовых ресурсов. Типичный пример таких взглядов представлен в правительственном постановлении о социальном развитии села (1988 г.), где, в частности, в цели демографической политики было включено "стимулирование рождаемости в трудонедостаточных районах".

    Экстенсивный  и трудозатратный характер нашей  экономики обусловливал и адекватный взгляд на население и на семью как источник будущих работников. Поэтому дефицит трудовых ресурсов, обозначившийся в 80-е гг., заставил директивные органы обратить большее внимание на проблемы демографии и семьи, согласиться с предложениями демографов об усилении внимания к демографической политике, к семье.

    До 1981 г. меры ДП сводились, по сути дела, к  экономической и моральной поддержке  и даже поощрению многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 гг.) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.). В той форме и в тех размерах, в которых эта помощь осуществлялась, она не давала ни социального, ни демографического эффекта.

    Комплекс  мер ДП, введенных в СССР в 1981-1983 гг., а в РСФСР — в 1981-1982 гг. (поэтапно, по регионам страны) содержал принципиально новые принципы и меры поддержки семьи. Официальная трактовка целей принятых мер была следующей — создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений.

    В соответствии с заявленной позицией о необходимости усиления государственной помощи семьям с детьми поддержка семей единовременными пособиями начиналась с рождения первого ребенка, а не третьего, как было ранее, что отсекало от поддержки 2/3 детей. Были введены единовременные пособия на первого (50 р.) и второго (100 р.) ребенка, увеличены в пять раз (с 20 до 100 р.) пособия при рождении третьего ребенка. Был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года в размере 35 р. (50 р. в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока). Отпуск оплачивался одинаково, независимо от очередности рождения, от доходов и других характеристик семьи. Предприятиям и организациям было предоставлено право выдавать семьям после, рождения первого ребенка кредиты в размере до 1,5 тыс. р. на 8 лет (без процентов). При этом после рождения-второго ребенка погашалось 200 р., а третьего — 300 р. от остатка невыплаченной суммы. Были установлены новые льготы работающим женщинам-матерям, в частности, дополнительные дни к очередному отпуску. Намечены меры по пропагандистской поддержке семьи и семейных ценностей.

    Реализация  данных мер в сочетании с крайне благоприятной для роста рождаемости  возрастной структурой, сложившейся  в первой половине 80-х гг. (в этот период через возраст наибольшей интенсивности деторождения — 20-24 года — проходило многочисленное поколение родившихся в конце 50-х — начале 60-х гг.), явно способствовала росту общего числа рождений, продолжавшемуся вплоть до 1987 г., некоторому увеличению числа и доли рождения вторых и третьих детей. Результат — рост числа родившихся (в целом в СССР) до 5,4 млн в 1983-1985 гг. и до 5,6 млн в 1986-1987 гг.

    Рост  рождаемости позволил как ученым, так и политикам трактовать благоприятную  динамику демографических показателей  как свидетельство успешности демографической политики, порождал иллюзию "управляемости" демографических процессов. Популярной была концепция необходимости поощрения среднедетной семьи, обеспечивающей расширенное воспроизводство населения. При этом необходимость роста численности населения считалось само собой разумеющейся, отвечающей долгосрочным интересам развитого социализма.

    Оценивая  демографическую политику в 70-е - 80- гг., следует исходить и из того факта, что вытеснение проблем демографии и семьи на периферию приоритетных проблем социальной политики, характерное для этого периода, обусловливало и явно недостаточное внимание социальных наук к проблемам демографической политики. Это отражалось в структуре научных институтов, исследовательских центров, в планах научной работы и в финансировании исследований по проблемам населения, семьи и демографической политики.

    Усилия  немногочисленных групп специалистов и отдельных ученых (демографов, социологов, историков, экономистов, географов, психологов, юристов, медиков, педагогов и т.д.) были распылены, не обеспечивалась необходимая координация исследований, крайне редки были конференции и научные семинары по проблемам демографической политики.

    Лишь  во второй половине 80-х гг. усиление внимания к демографическим проблемам  в свете курса на социальную ориентацию экономики, а также в связи с явно обозначившимися структурными предпосылками к новому обострению демографической ситуации способствовало росту интереса к программам ДП, к семейной политике как структурному элементу ДП.

    Социально-демографические  проблемы были учтены в Постановлении  Правительства СССР "Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении роли Госкомтруда  СССР", (N 825 от 17 июля 1987 г.), где на Госкомтруд возлагалась ответственность за формирование политики народонаселения и, в частности, предусматривалось "организовать подготовку региональных Программ по народонаселению с учетом демографических особенностей районов".

    Структурные факторы, обусловившие рост рождаемости  в середине 80-х гг., достаточно быстро исчерпали себя, и с 1988 г. начался новый этап снижения рождаемости. Чтобы затормозить снижение рождаемости, а также чтобы улучшить охрану здоровья матери и ребенка, в 1989-1990 гг. был поэтапно увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным до 1,5 лет (с сохранением прежнего размера оплаты) и до 3-х лет (без содержания). В 1990 г. был увеличен с 56 до 70 дней дородовой отпуск.

    Начавшаяся  в конце 80-х гг. реформа пенсионного  обеспечения существенно ограничила возможности дальнейшего расширения помощи семьям с детьми. Это значительно повысило роль региональной демографической политики.

    В 1988-1989 гг. Госкомтруд СССР, НИИ труда  Госкомтруда СССР и Центр по изучению проблем народонаселения МГУ  подготовили методические материалы по разработке республиканских программ в области народонаселения. Такие программы, рассчитанные на срок до 2000 г. и на более длительный период, должны были учитывать специфику демографического поведения в районах с разным типом воспроизводства населения, теснее увязывать региональные цели и средства для их достижения. В числе приоритетных подпрограмм предлагалась и подпрограмма "Молодая семья", апробированная к тому времени на проблемах и в условиях Москвы, где она была принята к реализации в 1988 г.

    В большинстве республик СССР в 1989-1990 гг. были разработаны региональные программы развития населения на период до 2000 г., включающие меры помощи семьям с детьми, меры по снижению смертности, охране материнства и детства, регулированию  миграции и т.д. Республики самостоятельно определяли приоритеты в целях своей политики с учетом своих ресурсных возможностей, а также подключали к реализации политики средства .местных советов и предприятий.

    Госкомтрудом  СССР в 1990 г. была разработана Концепция  социальной защиты населения при переходе к рынку. В ней был сформулирован ряд основных принципов, в частности, принцип всеобщности в гарантировании прямой поддержки всем нетрудоспособным членам общества. Были намечены два возможных подхода к соотношению роли Центра и регионов:

    1) каждый уровень обеспечивает  социальные гарантии из своего  бюджета: союзный — из своего, республиканский — из своего, местный — из своего;

    2) сочетание и взаимодополнение  мер и бюджетных средств разного  уровня и создание союзно-республиканских программ.

Информация о работе Проблемы демографической политики в Российской Федерации