Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:02, курсовая работа
Введение
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, соз-дающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном ис¬пользовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не дости¬гая границы своих производственных возможностей. Немалый урон без¬работица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди пе¬реносят серьезный психологический стресс....
Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Рынок труда. Занятость. Безработица ….……………….…...4
1.1 Понятие трудовых ресурсов ……………………………………..4
1.2 Структура рынка труда. ………………………………………….5
1.3 Занятость: социально-экономическая сущность, основные характеристики. ………………………………………………….....9
1.4 Безработица, сущность, формы и её виды……………………….13
Глава 2. Состояние рынка труда в России……………………………....17
2.1 Политика на рынке труда………………………………………... 17
2.1 Безработица в России ………………………………………….…20
Глава 3. Методы борьбы с безработицей ……………...…………...…...25
Заключение ………………………………………………………………………29
Источники ……………………………………………………………………….33
Приложение ……………………………………………..……………………….36
• значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
• снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
• увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.
Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:
• усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
• обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;
• повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;
•
деформация личности безработного и
его социальных связей, выражающаяся
в появлении жизненной
Экономические
и социально-психологические
Глава2. Состояние рынка труда в России
2.1 Политика на рынке труда
Поскольку и по сей день существуют «провалы рынка», государству приходится вмешиваться в процессы, которые протекают в экономике. Ситуация на рынке труда всегда была далека от желаемой, поэтому и существуют государственные программы, направленные, например, на снижение безработицы или улучшение условий для молодежи, пенсионеров и т.д. И все эти программы нуждаются в оценке, которая не только бы предоставляла чиновникам информацию по возможному проведению новых программ, но и корректировала бы текущие.
Виды государственных программ:
Чаще всего, программы на рынке труда разделяют на две категории:
«Пассивные» программы (passive labour market policy). Подобного рода программы включают в себя такие аспекты, как: изменение уровня поддержки со стороны государства (социальные выплаты, пособия по безработице), изменение периода выплат и т.д.
«Активные» программы (active labour market policy). Это меры, предпринимаемые государством для того, чтобы помочь безработным найти работу на постоянной основе. Сюда относят государственную службу занятости, различные программы по профессиональной подготовке безработных, а также субсидии, стимулирующие занятость (налоговые льготы или субсидии для компаний).
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
Экономисты, политики и общественность в целом много дискутируют по поводу возможности и обязанности правительства сокращать уровень безработицы. Расхождение во мнениях в основном происходит из-за того, что мы на самом деле не знаем последствий той или иной политики. Еще одна причина споров — это то, что правительственная политика очень редко вообще приводит к каким-либо результатам.
Многие
сходятся на том, что правительству
удастся снизить безработицу, если
оно сможет предотвратить или
снизить колебания
Многие также соглашаются с тем, что правительство может снизить уровень безработицы с помощью соответствующей политики на рынке труда. Но гораздо меньше согласия наблюдается по поводу того, какой должна быть эта политика. Все поддерживают программы профессионального обучения, которые помогают уволенным работникам приобрести новые навыки, чтобы найти новую работу. К сожалению, очень мало программ, воистину успешных в этом, т.е. тех, которые действительно помогли трудоустроить много людей, в противном случае так и оставшихся безработными.
Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким образом сократило бы период поисков. Вы можете привести собственные политические и этические аргументы против такого шага. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.
Поскольку безработица, и особенно безработица во время спада, большей частью объясняется следствием ошибочных ожиданий, правительство могло бы сократить уровень безработицы, улучшив качество информации, доступной лицам, принимающим экономические решения. Но разве это сильно отличается от нашего утверждения о том, что мы могли бы повысить количество людей с высшим образованием, увеличив качество высшего образования? Возможно, это и не совсем одно и то же — особенно учитывая, что изменчивая и непредсказуемая правительственная политика сама по себе будет основным источником неуверенности, с которой сталкиваются лица, принимающие экономические решения. Даже если мы решим вопрос, как удержать правительство, которое ожидает новых выборов, от изменчивой и непредсказуемой политики.
Так называемая "политика на рынке труда" крайне отличается в разных странах. И то же самое можно сказать об уровнях безработицы, даже с учетом корректировок из-за разных способов подсчета. Уровень безработицы в Испании, подсчитанный примерно так же, как мы ведем подсчеты в Соединенных Штатах Америки, составлял 24% в 1994 году. Частично это было результатом спада 1991-1992 годов. Но большей частью это было результатом правительственной политики, которая, например, почти полностью отбила желание у работодателей нанимать новых работников, поскольку уволить кого-то было практически невозможно. Политика на рынке труда, которая обеспечивает высокие зарплаты, длинные отпуска и щедрые пособия работникам в Германии и Франции, находит искреннюю поддержку со стороны избирателей. Если бы кто-то согласился, что неизменно высокий уровень безработицы в этих странах стал следствием такой политики, которая, несомненно, сокращает величину спроса на рабочую силу со стороны немецких и французских работодателей, то можно было бы провести конструктивную дискуссию о выгодах и издержках такой политики. Но на самом деле очень немногие экономические противоречия можно уладить. Это не должно вас удивлять, как только вы поймете, что любой вопрос, который можно решить, несомненно, породит существенные разногласия.
2.2 Безработица в России
Рынок труда в России на протяжении последних лет стабильно рос вместе с ростом экономики. Повышались зарплаты специалистов и менеджеров, учителей, врачей, военных. Все уже успели привыкнуть к сложившейся тенденции, что сказалось на потреблении, не малая доля которого пришлась на покупки в кредит - покупались квартиры, машины, бытовая техника и электроника. Растущий рынок труда породил рост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинсва граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все.
Если
еще полгода назад спрос на
многие специальности на российском
рынке труда многократно
Кризис
изменил структуру рынка труда
в России. Профессия строителя
или банкира, столь популярная и
высокооплачиваемая еще в начале
2008 года, уже не так привлекает вчерашних
выпускников ВУЗов и
Безработные менеджеры задумались о госслужбе. Действительно, работа чиновника в 2009 году может для многих стать неплохим шансом показать себя и сделать карьеру. Как известно, на первом этапе экономического кризиса увольняют лишних, неэффективных сотрудников. Далее идеи черед и хороших профессионалов, которым просто не посчастливилось оказаться в плохое время в неправильном месте; тех, чья деятельность наиболее пострадала от изменений в экономике. Например, кредитные консультанты массово теряют работу, поскольку масштабный спад в розничном кредитовании заставляет банки сворачивать свои программы.
В конце апреля 2009г., по оценке, 7,7 млн.человек, или 10,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,3 млн.человек, в том числе 1,9 млн.человек получали пособие по безработице. (см. Приложение 3) [18]
В марте количество безработных поднялось до отметки в 7,5 миллиона человек, а уровень безработицы - 10 процентов.
По методологии МОТ, к безработным относят всех лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих любыми способами и готовых приступить к ней в кратчайший срок.
По данным Росстата, численность экономически активного населения в апреле 2009 года составила 75,2 миллиона человек, или более 53 процентов от общей численности населения страны. В первом квартале 2009 года численность экономически активного населения в России составила 74,8 миллиона человек. [20]
В
государственных учреждениях
Стоит отметить, что по данным Минздравсоцразвития, число официальных безработных в России к 13 мая 2009 года снизилось на 0,3 процента до 2,257 миллиона человек. За неделю с 30 апреля по 6 мая текущего года число официальных безработных снизилось на 0,2 процента, а неделей ранее - на 0,7 процента.
Согласно прогнозу Минздравсоцразвития, официальная безработица в РФ по итогам 2009 года не превысит 2,2-2,8 миллиона человек, а общая безработица - 7,8 миллиона человек.
Данные по общей безработице, рассчитываемые по методологии МОТ, могут разниться. Росстат проводит официальное обследование домохозяйств ежеквартально, а оценочное количество безработных публикует ежемесячно, поэтому данные предварительных оценок и данные, которые основаны на обследовании домохозяйств, могут быть разными. На проведение ежемесячных исследований Росстату не хватает средств - 1 миллиарда рублей.
При этом в Росстате заявляли, что прекратят публиковать ежемесячные данные о безработице, перейдя на ежеквартальные отчеты, однако этого не произошло.
Многие надеются переждать лихие кризисные времена в науке. Кто-то идет преподавать сам, кто-то, напротив, готовится к повышению квалификации в России или за рубежом. Кризис, как показала практика, хороший повод углубить свои знания, написав кандидатскую или докторскую диссертацию, или получить бизнес-образование. С рынка труда на время исчезают профессионалы, готовые использовать вынужденный перерыв в карьере с пользой: растет число слушателей программ MBA в ведущих школах бизнеса: Harvard Business School, INSEAD, Wharton и др.
Информация о работе Рынок труда и занятость населения в Российской Федерации