Статистические показатели: их анализ и применение в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.
Процессы и явления, которые изучает статистика, достаточно сложны, и их сущность не может быть отражена посредством одного отдельно взятого показателя. В таких случаях используется система статистических показателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Статистические показатели……………………………………………..4
1.1 Абсолютные показатели……………………………………………….6
1.2 Относительные показатели……………………………………..……..8
1.3 Средние показатели………………………………………………..…..11
1.3.1 Средняя арифметическая……………………………………………12
1.3.2 Другие виды средних показателей…...…………………………….13
2. Статистические показатели в туризме………………………………...16
3. Практическая часть……………………………………………………..19
Задание №1. Группировка статистических данных………………………..19
Задание №2. Относительные показатели динамики и структуры…………21
Задание №3. Показатели размера, интенсивности вариационного ряда…..24
Задание №4. Ошибки выборки……………………………………………….25
Задание №5. Показатели рядов динамики…………………………………...26
Задание №6. Сезонные колебания……………………………………….......27
Задание №7. Экономические индексы………………………………………28
Задание №8. Показатели основных фондов………………………………...30
Задание №9. Показатели продукции………………………………………...31
Задание №10. Показатели рынка труда……………………………………..33
Задание №11. Показатели загрузки гостиниц………………………………34
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

статистика.doc

— 539.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство  по образованию РФ

Российская международная  академия туризма

Восточно-Сибирский институт туризма – филиал РМАТ

 

Факультет: менеджмента

Кафедра: экономики и менеджмента

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

По дисциплине: Статистика

На тему: Статистические показатели: их анализ и применение в туризме

 

 

 

                                               ВЫПОЛНИЛА:

Студентка Яринская А.А.

Курс  4  группа 41-2

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель Катушонок К. А.

 

 

 

 

Красноярск 2013 год

 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Статистические показатели……………………………………………..4

1.1 Абсолютные показатели……………………………………………….6

1.2 Относительные показатели……………………………………..……..8

1.3 Средние показатели………………………………………………..…..11

1.3.1 Средняя арифметическая……………………………………………12

1.3.2 Другие виды средних показателей…...…………………………….13

2. Статистические показатели в туризме………………………………...16

3. Практическая часть……………………………………………………..19

Задание №1. Группировка статистических данных………………………..19

Задание №2. Относительные показатели динамики и структуры…………21

Задание №3. Показатели размера, интенсивности вариационного ряда…..24

Задание №4. Ошибки выборки……………………………………………….25

Задание №5. Показатели рядов динамики…………………………………...26

Задание №6. Сезонные колебания……………………………………….......27

Задание №7. Экономические индексы………………………………………28

Задание №8. Показатели основных фондов………………………………...30

Задание №9. Показатели продукции………………………………………...31

Задание №10. Показатели рынка труда……………………………………..33

Задание №11. Показатели загрузки гостиниц………………………………34

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Статистика – важнейший инструмент связи предприятия с обществом, что для туризма является главным.

Статистические показатели — это количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателей заключатся в том, что они непосредственны с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Статистика разрабатывает  специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений  и другие методы анализа статистических данных.

Процессы и явления, которые изучает статистика,  достаточно сложны, и их сущность не может быть отражена посредством одного отдельно взятого показателя. В таких случаях используется  система статистических показателей.

Система  статистических  показателей  -  это  совокупность  взаимосвязанных показателей,  имеющая одноуровневую или  многоуровневую структуру и направленная  на решение конкретной статистической задачи.

Виды и формы  таких систем разнообразны и зависят  от решаемых задач и сложности изучаемых явлений.

Следует иметь  в виду, что любая система статистических показателей всегда лишь схематично, с упрощениями, в зависимости  от сложившихся представлений отражает изучаемое явление. Поэтому важно  постоянно совершенствовать такие  системы.

 

 

 

 

1. Статистические показатели

 

Статистические показатели - это количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателей заключатся в том, что они непосредственны с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Система статистических показателей - это совокупность  взаимосвязанных показателей,  имеющая одноуровневую или  многоуровневую структуру и направленная  на решение конкретной статистической задачи. Так, например, сущность промышленного предприятия заключается в производстве какой-либо продукции на базе эффективного взаимодействия средств производства и трудовых ресурсов. Следовательно, для полной экономической характеристики функционирования предприятия необходимо использовать систему, включающую прежде всего такие показатели, как прибыль, рентабельность, численность промышленно-производственного персонала, производственность труда, фондовооруженность и др.

В   основу  классификации  статистических  показателей  положены  следующие признаки:

  1. по охвату единиц совокупности  подразделяются  на индивидуальные и сводные;
  2. по форме выражения – на абсолютные, относительные и средние.

Индивидуальные  показатели –  характеризуют отдельный объект  или отдельную единиц совокупности - предприятие, фирму, банк, домохозяйство и т.п. Например: численность промышленно-производственного персонала предприятия, оборот торговой фирмы, совокупный доход домохозяйства.

Сводные показатели –  характеризуют группу  единиц, представляющую собой часть статистической совокупности или всю совокупность в целом.  Эти показатели, в свою очередь, подразделяются на объемные и расчетные. Объемные показатели получают путем сложения значений признака отдельных единиц совокупности. Расчетные показатели, вычисляемые по различным формулам, служат для решения отдельных статистических задач анализа- измерения вариаций, оценки взаимосвязи и др.

Следующий  классификационный  признак   это   временной  фактор. По этому признаку  статистические показатели подразделяются на моментные  и интервальные.

Следующий  классификационный  признак  это признак принадлежности объекта   по этому признаку показатели подразделяются  на однобъектные и межобъектные.

По признаку  пространственной определенности  статистические показатели классифицируются  на обще-территориальные, региональные и местные.

Статистические показатели в зависимости от их целевой функции  подразделяются на:

    • Учетно-оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени. Отображают объемы их распространенности в пространстве, или достигнутые на определенные моменты (даты) уровни развития.
    • Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления: типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т.д. В качестве аналитических показателей в статистике применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, силы связи и др.

Количество и качество выступают в статистике как две стороны единого. Количество в статистике всегда имеет качественную определенность. Именно в этом и состоит познавательное значение статистического метода изучения социально-экономических явлений. Одной из важных категорий статистической науки, тесно связанной с показателем, является понятие признака. Под признаком в статистике понимается характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений.

Выделяют два вида статистических показателей:

1. Конкретный статистический показатель

2. Показатель категория.

Конкретный статистический показатель характеризует размер, величину изучаемого явления или процесса в данном месте и в данное время (под привязкой к месту понимается отношение показателя к какой-либо территории или объекту).

Показатель-категория  отражает сущность, общие отличительные  свойства конкретных статистических показателей одного и того же вида без указания места, времени и числового значения.

 

 

    1. Абсолютные показатели

 

Абсолютный статистический показатель – показатель в форме  абсолютной величины, отражающий физические свойства, временные или стоимостные  характеристики социально-экономических явлений и процессов.

Индивидуальные абсолютные показатели, как правило, получают непосредственно  в процессе статистического наблюдения как результат замера, взвешивания, подсчета и оценки интересующего  количественного признака. В ряде случаев индивидуальные абсолютные показатели имеют разностный характер: разность между численностью зарегистрированных безработных в данном населенном пункте на конец и на начало года, разность между выручкой от реализации торгового предприятия и общей суммой затрат и т.п.

Сводные объемные показатели, характеризующие объем признака или объем совокупности как в  целом по изучаемому объекту, так  и по какой-либо его части, получают в результате сводки и группировки  индивидуальных значений.

Широко применяются натуральные единицы измерения, как простые (тонна, штука, квадратный и кубический метр, километр и т.д.), так и сложные -комбинация двух величин (тонно-километр, киловатт-час и др.). Разновидностью натуральных показателей являются условно-натуральные показатели. Применяют их для получения абсолютных обобщающих показателей, когда отдельные группы слагаемых, входящие в совокупность, не поддаются непосредственному суммированию. Предварительно все слагаемые приводят к сопоставимому виду. С помощью специальных коэффициентов пересчета слагаемые выражают в единой стандартной единицы измерения, что позволяет получить обобщающий показатель.

В качестве абсолютных обобщающих показателей используют стоимостные  показатели, они позволяют соизмерить в денежной форме величины, которые нельзя соизмерить в натуральной форме (например: затраты на производство и расходы населения).

Кроме того, в качестве абсолютных обобщающих показателей  используют и показатели, измеренные в единицах труда. В человеко-днях или человеко-часах измеряются различные фонды времени, которым располагают отдельные производственные единицы, а также затраты времени на каждую технологическую операцию, на производство того или иного вида продукции.

С переходом к более  высоким ступеням обобщения применяются и более укрупнённые единицы измерения. Например, производство какой-либо продукции или услуг на предприятии или в организации учитывается в штуках, а в масштабах страны – в миллионах штук.

Перевод в условные единицы  измерения осуществляется на основе специальных коэффициентов, рассчитываемых как отношение потребительских свойств отдельных разновидностей продукта к эталонному значению.

В условиях рыночной экономики  наибольшее значение и применение имеют  стоимостные единицы измерения, дающие денежную оценку социально-экономических явлениям и процессам. Одним из важнейших стоимостных показателей в системе национальных счетов, который характеризует общий уровень развития экономики страны, является валовой внутренний продукт.

1.2 Относительные показатели

 

Относительный показатель представляет собой результат деления абсолютного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характеристиками социально-экономических процессов и явлений. Поэтому по отношению к абсолютным показателям относительные показатели или показатели в форме относительных величин являются производными (вторичными). Без относительных показателей невозможно измерить интенсивность развития изучаемого явления во времени, оценить уровень развития одного явления на фоне других взаимосвязанных с ним явлений, осуществить пространственно-территориальные сравнения, в том числе и на международном уровне.

При расчете относительного показателя абсолютный показатель, находящийся  в числителе получаемого отношения, называется текущим или сравниваемым. Показатель же, с которым производится сравнение и который находится в знаменателе, называется основанием, или базой сравнения.

Если база  сравнения  принимается  за 1, то относительный показатель выражается в  коэффициентах, если база  принимается  за 100, 1000, 10000, то относительный  показатель  соответственно выражается  в процентах (%),  промилле (0/ 00)  и продецимилле (0/000).

Все  используемые на практике относительные  статистические показатели подразделяются на следующие  виды:

•  динамики;

•  плана;

•  реализации плана;

•  структуры;

•  координации;

•  интенсивности;

•  сравнения.

Относительный показатель динамики (ОПД) представляет собой отношение  уровня исследуемого процесса или явления  за данный период времени (по состоянию на данный момент времени) к уровню этого же процесса или явления в прошлом:

Информация о работе Статистические показатели: их анализ и применение в туризме