Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
2) проанализировать показатели деятельности Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования системы обязательного медицинского страхования ………………………………...…………..5
1.1. Структура фонда обязательного медицинского страхования…..…………..5
1.2. Задачи и функции Фонда Обязательного медицинского страхования……10
1.3. Источники финансирования медицинской помощи…………………….…15
Глава 2. Статистический анализ показателей деятельности Республиканского Фонда Обязательного Медицинского страхования Республики Башкортостан …………………………………………………………………………….20
2.1. Обязательное медицинское страхование в Республике Башкортостан……20
2.2. Статистическая оценка работы Фонда Обязательного медицинского страхования………………………………………………………………. ………...25
2.3. Пути совершенствования деятельности фонда обязательного медицинского страхования на федеральном и региональном уровнях…... …….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕАТУРЫ……………………………………………………………...…43
Представленные данные свидетельствуют о том, что только 23,3 % из числа прошедших дополнительную диспансеризацию относятся к группе практически здоровых.
Кроме того, в результате диспансеризации
выявлены социально-значимые
Средства,
полученные учреждениями здравоохранения
за дополнительную диспансеризацию работающих
граждан, направляются на заработную плату
врачей – специалистов и на расходные
материалы.
Рис.2.Структура расходования средств, полученных учреждениями здравоохранения в 2010 году за проведение дополнительной диспансеризации (%)
Диспансеризация
пребывающих в стационарных учреждениях
детей-сирот и детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации
(постановление Правительства
Фондом проводилось финансирование диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Подлежало диспансеризации в 2010 году по плану-графику всего детей — 9 325, в декабре утвержден уточненный план-график по Республике Башкортостан в количестве – 9 667 детей.
За 2010 год прошли диспансеризацию 9 667 детей, из них в возрасте от 0-4 лет включительно – 612 детей, в возрасте от 5-17 лет включительно – 9055 детей. План-график за 2010 год выполнен на 100%. Сумма средств, направленных Фондом в учреждения здравоохранения республики, составила 22,7 млн. руб., в т.ч. 4,8 тыс.руб. для завершения расчетов за 2009 г.
Финансирование
мероприятий приоритетного
Структура предъявленных реестров на оплату по итогам 2010 года
Наименование показателей | Сумма (млн. руб.) | % |
Январь | 915.4 | 7.7% |
Февраль | 1 017.9 | 8.5% |
Март | 996.2 | 8.4% |
Апрель | 1 002.9 | 8.4% |
Май | 995.1 | 8.4% |
Июнь | 1 000.0 | 8.4% |
Июль | 969.3 | 8.1% |
Август | 989.2 | 8.3% |
Сентябрь | 988.2 | 8.3% |
Октябрь | 998.7 | 8.4% |
Ноябрь | 1 029.6 | 8.6% |
Декабрь | 1 005.5 | 8.4% |
Итого | 11 908.0 | 100.00% |
В целом за 2010 год фактическое выполнение объемных показателей по всем видам медицинской помощи без инотерриториальных больных не превышает утвержденные нормативы.
Система
обязательного медицинского страхования
Республики Башкортостан выполнила в
2010 году возложенные на нее задачи по обеспечению
государственных гарантий оказания бесплатной
медицинской помощи населению.
2.3
Пути совершенствования
Основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования.
Введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде обязательного медицинского страхования в начале 90-х годов происходило в условиях экономического спада и стагнации экономики страны. В целом это привело к тому, что данная система практически не выполнила свою основную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.
Не оправдались также надежды, что введение системы страхования позволит в короткие сроки повысить эффективность системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскими организациями. Это обусловлено тем, что исторически сеть учреждений здравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровням предоставления медицинской помощи и исключения дублирования.
Опыт РФ, а также международный опыт, подтверждает, что введение страховых механизмов, в частности, ОМС, в неподготовленную и неэффективную систему здравоохранения не позволяет в полной мере реализовать преимущества страховых принципов организации финансирования здравоохранения. В результате за 20 лет в здравоохранении сохранились прежние принципы организации предоставления медицинской помощи и содержания сети медицинских учреждений при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами.
Вялотекущий характер реформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимости перехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинской помощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования. Прогрессивные страховые механизмы финансирования здравоохранения при консервативных способах управления здравоохранением не могут реализоваться.
Поэтому реформирование обязательного медицинского страхования на современном этапе возможно только в контексте системных изменений в здравоохранении.
В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 19 апреля 2010 года необходимо осуществить завершение перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, что предполагает устранение имеющихся в обязательном медицинском страховании недостатков, в том числе пробелов в законодательном регулировании.
Структура органов управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России, построенной на принципах федерализма. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством РФ, содержит виды и объемы медицинской помощи. Она является основой для утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программы обязательного медицинского страхования. Это соответствует конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.
Доминирующим принципом формирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированность доходов и расходов. Реализация страховых принципов мобилизации ресурсов на нужды отрасли должна сопровождаться постепенным замещением финансовых средств поступающих из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней, средствами, направляемыми страховыми организациями в лечебно-профилактические учреждения за предоставленные медицинские услуги.
Сегодня, при внедрении новой системы взаимоотношений и организации медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то ни стало нельзя допустить.
В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Здесь имеется в виду принцип оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия и экономической незаинтересованности в результате своего труда, через принцип «проработал больше - получил больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал - столько и получил». В этом плане хорошо подходит глубоко продуманный и проверенный на практике опыт оплаты труда руководителей здравоохранения и медицинских работников по контракту.
Внедрение системы медицинского страхования наряду с бюджетным финансированием здравоохранения создает реальную экономическую базу для реализации принципов дифференцированной оплаты по качеству и количеству труда.
Следует также отметить, что внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Такое разнообразие форм внедрения ОМС объясняется, главным образом, недостаточностью нормативно-правовой базы и методологической неподготовленностью территорий, отсутствием инфраструктуры страховых медицинских организаций и нежеланием руководителей органов и учреждений здравоохранения что-либо менять.
Одна из наиболее острых проблем, требующих решения сегодня является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС.
Платежи
на неработающее население из средств
выделенного бюджета
Министр здравоохранения и социального развития РФ Т. Голикова 20 апреля 2010 года сделала следующие заявление в СМИ: "Объем ФФОМС ориентировочно на 2011 год будет составлять 220-230 миллиардов рублей. Но это все будет зависеть от экономического прогноза, поскольку страховые взносы берутся из фонда оплаты труда», - сказала министр. Ранее в ходе отчета перед депутатами о работе правительства РФ в 2010 году, премьер Владимир Путин заявил о том, что в 2011 году в структуре Федерального фонда ОМС может появиться специальный резерв. Резервные средства в течение двух лет будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения, а также на основе предложений Минздравсоцразвития, региональных властей и Фонда обязательного медицинского страхования, пояснил Путин. «Назначение резервного фонда в рамках ФОМС состоит в помощи», - пояснила Голикова. «В каждом регионе будут приняты свои программы. Это будет такая индивидуальная работа. Каждый губернатор должен будет принять свою программу, программу модернизации здравоохранения и на это будет выделена соответствующая поддержка».
Резервный фонд ФОМСа будет обособлен и составлять 2%: ровно настолько будет увеличен страховой взнос в этот внебюджетный фонд с 2011 года (с 3,1% до 5,1%). По словам Голиковой, региональные программы, которые будут финансироваться из резерва ФОМС, «будут носить, в основном, не финансовый, а содержательный характер, и в нем будут прописаны конкретные изменения в системе здравоохранения каждого региона».
Актуальнейшей проблемой этого направления является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающих директивных документов: Законами РФ: «О медицинском страховании граждан», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д., предусматривающих организацию и порядок работы соответствующих комиссий, а также процедур проведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчас проходит согласование проекта Закона РФ «О лицензировании». Минздравмедпромом России подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности». Кроме того, готовится целый ряд нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц. Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.
Такое
положение свидетельствует о
настоятельной необходимости
Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.
Таким
образом, в настоящее время необходимо
провести модернизацию ОМС, сконцентрировав
основные усилия на достижении сбалансированности
ресурсов и обязательств системы, а
также создать условия и
Целью
модернизации ОМС является обеспечение
условий устойчивого