Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 00:16, лекция
Состав энергетических мощностей.
Расчет общей энергетической мощности.
Показатели состава, наличия и использования
энергомощностей.
Система показателей наличия и состава
тракторного парка.
Показатели использования тракторного парка
где — общее число отработанных за сезон комбайно-дней.
Для вычисления средней продолжительности сезона работы комбайнов и других сельскохозяйственных машин нужно количество фактически отработанных машино-дней разделить на среднее сезонное число комбайнов [1].
Так, при работе комбайнового парка и других уборочных агрегатов определяют число отработанных машино-дней на одну среднесезонную единицу по формуле [13]
где — общее число фактически отработанных за сезон машино-дней;
— среднесезонное число машин, ед.
Показатель
числа отработанных машино-дней в
расчете на среднесезонную единицу
характеризует фактическую
Грузовой автотранспорт в организациях всех сфер АПК выполняет важнейшую функцию непрерывного связующего звена между производством и потреблением.
Списочное и наличное число грузовых автомобилей в сельскохозяйственных, вспомогательных, перерабатывающих и торгово-сбытовых организациях принято измерять в физических единицах по состоянию на начало периода (месяца, квартала, года и т. д.).
Среднее число грузового автотранспорта определяется по способу средней арифметической взвешенной, средней хронологической моментного ряда. Среднее число автомобилей используется при расчете и оценке разнообразных показателей использования грузового автопарка [13].
Устанавливается также состав грузового автотранспорта по типам, маркам и грузоподъемности [3].
Если наличное число грузовых автомобилей представлено разными по грузоподъемности марками, их наличие выражают в условно-натуральных единицах, что позволяет приводить общее количество грузовых автомобилей в соизмеримое выражение по формуле [13]:
где — общая номинальная грузоподъемность автопарка, т;
— номинальная грузоподъемность 1 автомобиля, принятого за эталон, т.
В системе АПК получили широкое распространение грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, имеющие номинальную грузоподъемность 8 т. Это означает, что такую грузоподъемность можно условно принять за эталон при расчете общего числа грузовых автомобилей в любой организации всех сфер АПК.
В организациях сельскохозяйственной сферы насыщенность производства грузовым автотранспортом оценивается с помощью важнейшего показателя — нагрузки сельхозземель в расчете на один условный автомобиль , га, определяемой по формуле [13]
где — площадь сельхозземель, га;
— общее число автомобилей, условно-натуральных единиц.
Показатель,
обратный нагрузке, называют автомобилеобеспеченностью
сельскохозяйственного
производства. Его рассчитывают на
1 000 га сельхозземель. Рост этого показателя,
означающего снижение нагрузки сельхозземель
на один грузовой автомобиль, способствует
своевременному и качественному выполнению
грузоперевозочных работ и в результате
— повышению уровня производства и
улучшению условий реализации продукции
[13].
Характеристика работы грузового автотранспорта в системе АПК осуществляется на основе показателей использования, которые подразделяются на основные и вспомогательные показатели.
К группе основных показателей использования грузового автопарка относятся показатели, характеризующие меру интенсивности использования грузовых автомобилей в организациях системы АПК за определенный период времени (календарный год, квартал, месяц, день).
Работа грузовых машин измеряется в тонно-километрах (произведение перевезенного груза машиной в каждом рейсе на пройденное расстояние) [1].
Таким образом, тонно-километр — сложная единица измерения грузооборота автотранспорта, отражающая перемещение 1 т груза на расстояние 1 км.
Важнейшим показателем объема грузоперевозочных работ в системе АПК является количество перевезенного груза (обычно в тоннах).
Основным
показателем использования
где — годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на одну условную или физическую машину;
— общий годовой объем грузоперевозочных работ, т, ткм;
— среднегодовое число грузовых автомобилей, шт.
Дневной объем грузоперевозочных работ в расчете на один автомобиль характеризует степень интенсивности использования грузового автопарка в течение рабочего дня и может быть рассчитан по формуле [13]
где — дневной объем грузоперевозочных работ в расчете на один автомобиль;
— общее число автомобиле-дней в наряде;
— общий годовой объем грузоперевозочных работ, т, ткм.
В организациях сельскохозяйственной сферы АПК важнейшим показателем, характеризующим уровень интенсивности работы всего грузового автопарка, является плотность грузоперевозочных работ, определяемая по формуле [13]
где — плотность грузоперевозок, т / га, ткм / га;
— общий годовой объем грузоперевозок, т, ткм;
S — площадь сельхозземель, га.
Показатели использования автотранспорта могут быть определены по каждому типу машин и в целом (в среднем ) по автопарку. В этом случае предполагается перевод всех автомашин в условные определенной грузоподъемности [1].
К группе вспомогательных (специфических) показателей относятся показатели, характеризующие общую меру участия грузовых автомобилей в автоперевозках, т. е. коэффициенты использования наличного числа автомашин в работе, рабочего времени, пробега, грузоподъемности.
Коэффициент использования грузового автопарка в работе — показатель, характеризующий степень его участия в производственном процессе, рассчитываемый следующим образом [13]:
где — общее число автомобиле-дней в наряде;
— общее возможное число автомобиле-дней.
За автомобиле-день в наряде считают день, на который выписывается путевой лист для выхода автомобиля на линию, независимо от продолжительности его пребывания вне хозяйства.
Возможный автомобиле-день — календарный, потенциальный день пребывания одного автомобиля в хозяйстве, независимо от его технического состояния и места нахождения, исключая время в аренде.
Коэффициент использования рабочего времени автопарка характеризует степень нахождения грузовых автомобилей в движении и может быть рассчитан по формуле [13]
где — время нахождения автомобилей в движении, ч;
— время нахождения автомобилей в наряде, авточасов.
Коэффициент использования пробега грузового автопарка характеризует удельный вес производительного (с грузом) пробега автомобилей в их общем пробеге и рассчитывается следующим образом [2]
где — пробег автомобилей с грузом, км;
— общий пробег автомобилей, км.
Коэффициент использования пробега грузовых автомобилей позволяет выявить соотношение производительных и порожних пробегов. На грузовом автотранспорте этот коэффициент обычно составляет 0,55—0,60 раза.
Коэффициент использования грузоподъемности автопарка характеризует меру его заполнения грузами, степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и может быть рассчитан по формуле [13]:
где — отработанное число автомобиле-тонно-дней за определенный период;
— номинальное (возможное) число автомобиле-тонно-дней за этот же период.
Общее
число рабочих автомобиле-
Общий (средний) коэффициент эксплуатации грузового автопарка характеризует уровень его использования в целом и может быть рассчитан по способу средней геометрической простой [13]:
Механизация — процесс замены ручного труда частичной и комплексной, механизацией, автоматизированной системой машин [4].
В связи с наличием различий в технологии производства продукции в разных сферах, разницы в применяемой технике уровень механизации (автоматизации) производственных процессов в каждой сфере АПК рассчитывают и оценивают раздельно.
Уровень механизации труда выражается в процентах и определяется отношением объема механизированных работ, выполняемых машинами с механическими и электрическими двигателями, к общему объему соответствующих работ [4].
Повышение уровня механизации (автоматизации) технологических процессов способствует росту производительности труда работников, непосредственно связанных с производством. В организациях любой сферы АПК могут быть определены индивидуальные и общие уровни механизации (автоматизации) производственных процессов. В системе АПК автоматизированные процессы производства в большей мере характерны для перерабатывающей сферы по сравнению, например, с сельскохозяйственной сферой.
Индивидуальный уровень механизации (автоматизации) рассчитывается по каждому технологическому процессу, например, при доении коров, сортировке картофеля, расфасовке, упаковке, размещении готовой продукции в торговых точках и т. д.
Индивидуальный уровень механизации (автоматизации) любого технологического процесса рассчитывается по формуле [13]
где — объем механизированного (автоматизированного) процесса, га, т, м3;
— общий объем механизированного процесса, га, т, м3.
Для расчета и оценки общего уровня механизации производства по комплексу производственных процессов, например в растениеводстве, можно воспользоваться формулой [13]
Информация о работе Статистика материально-технической базы в системе агропромышленного комплекса