Статистика материально-технической базы в системе агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 00:16, лекция

Описание

Состав энергетических мощностей.
Расчет общей энергетической мощности.
Показатели состава, наличия и использования
энергомощностей.
Система показателей наличия и состава
тракторного парка.
Показатели использования тракторного парка

Работа состоит из  1 файл

Статис. АПК.doc

— 556.00 Кб (Скачать документ)

  

где   общее число отработанных за сезон комбайно-дней.

  Для вычисления средней продолжительности сезона работы комбайнов и других сельскохозяйственных машин нужно количество фактически отработанных машино-дней разделить на среднее сезонное число комбайнов [1].

  Так, при работе комбайнового парка и  других уборочных агрегатов определяют число отработанных машино-дней на одну среднесезонную единицу по формуле [13]

  

      где общее число фактически отработанных за сезон машино-дней;

         среднесезонное число машин, ед.

  Показатель  числа отработанных машино-дней в  расчете на среднесезонную единицу  характеризует фактическую продолжительность выполненных работ. 

6.6 Система показателей состава и наличия грузового 
автотранспорта

  Грузовой  автотранспорт в организациях всех сфер АПК выполняет важнейшую функцию непрерывного связующего звена между производством и потреблением.

  Списочное и наличное число  грузовых автомобилей в сельскохозяйственных, вспомогательных, перерабатывающих и торгово-сбытовых организациях принято измерять в физических единицах по состоянию на начало периода (месяца, квартала, года и т. д.).

  Среднее число грузового автотранспорта определяется по способу средней арифметической взвешенной, средней хронологической моментного ряда. Среднее число автомобилей используется при расчете и оценке разнообразных показателей использования грузового автопарка [13].

  Устанавливается также состав грузового автотранспорта по типам, маркам и грузоподъемности [3].

  Если наличное число грузовых автомобилей представлено разными по грузоподъемности марками, их наличие выражают в условно-натуральных единицах, что позволяет приводить общее количество грузовых автомобилей в соизмеримое выражение по формуле [13]:

      где     общая номинальная грузоподъемность автопарка, т;

         номинальная грузоподъемность 1 автомобиля, принятого за эталон, т.

  В системе АПК получили широкое  распространение грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, имеющие номинальную грузоподъемность 8 т. Это означает, что такую грузоподъемность можно условно принять за эталон при расчете общего числа грузовых автомобилей в любой организации всех сфер АПК.

  В организациях сельскохозяйственной сферы  насыщенность производства грузовым автотранспортом оценивается с помощью важнейшего показателя нагрузки сельхозземель в расчете на один условный автомобиль , га, определяемой по формуле [13]

      где      площадь сельхозземель, га;

        общее число автомобилей, условно-натуральных единиц.

  Показатель, обратный нагрузке, называют автомобилеобеспеченностью сельскохозяйственного производства. Его рассчитывают на 1 000 га сельхозземель. Рост этого показателя, означающего снижение нагрузки сельхозземель на один грузовой автомобиль, способствует своевременному и качественному выполнению грузоперевозочных работ и в результате повышению уровня производства и улучшению условий реализации продукции [13]. 

6.7 Показатели использования грузового автотранспорта

  Характеристика  работы грузового автотранспорта в системе АПК осуществляется на основе показателей использования, которые подразделяются на основные и вспомогательные показатели.

  К группе основных показателей использования грузового автопарка относятся показатели, характеризующие меру интенсивности использования грузовых автомобилей в организациях системы АПК за определенный период времени (календарный год, квартал, месяц, день).

  Работа  грузовых машин измеряется в тонно-километрах (произведение перевезенного груза машиной в каждом рейсе на пройденное расстояние) [1].

  Таким образом, тонно-километр сложная единица измерения грузооборота автотранспорта, отражающая перемещение 1 т груза на расстояние 1 км.

  Важнейшим показателем объема грузоперевозочных работ в системе АПК является количество перевезенного груза (обычно в тоннах).

  Основным  показателем использования грузового  автопарка является годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на одну условную или физическую машину. Данный показатель характеризует меру интенсивности использования каждого грузового автомобиля в течение календарного года и рассчитывается следующим образом [13] и рассчитывается по формуле 

  

      где    годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на одну условную или физическую машину;

        общий годовой объем грузоперевозочных работ, т, ткм;

        среднегодовое число грузовых автомобилей, шт.

  Дневной объем грузоперевозочных работ в расчете на один автомобиль характеризует степень интенсивности использования грузового автопарка в течение рабочего дня и может быть рассчитан по формуле [13]

      где — дневной объем грузоперевозочных работ в расчете на один автомобиль;

      общее число автомобиле-дней в наряде;

        общий годовой объем грузоперевозочных работ, т, ткм.

  В организациях сельскохозяйственной сферы АПК важнейшим показателем, характеризующим уровень интенсивности работы всего грузового автопарка, является плотность грузоперевозочных работ, определяемая по формуле [13]

где    плотность грузоперевозок, т / га, ткм / га;

    общий годовой объем грузоперевозок, т, ткм;

   S      площадь сельхозземель, га.

   Показатели  использования автотранспорта могут  быть определены по каждому типу машин и в целом (в среднем ) по автопарку. В этом случае предполагается перевод всех автомашин в условные определенной грузоподъемности [1].

  К группе вспомогательных (специфических) показателей относятся показатели, характеризующие общую меру участия грузовых автомобилей в автоперевозках, т. е. коэффициенты использования наличного числа автомашин в работе, рабочего времени, пробега, грузоподъемности.

  Коэффициент использования грузового автопарка в работе показатель, характеризующий степень его участия в производственном процессе, рассчитываемый следующим образом [13]:

      где     общее число автомобиле-дней в наряде;

      общее возможное число автомобиле-дней.

  За  автомобиле-день в наряде считают день, на который выписывается путевой лист для выхода автомобиля на линию, независимо от продолжительности его пребывания вне хозяйства.

  Возможный автомобиле-день календарный, потенциальный день пребывания одного автомобиля в хозяйстве, независимо от его технического состояния и места нахождения, исключая время в аренде.

  Коэффициент использования рабочего времени автопарка характеризует степень нахождения грузовых автомобилей в движении и может быть рассчитан по формуле [13]

где время нахождения автомобилей в движении, ч;

      время нахождения автомобилей в наряде, авточасов.

  Коэффициент использования пробега грузового автопарка характеризует удельный вес производительного (с грузом) пробега автомобилей в их общем пробеге и рассчитывается следующим образом [2]

где пробег автомобилей с грузом, км;

    общий пробег автомобилей, км.

  Коэффициент использования пробега грузовых автомобилей позволяет выявить соотношение производительных и порожних пробегов. На грузовом автотранспорте этот коэффициент обычно составляет 0,55—0,60 раза.

  Коэффициент использования грузоподъемности автопарка характеризует меру его заполнения грузами, степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и может быть рассчитан по формуле [13]:

      где отработанное число автомобиле-тонно-дней за определенный период;

        номинальное (возможное) число автомобиле-тонно-дней за этот же период.

  Общее число рабочих автомобиле-тонно-дней рассчитывается как сумма произведений автомобиле-дней в работе на фактическую загрузку грузовых автомобилей; общее номинальное число автомобиле-тонно-дней в хозяйстве представляет собой сумму произведений автомобиле-дней на номинальную грузоподъемность автопарка.

  Общий (средний) коэффициент  эксплуатации грузового автопарка характеризует уровень его использования в целом и может быть рассчитан по способу средней геометрической простой [13]:

 

6.8 Основные показатели уровня механизации 
(автоматизации) производства

  Механизация — процесс замены ручного труда частичной и комплексной, механизацией, автоматизированной системой машин [4].

  В связи с наличием различий в технологии производства продукции в разных сферах, разницы в применяемой технике уровень механизации (автоматизации) производственных процессов в каждой сфере АПК рассчитывают и оценивают раздельно.

  Уровень механизации труда выражается в  процентах и определяется отношением объема механизированных работ, выполняемых машинами с механическими и электрическими двигателями, к общему объему соответствующих работ [4].

  Повышение уровня механизации (автоматизации) технологических процессов способствует росту производительности труда работников, непосредственно связанных с производством. В организациях любой сферы АПК могут быть определены индивидуальные и общие уровни механизации (автоматизации) производственных процессов. В системе АПК автоматизированные процессы производства в большей мере характерны для перерабатывающей сферы по сравнению, например, с сельскохозяйственной сферой.

  Индивидуальный  уровень механизации (автоматизации) рассчитывается по каждому технологическому процессу, например, при доении коров, сортировке картофеля, расфасовке, упаковке, размещении готовой продукции в торговых точках и т. д.

  Индивидуальный уровень механизации (автоматизации) любого технологического процесса рассчитывается по формуле [13]

      где  объем механизированного (автоматизированного) процесса, га, т, м3;

      общий объем механизированного процесса, га, т, м3.

  Для расчета и оценки общего уровня механизации производства по комплексу производственных процессов, например в растениеводстве, можно воспользоваться формулой [13]

Информация о работе Статистика материально-технической базы в системе агропромышленного комплекса