Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:22, реферат
Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика, отраслевые и специальные статистики.
Общая теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений и решает другие общественные вопросы.
Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, ра
ТЕМПЫ РОСТА [growth rate] — относительная скорость изменения уровня временного ряда в единицу времени. В статистике применяются следующие показатели (в литературе приняты обозначения уровней временных рядов либо с индексом — yt, либо со скобками — y(t) или y(t–2) и т. д.).
Абсолютный прирост — разность двух уровней временного ряда, один из которых (исследуемый) рассматривается как текущий, другой (с которым он сравнивается) как базисный. Если сравнивают каждый текущий уровень (yt или y(t)) с непосредственно ему предшествующим (yt-1) или y(t-1)), то получают цепные абсолютные приросты. Если сравнивают уровень yt с начальным уровнем ряда (y0) или иным уровнем, принятым за базу сравнения (yt), то получают базисные абсолютные приросты. Приросты выражаются либо в абсолютных величинах, либо в процентах, в единицах.
Темп прироста (в других терминах — темп роста) — отношение прироста исследуемого показателя к соответствующему уровню временного ряда, принятому за базу сравнения:
в случае, когда
ведется сравнение с
когда сравнивается конечный член ряда в n периодов (лет) с начальным.
Темп роста (в других терминах — рост или индекс роста) — отношение одного уровня временного ряда к другому, взятому за базу сравнения; выражается в процентах либо в коэффициентах роста. Средний Т. роста за n периодов (лет) исчисляется по формуле:
Приведенные формулы применяются в статистике и потому носят дискретный характер. В случае же моделей с непрерывным временем темп роста может быть вычислен по формуле:
где y — переменная величина исследуемого показателя.
Если темп прироста (Тпр) обозначить через a и принять, что он неизменен во времени, то динамика показателя y (t) может быть описана как yt = y0 (1+α)′.
На практике
используются таблицы расчета темпов,
не требующие сложных вычислений.
14. расчётный показатель линейной корреляции
Коэффициент
корреляции является одним из самых
востребованых методов
Слово correlation (корреляция) состоит из приставки «co-», которая обозначает совместность происходящего (по аналогии с «координация») и корня «relation» , переводится как «отношение» или «связь» (вспомним public relations – связи с общественностью). Дословно correlation переводится как взаимосвязь.
Коэффициент корреляции — это мера взаимосвязи измеренных явлений.
Коэффициент
корреляции (обозначается «r») рассчитывается
по специальной формуле и
Виды взаимосвязи
1. Прямая положительная и отрицательная взаимосвязь. Два явления непосредственно совпадают, поэтому взаимосвязаны. Интеллект и успеваемость в школе, общительность и застенчивость — яркие примеры прямой взаимосвязи.
2. Косвеная взаимосвязь. Два явления сильно коррелируют с третьим, поэтому между собой так же имеют корреляцию. К примеру, стиль общения ребенка взаимосвязан со стилем воспитания в семье за счет третьей переменной — установок личности. Очевидно, что воспитание в семье формирует установки ребенка, в свою очередь установки влияют на поведение.
3. Нулевая корреляция. Предполагает отсутствие закономерной взаимосвязи между переменными.
4.
Случайная взаимосвязь. Корреляция может
быть случайной! Очень многие процессы
происходят одновременно и совпадают.
Здесь уместно сказать, что если много-много
коррелировать — что нибудь обязательно
скоррелируется.
Важно. Взаимосвязь должна интерпретироваться в оба направления. Формально, корреляция не обозначает причинно-следственной связи! Это ВЗАИМОсвязь, ВЗАИМОсовпадение, явлений. Возвращаясь к примеру: застенчивость взаимосвязана с депрессивностью. Логично подумать, что депрессивный человек более застенчив, чем не депрессивный, но почему не наоборот? С чего начинать рассуждение? Мы интерпретируем корреляцию в оба направления и не констатируем причинно-следственную связь. Пишем «кореляция», «взаимосвязь», подразумеваем – совпадение. Причем сильная корреляция обозначает неслучайное совпадение.
Есть случаи, когда корреляция может говорить о причинно следственной связи. Это случаи, когда одна из переменых общективна, а вторая субъективна. К объективным переменным относятся возраст, стаж, рост, которые просто не могут зависеть от субъективных переменных: настроения, особенностей личности, мотивации и т.д. Однако, такие объективные переменные, как вес, количество детей в семье, частота смены места работы, количество контактов и т.п. могут и часто зависят от субъективных психологических показателей.
К
примеру, профессионализм рабочего
повышается со стажем. Стаж и профессионализм
коррелируют и мы можем быть уверены,
что для повышения
Если причинно-следственная связь обоснована в теоретической части работы и подтверждается многими авторами, то корреляцию так же можно интерпретировать как причинно-следственную связь.
Существуют
различные формулы расчета
В следующей таблице написаны названия коэффициентов корреляции для различных типов шкал.
Дихотомическая шкала (1/0) | Ранговая (порядковая) шкала | Интервальная и абсолютная шкала | |
Дихотомическая шкала (1/0) | Коэфициент ассоциации Пирсона, коэффициент четырехклеточной сопряженности Пирсона. | Рангово-бисериальная корреляция. | Бисериальная корреляция |
Ранговая (порядковая) шкала | Рангово-бисериальная
корреляция. |
Ранговый коэффициент корреляции Спирмена или Кендалла. | Значения интервальной шкалы переводятся в ранги и используется ранговый коэффициент |
Интервальная и абсолютная шкала | Бисериальная корреляция | Значения интервальной шкалы переводятся в ранги и используется ранговый коэффициент | Коэффициент
корреляции Пирсона
(коэффициент линейной корреляции) |
Основные принципы
интерпретации различных
Полученный коэффициент нужно проверить на значимость, которая зависит от вероятности ошибки и количества человек. Коэффициент корреляции может быть формально небольшим, к примеру r=0,17, но если исследование проведено на 500 человек и вероятность ошибки (р) менее 0,05, то мы признаём значимым даже такой небольшой коэффициент. С другой стороны, при выборке в 5 человек очень большой коэффициент мы признаем незначимым, т.к. из-за малого количества человек мы можем совершить ошибочный вывод об этой корреляции.
Таким образом, для нас главное узнать какой должна быть вероятность ошибки и количество человек, чтобы признать полученный коэффициент действительно значимым.
Расчет значения р (вероятности ошибки) – сложная процедура, поэтому компьютерные программы, в которых можно считать коэффициент корреляции, расчитывают вероятность ошибки самостоятельно. Если же расчет производился вручную или по другим причинам конкретное значение р неизвестно, то используем уже рассчитанные таблицы критических значений.
Таблицы критических значений предназначены чтобы можно было найти критическое значение коэффициента корреляции, т.е. такое, после которого взаимосвязь можно считать значимой и неслучайной. При этом значение вероятности ошибки задаётся исследователем. В таблицах обычно есть критические значения коэффициентов корреляции для р≤0,001, р≤0,01, р≤0,05, иногда пишут соответственно 0,1%, 1%, 5%. Таким образом, пользуясь таблицами мы отвечаем на вопрос: какое критическое значение коэффициента корреляции при данном количестве людей и вероятности ошибки менее или равно 0,1% (1%, 5%)?
Обычно
в психологических
В
примерах, приведённых выше для количества
человек n=89 и p≤0,05 критический коэффициент
корреляции r=0,20. А вот если бы количество
человек было 45 (при том же p≤0,05) то критическим
значением было бы r=0,29, при количестве
человек 10 критическое значение r=0,63.
Вывод
Коэффициент
корреляции — это мера взаимосвязи
измеренных явлений. На самом примитивном
уровне его можно рассматривать
как меру совпадения двух рядов чисел.
Любой коэффициент корреляции изменяется
в пределах от -1 до +1. Отрицательные
значения говорят про
15. истолкование результатов кореляционного анализ