Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:11, курсовая работа
Цель курсовой работы определила характер поставленных мною задач. А именно:
провести экономико - статистический анализ жилищной ситуации Центрально-Черноземного региона Российской Федерации;
разработать методику прогнозирования основных жилищных индикаторов для определения перспектив развития рынка жилья в регионе;
проанализировать статистические данные цены на м2 первичного и вторичного рынка жилья и объемы строительства Центрально-Черноземного региона;
дать статистическую оценку эффективности рынка недвижимости Белгородской области и всего региона в целом.
Введение…..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка недвижимости в современной рыночной экономике
1.1. Экономическое содержание рынка недвижимости……………………….…7
1.2. Классификация объектов недвижимости и сегментация рынка………… 10
1.3. Факторы, влияющие на формирование рынка недвижимости ……………13
Глава 2. Статистическое изучение рынка недвижимости в регионе
2.1. Основные статистические методы исследованию рынка ………………...16 недвижимости
2.2. Статистические показатели анализа рынка недвижимости …………….18
Глава 3. Статистический анализ рынка недвижимости в регионе (на примере Белгородской области)
3.1. Статистическая оценка эффективности рынка недвижимости в Белгородской области …………………………………………………………………..21
3.2. Перспективы развития рынка недвижимости в регионе………………….30
3.3. Пути решения проблем рынка недвижимости в регионе…………………..35
Заключение………………………………………………………………………...39
Список использованной литературы…………………………………………..41
Приложения
Все эти операции в условиях рыночной экономики осуществляются с использованием рыночных механизмов, а потому они составляют рынок недвижимости.1
Классификация объектов недвижимости по различным признакам (критериям) способствует более успешному изучению объектов. Для этих целей можно применять разные принципы классификации в зависимости от их происхождения и назначения.
Однако определение
К последней категории относятся:
— жилая недвижимость (жилые дома, квартира, комната, дачный дом и пр.);
— коммерческая недвижимость (офисы, рестораны, магазины, гостиницы, гаражи для аренды, склады, здания и сооружения, предприятия как имущественный комплекс);
— общественные (специальные) здания и сооружения (больницы, поликлиники, детские сады, ясли, административные здания и пр.).
Применительно к объектам жилой недвижимости возможно несколько типологических построений. Например, в зависимости от продолжительности и характера использования жилья:
— первичное жилье - место постоянного проживания;
— вторичное жилье - загородное жилье, используемое в течение ограниченного периода времени;
— третичное жилье - предназначено для кратковременного проживания (гостиницы, отели и т.д.).
Говоря об естественных объектах недвижимости, стоит отметить, что земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:
— земли
— земли городов и населенных пунктов;
— земли промышленности,
транспорта, связи, телевидения,
информатики и космического
— земли особо охраняемых
территорий: предназначены для
— земли лесного фонда: земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности;
— земли водного
фонда: земли, занятые
— земли запаса; служат резервом и выделяются для различных целей.
Более наглядная укрупненная классификация объектов недвижимости предоставлена в Приложении 1.
Рынок недвижимости имеет разветвленную структуру, и его можно сегментировать по различным признакам.
По способу совершения сделок на рынке недвижимости выделяют следующие его составляющие:
Первичный рынок – это экономическая ситуация, когда недвижимость как товар впервые поступает на рынок. Основными продавцами недвижимости в таком случае выступают государство в лице своих федеральных, региональных и местных органов власти (за счет приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилых объектов и вещных прав) и строительные компании – поставщики жилой и нежилой недвижимости. Количество недвижимости, предлагаемой на первичном рынке, зависит от нового строительства. Учитывая, что потребности населения в жилье, предпринимателей – в коммерческой недвижимости, далеки от должного удовлетворения, дальнейшее развитие рынка недвижимости может происходить только с учетом нового строительства, т. е. первичного рынка.
На вторичном рынке недвижимость выступает как товар, ранее бывший в употреблении и принадлежащий определенному собственнику – физическому или юридическому лицу.
Первичный и вторичный рынки недвижимости взаимосвязаны. Если по каким-либо мотивам (например, межнациональный конфликт в регионе, неблагоприятная экологическая обстановка и т. д.) увеличится предложение недвижимости на вторичном рынке, это приведет к обесцениванию недвижимости на первичном рынке. В то же время рост затрат на строительство приводит к увеличению цен на первичном рынке жилья, что тут же сказывается на росте цен на вторичном рынке.
Организованный рынок – это хозяйственный оборот недвижимости и прав на нее в строгом соответствии с действующим законодательством с участием лицензированных профессиональных посредников. Этот рынок гарантирует юридическую чистоту сделок и защиту прав их участников. Неорганизованный (уличный) рынок не всегда обеспечивает надежность совершаемых операций.
Также можно рынок недвижимости можно сегментировать:
По виду объекта (товара): земельный рынок, рынок зданий, сооружений, предприятий, помещений, многолетних насаждений, вещных прав и иных объектов.
По географическому фактору: каждый регион и район может представлять собой отдельный рынок; даже в различных районах отдельного города могут существовать различные рыночные условия (местный, городской, региональный, национальный, мировой).
По стоимости: рынок дорогой недвижимости, массовый рынок относительно недорогой недвижимости.
По степени готовности к эксплуатации: существующих объектов, незавершенного строительства, нового строительства.
По форме собственности: государственных и муниципальных объектов, частных, др.
По виду сделок: купли-продажи, аренды, инвестиций, ипотеки, залога и др.
По использованию (функциональному назначению): рынок жилья, рынок нежилых помещений (коммерческой недвижимости), рынок недвижимости промышленного и сельскохозяйственного назначения.
Итак, в целом формирование отечественного рынка недвижимости можно охарактеризовать следующими факторами:
Также можно отнести:
Не будем забывать, что рынок недвижимости также находится под значительным влиянием: факторов государственного регулирования рынка недвижимости, общеэкономической ситуации, микроэкономической ситуации, социального положение и природных условий в регионе.
Глава 2. Статистическое изучение рынка недвижимости в регионе
2.1. Основные статистические методы исследованию рынка недвижимости
Вначале, хотелось бы отметить, что совокупность приемов, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образует свою методологию. Таким образом, под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.
Вообще статистическое исследование состоит из трех основных стадий:
Все эти этапы связаны между собой; отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности статистического исследования.
В настоящее время в статистике имеется большое количество методов, способов и приёмов анализа статистических данных. При этом понятия «метод», «способ» и «приём» как инструментарий анализа не имеют чёткого разграничения.
В своей курсовой работе я использовала следующие статистические методы:
В методе массовых наблюдений я собрала нужные мне научно-статистические данные о рынке недвижимости в регионе. Эти данные послужили мне исходным материалом для выполнения последующих этапов статистического исследования.
Далее, используя метод группировки и сводки, полученные результаты изложила в статистических таблицах, являющихся наиболее рациональной, систематизированной, компактной и наглядной формой представления массовых данных.
В методе изучения изменения явления я рассмотрела развитие явления в определенные периоды времени.
Затем, не умаляя достоинства уже названных и других неназванных методов статистики, следует признать, что основным приёмом анализа статистических данных является сравнение. Действительно, любой показатель уровня развития явления, изучаемого признака, и так далее сам по себе оказывается недостаточным и должен быть рассмотрен в связи, в сравнении с другим аналогичным или взаимосвязанным показателем, который принимается за масштаб оценки (или, иначе, за базу сравнения). Это позволило мне раскрывать характерные особенности и закономерности изучаемого явления.
Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. В этом методе я применила обобщающие показатели, такие как: абсолютные, относительные, показатели средних величин и индексные системы.
Также использовала графические методы, позволяющие в наглядной форме представить результаты статистических исследований.
Таким образом, применяя все вышеперечисленные методы, мне удалось более подробно проанализировать рынок недвижимости в регионе.
2.2. Статистические показатели анализа рынка недвижимости
В абсолютных показателях я использовала натуральную единицу измерения - квадратный метр (м2) и стоимостную единицу измерения, дающую денежную оценку социально-экономическим процессам и явлениям – рубли (руб.)
Относительные показатели в работе выразились в виде коэффициентов и процентов. Также использовались индексы.
Для того, что определить среднюю цену за м2 на первичном и вторичном рынке жилья начиная с 2000 г. по 2009 г. по Белгородской области, я применила формулу степенной - средней арифметической (простой):
где n- численность
совокупности
Для того, чтобы рассчитать индексы цен за м2 на первичном и вторичном рынке жилья начиная с 2000 г. по 2009 г. по Центрально-Черноземному региону, воспользовалась агрегатной формулой общего индекса цен:
где p1 – цена отчетного периода;
p0 – цена базисного периода;
q1 – количество отчетного периода;
q0 – количество базисного периода.
Для вычисления абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста и абсолютного значения 1% прироста объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», использовала следующие формулы показателей анализа ряда динамики: