Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:01, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для ис
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики................3
1.2 Структура теневой экономики................7
1.3 Масштабы теневой экономики...............9 2. Причины и последствия теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики.........11
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности......13
2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности.........16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в
России......................27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики.......35
Заключение..........................38
Список использованной
литературы.............39
части. Например, это может относиться к позитивной экономической
деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в
производство ВВП.
К числу положительных
сторон скрытой экономической
возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и
обеспечение занятости части населения.
Некоторые социологи
рассматривают нелегальный
безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору,
в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят
более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты,
поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги
обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия.
Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит
контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет
обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.
В заключение можно отметить, что все же большая часть исследователей считают
подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность
может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение
прибыли), работникам
(получение возможности
(возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная
деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики,
а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие
нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно -
другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм
криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет
сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности
не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически
все стороны общественной жизни.
На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко
проникает в государственную администрацию и политические структуры, включая
вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические
нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты
жизни общества. В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по
предупреждению
преступности и обращению с
следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и
международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную
атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой
государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и
экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к
демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет
достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и
эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она
охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин
и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия,
в частности в проституцию".
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России
Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по
контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую
государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую
цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты
экономической преступности.
Сущностью социально-правового
экономической преступностью в самом общем виде является установление правового
порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с
применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует
здесь лишь в той
мере, в какой выполняет
неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно
социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над
экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается
международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, ".коэффициент
корреляции между
углублением социально-
преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим
развитием и уровнем преступности"1
.
Зарубежные и
отечественные криминологи
взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями
и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в
сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения,
общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника
и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены
сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба
с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-
правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является
эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.
Объектами социально-правового контроля являются материальные и
финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов
экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают
следующие его виды:
Государственный контроль - осуществляется государственными органами.
Контроль негосударственных организаций. В зависимости от
конкретного субъекта можно выделить:
В зависимости от предмета и сферы контроля различают:
· финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный,
бюджетный, аудиторский и т.п.)
Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля,
осуществляемого
Государственной
регистрацию предприятий различных организационно-правовых форм. Законом РФ "О
местном самоуправлении в Российской Федерации" полномочия по регистрации
предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и
районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3 ст. 78).
Разрешительный способ возникновения юридических лиц является средством
контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять
предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при
создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять
незаконную экономическую деятельность. В частности, в интересах борьбы с
коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и
работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица
органов государственной власти и управления и государственные служащие.
Юридический статус любое предприятие приобретает только в результате
государственной регистрации. При внесении изменений и дополнений в уставные