Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для ис

Содержание

1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики................3
1.2 Структура теневой экономики................7
1.3 Масштабы теневой экономики...............9 2. Причины и последствия теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики.........11
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности......13
2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности.........16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в
России......................27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики.......35

Заключение..........................38

Список использованной
литературы.............39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая теневая экономика.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В процессе

перерегистрации регистрационная палата и местная  администрация осуществляют

текущий контроль за их деятельностью. Несовершенство действующего

законодательства  о регистрации предприятий в  определенной степени

способствует криминализации экономики. Гражданский кодекс РФ (ст. 51) по

этому вопросу  делает отсылку на закон о регистрации  юридических лиц, который

не принят.

Специалистами предложены ряд мер по усилению регистрационного контроля

предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся -

установление ответственности  за нарушение порядка регистрации  как для

потенциальных руководителей  регистрируемых предприятий, так и  для должностных

лиц регистрирующих органов; предусмотреть правовые основания  для отказа в

регистрации некоторым  категориям лиц (например, ранее судимым  за корыстные

или корыстно-насильственные преступления, в отношении которых  возбуждены

уголовные дела либо имеются иные достоверные данные об их противоправной

деятельности).

     Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных видов

деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N

158-ФЗ "О лицензировании  отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26

ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.)

Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей,

повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных,

экологических и  санитарных норм, правил торговли.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

    

  • лицензирование;

     

  • надзор за соблюдением лицензиатами
  • лицензионных требований      и условий;

     

  • приостановление действия
  • лицензий;

     

  • возобновление действия лицензий;

     

  • переоформление документов, подтверждающих наличие      лицензий;

     

  • формирование и ведение реестра лицензий.

 

Надзор за соблюдением  лицензиатом лицензионных требований и условий

осуществляется  государственными надзорными и контрольными органами,

лицензирующими  органами.

Лицензирующие органы имеют право:

    

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия
  • осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и
  • условиям;

     

  • запрашивать и получать от лицензиата необходимые
  • объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

     

  • составлять на основании результатов проверок акты      (протоколы) с указанием
  • конкретных нарушений;

     

  • выносить решения, обязывающие лицензиата
  • устранить      выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких
  • нарушений;

     

  • выносить предупреждение лицензиату;

     

  • осуществлять иные предусмотренные законодательством      полномочия.

 

Государственные надзорные и контрольные органы, иные органы государственной

власти при выявлении  нарушений лицензионных требований и условий сообщают об

этом лицензирующему органу.

Контроль за соблюдением  лицензионных условий осуществляют лицензирующие

органы. В случае грубых или систематических нарушений  условий лицензирования

лицензия аннулируется или ее действие приостанавливается.

За осуществление  предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию,

без лицензии, а  также за нарушение установленных  условий лицензирования

предприниматели привлекаются к административной или  уголовной ответственности

(ст. 171 УК РФ).

     Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о

правах  потребителей.

Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ "О конкуренции  и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках" определил  организационные

и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения правонарушений,

связанных с монополистической  деятельностью и нарушением прав потребителей.

Государственным органом, осуществляющим контроль в  этой сфере является

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства.

Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства утверждено постановлением Правительства  РФ от 12 июля

1999 г. N 793.

Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим

государственную политику и осуществляющим управление в области

предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности,

недобросовестной  конкуренции, развития предпринимательства  и конкуренции на

товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением  законодательства

Российской Федерации  о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании

и контроле деятельности субъектов естественных монополий  в области связи и на

транспорте.

Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействие)

хозяйствующих субъектов  или органов власти и управления, направленные на

недопущение, ограничение  или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб

потребителю. В  статьях 5-8 Закона содержатся запреты  на совершение различных

действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на

рынке

Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих  субъектов,

ограничивающие  конкуренцию.

Статья 7. Акты и  действия федеральных органов исполнительной власти, органы

исполнительной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.

Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных  органов

исполнительной  власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию.

В статье 10 вышеуказанного Закона запрещены недобросовестная конкуренция в

различных ее формах.

Министерство и  его территориальные формирования имеют право давать

обязательные для  исполнения предписания о прекращении хозяйствующим субъектом

нарушений Закона РФ "О конкуренции и ограничении  монополистической

деятельности на товарных рынках".

Должностные лица хозяйствующего субъекта, не выполнившие  в срок законное

предписание Антимонопольного комитета, привлекаются к административной

ответственности.          Задачи, функции, права Министерства РФ по

антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  определены

соответствующим Положением.            Монополистическая деятельность и

ограничение конкуренции влечет в соответствии с действующим законодательством

уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ).

     Торговый контроль. Важнейшими государственными органами,

осуществляющими контроль в этой криминогенной сфере  экономики являются:

Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России),

Госторгинспекции  МВЭС России, Государственный санитарный надзор России,

Министерство сельского  хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод России),

Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по антимонопольной

политике и поддержке  предпринимательства.

В обеспечении  контрольных функций принимают  участие также и другие органы и

организации - Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ, Государственная

ветеринарная служба и ряд других.

     Таможенный контроль. Осуществляется Государственным таможенным

комитетом РФ. Его  задачами являются:

    

  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической      безопасности
  • РФ;

     

  • защита экономических интересов РФ;

     

  • организация
  • применения и совершенствование средств      таможенного регулирования
  • хозяйственной деятельности исходя из приоритетов      развития экономики РФ и
  • необходимости создания благоприятных условий для      участия России в
  • мирохозяйственных связях;

     

  • организация и совершенствование
  • таможенного дела в РФ;

     

  • обеспечение соблюдения законодательства по
  • таможенному      делу и иного законодательства, контроль за исполнением
  • которого возложен      на таможенные органы РФ; обеспечение участия РФ в
  • международном      сотрудничестве по таможенным вопросам.

 

Функции, права  таможенных органов в осуществлении  таможенного контроля

закреплены Положение  о Государственном Таможенном Комитете Российской

Федерации.

Наряду с этим указанные органы федеральной исполнительной власти оказывают

органам внутренних дел содействие в выявлении и  раскрытии преступлений в

сфере экономики  путем:

    

  • участия в мероприятиях по поиску носителей и источников      информации,
  • свидетельствующих о совершенных преступлениях;

     

  • направления
  • (передачи) материалов, в которых усматриваются      признаки преступлений;

     

  • производства документальных ревизий, исследований,      различных проверок и
  • обследований;

Информация о работе Теневая экономика