Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:01, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для ис
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики................3
1.2 Структура теневой экономики................7
1.3 Масштабы теневой экономики...............9 2. Причины и последствия теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики.........11
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности......13
2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности.........16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в
России......................27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики.......35
Заключение..........................38
Список использованной
литературы.............39
документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В процессе
перерегистрации регистрационная палата и местная администрация осуществляют
текущий контроль за их деятельностью. Несовершенство действующего
законодательства о регистрации предприятий в определенной степени
способствует криминализации экономики. Гражданский кодекс РФ (ст. 51) по
этому вопросу делает отсылку на закон о регистрации юридических лиц, который
не принят.
Специалистами предложены ряд мер по усилению регистрационного контроля
предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся -
установление ответственности за нарушение порядка регистрации как для
потенциальных руководителей регистрируемых предприятий, так и для должностных
лиц регистрирующих органов; предусмотреть правовые основания для отказа в
регистрации некоторым категориям лиц (например, ранее судимым за корыстные
или корыстно-насильственные преступления, в отношении которых возбуждены
уголовные дела либо имеются иные достоверные данные об их противоправной
деятельности).
Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных видов
деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N
158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26
ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.)
Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей,
повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных,
экологических и санитарных норм, правил торговли.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий
осуществляется государственными надзорными и контрольными органами,
лицензирующими органами.
Лицензирующие органы имеют право:
Государственные
надзорные и контрольные
власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий сообщают об
этом лицензирующему органу.
Контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляют лицензирующие
органы. В случае грубых или систематических нарушений условий лицензирования
лицензия аннулируется или ее действие приостанавливается.
За осуществление
предпринимательской
без лицензии, а также за нарушение установленных условий лицензирования
предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности
(ст. 171 УК РФ).
Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о
правах потребителей.
Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" определил организационные
и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения правонарушений,
связанных с монополистической деятельностью и нарушением прав потребителей.
Государственным органом, осуществляющим контроль в этой сфере является
Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства утверждено постановлением Правительства РФ от 12 июля
1999 г. N 793.
Министерство является
федеральным органом
государственную политику и осуществляющим управление в области
предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на
товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании
и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на
транспорте.
Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействие)
хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на
недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб
потребителю. В статьях 5-8 Закона содержатся запреты на совершение различных
действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.
Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на
рынке
Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов,
ограничивающие конкуренцию.
Статья 7. Акты и
действия федеральных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.
Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию.
В статье 10 вышеуказанного Закона запрещены недобросовестная конкуренция в
различных ее формах.
Министерство и
его территориальные
обязательные для исполнения предписания о прекращении хозяйствующим субъектом
нарушений Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
Должностные лица хозяйствующего субъекта, не выполнившие в срок законное
предписание Антимонопольного комитета, привлекаются к административной
ответственности. Задачи, функции, права Министерства РФ по
антимонопольной
политике и поддержке
соответствующим Положением. Монополистическая деятельность и
ограничение конкуренции влечет в соответствии с действующим законодательством
уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ).
Торговый контроль. Важнейшими государственными органами,
осуществляющими контроль в этой криминогенной сфере экономики являются:
Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России),
Госторгинспекции МВЭС России, Государственный санитарный надзор России,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод России),
Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
В обеспечении контрольных функций принимают участие также и другие органы и
организации - Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ, Государственная
ветеринарная служба и ряд других.
Таможенный контроль. Осуществляется Государственным таможенным
комитетом РФ. Его задачами являются:
Функции, права таможенных органов в осуществлении таможенного контроля
закреплены Положение о Государственном Таможенном Комитете Российской
Федерации.
Наряду с этим указанные органы федеральной исполнительной власти оказывают
органам внутренних дел содействие в выявлении и раскрытии преступлений в
сфере экономики путем: