Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:01, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для ис
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики................3
1.2 Структура теневой экономики................7
1.3 Масштабы теневой экономики...............9 2. Причины и последствия теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики.........11
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности......13
2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности.........16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в
России......................27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики.......35
Заключение..........................38
Список использованной
литературы.............39
государственного воздействия на нее. В ином случае неизбежен рост социальной и
политической напряженности в обществе.
Второй существенный аспект выражается в том, что за годы реформ теневая
экономика заняла в нашем обществе качественно иную нишу. Раньше она была в роли
антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя и компенсировала
изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика имеет общую рыночную
основу и в известной мере общую идеологическую базу. Но объективные
противоречия между ними, в центре которых находится государство, стали более
существенными. В повседневной практике это выражается в том, что интерес
государства состоит в пополнении финансовых ресурсов за счет
налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий и населения развернут прямо
противоположно. На этом и держится теневая экономика, сокращающая
налогооблагаемую базу, а то и прямо торпедирующая "бремя" налоговых и других
выплат. В нынешних условиях, при которых официальная экономика выживает с
большим трудом, не способна обеспечить эффективную трудовую занятость и
приемлемый жизненный уровень людей, теневая экономика, как говорится, обречена
на дальнейшее развитие. Возможности применения репрессий против нее ограничены,
да и прямое административное давление малопродуктивно. Поэтому необходим поиск
таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию
интересов государства и других субъектов экономических отношений.
Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика
выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником
официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП.
Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой
спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п.. В настоящее
время ее удельный вес, по оценкам экономистов, достигает 20 – 30%, а то и 40%
ВВП. Она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в
использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
По данным опроса руководителей предприятий и организаций, 38,3% из них в
прошлом (2000 г.) регулярно или периодически занимались выпуском "левой"
продукции, 57,6% – постоянно или достаточно часто нанимают работников без
официального оформления. На частных предприятиях практика нелегального труда
наблюдается чаще, чем государственных. Проникновение теневой экономики в
разные отрасли народного хозяйства показывают такие примеры. В декабре 2000
г. (только за один месяц) осуществляли на теневом рынке пошив и ремонт одежды
19,9% опрошенного населения, ремонт квартир и сантехники – 15,8%, ремонт
бытовой техники – 12,5%, пользовались услугами автосервиса – 10,9%, покупали
стройматериалы и заказывали строительные работы – 10,5% и т.д.
Приведенные факты говорят о величине вклада теневой экономики в
удовлетворение массовых потребностей населения. Этот вклад также заслуживает
внимательного учета при разработке мер воздействия на нее. Учета как в плане
насыщения рынка товарами и услугами, так и в связи с ценами, ибо теневой
рынок более адекватен
нежели официальная экономика
населения.
Четвертая особенность развития ситуации проявляется в том, что теневая
экономика образует
симбиоз с теневой
власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах
общества. Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и
нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит
рассчитывать на их самоочищение. Во–первых, в различных структурах
государственной службы пустила глубокие корни чуть ли не отлаженная система
поборов; во–вторых, при, в принципе, самом негативном отношении общества к
поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно важных
вопросов.
Однако проблема столь остра, что противодействие ее разрастанию требует
решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику, инициируемое с
целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует
развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их
распространением. Кроме того, наличие теневых отношений в системе
государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуре
резко ускоряют процесс утраты правовых и нравственных ограничителей в
обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно осуждали "левую" работу в рабочее
время 71% опрошенного населения, в настоящее время – только 28,2%. Раньше
торговлю вне магазинов считали зазорной 85%, ныне – 42,2% населения и т. д.
Самопроизвольное оздоровление общественной морали и правового сознания
маловероятно. Лобовые призывы к населению от имени налогового ведомства типа
"Уплати налоги и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию. По
данным опроса, только 23,5% руководителей предприятий видят реальную
опасность быть уличенными в уклонении от налогов; считают допустимым не
платить налоги с доходов от индивидуальной трудовой деятельности 64,3%
населения.
В то же время в обществе имеются социально–психологические предпосылки
восстановления нравственных ограничителей и правовых табу, так как в массовом
сознании нарастает недовольство процессами морального упадка и даже
демонстративной вседозволенности. Например, 73,9% опрошенного населения
считают совершенно недопустимым уклонение от уплаты налогов и финансовые
махинации в крупном бизнесе. Вызывает большое раздражение у многих людей,
особенно у руководителей предприятий, вымогательство денег в медицинских
учреждениях и учебных заведениях, в дорожно–патрульной службе и криминальной
милиции, в судах и прокуратуре, в целом в органах власти. В массовом сознании
растет понимание того, что теневая экономика наносит обществу больше вреда,
чем пользы. Об этом свидетельствуют сопоставимые материалы опросов,
проведенных в мае 1990 г. и в феврале 2001 г. И это представляет собой
хороший ресурс, а также опору для реализации новой государственной политики,
направленной на развитие экономики и оздоровления российского общества в
целом.
Несмотря на то, что в 2001 г. в сравнении с 1990 г. в оценках теневой
экономики утратила значение ориентира идеологическая сторона, вектор
распределения мнений о ней изменился от положительного полюса к
отрицательному. Среди руководителей предприятий, опрошенных в феврале 2001
г., примерно такое же распределение мнений: ответили, что от теневой
экономики больше пользы 2,7%, и польза, и вред – 29,5%, больше вреда – 54,9%,
затруднились ответить – 12,9%.
Такое массовое настроение в принципе является благоприятной основой для
инициатив высших эшелонов государственной власти по оздоровлению
экономических отношений и упорядочению системы их регулирования.
2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности
Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом
хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и
проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые
теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. Эти
немногочисленные ситуации рассматриваются в последней части пункта.
Здесь рассматриваются преимущественно негативные последствия
криминализованной
теневой экономической
совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях
криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор
экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-
экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В
наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные
институты, органы власти и управления, демократические учреждения,
контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда
криминальная экономическая деятельность становится основой международной
специализации, определяющей место страны в международном разделении труда.
Конкретные социально-
многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность.
Рассмотрим наиболее значимые ее последствия.
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности
проявляются в
различных социально-
деформация налоговой сферы; | |
деформация бюджетной сферы; | |
влияние на эффективность макроэкономической политики; | |
воздействие на кредитно-денежную сферу; | |
деформация структуры экономики; | |
влияние на экономический рост и развитие; | |
влияние на инвестиционный процесс; | |
влияние на состояние природной среды; | |
деформация структуры потребления; | |
влияние
на режим конкуренции и | |
влияние
на систему международных | |
Позитивные стороны теневой экономики. | |
1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на
распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных
расходов и деформация ее структуры.
Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов
приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными
налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее
сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию