Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель. Изучение дидактических средств обучения для разработки электрифицированного стенда «Основные задачи системы управления автотранспортного предприятия» по дисциплине: «Техническая эксплуатация автотранспорта»
Объект. Учебный процесс по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
Предмет. Дидактические средства обучения (электрифицированный демонстрационный стенда «Основные задачи системы управления»)
Задачи:
1 Изучение и анализ учебно-методической литературы по дидактическим средствам обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
2 Для выполнения поставленной цели необходимо изучить применение дидактических средств обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
3 Изучить материально-техническое обеспечение кабинета «Техническая эксплуатация автотранспорта».
4 Разработать конструкционное исполнение электрифицированного демонстрационного стенда.
Введение .................................................................................................................... 3
1 Дидактические принципы и средства обучения по дисциплине
«Техническая эксплуатация автотранспорта» ...................................................... 5
Дидактические принципы обучения ............................................................ 5
1.2 Требования к техническим средствам обучения (функциональные
требования к проектируемому стенду) ................................................................. 9
2 Материально-техническое обеспечение кабинета ...................................... 15
2.1 Особенности материально-технического обеспечения кабинета ............. 15
2.2 Санитарно-гигиенические требования ......................................................... 18
2.3 Краткое описание конструкционного исполнения проектируемого
демонстрационного стенда ..................................................................................... 30
Заключение………………………………………………………………………... 33
Список использованной литературы .................................................................... 35
Целесообразное сочетание
При использовании технических средств обучения в современной педагогической практике на первое место выходят особенности познавательной деятельности студентов по усвоению, самостоятельному поиску, творческому применению полученных знаний и умений. Большая часть так называемых традиционных технических средств обучения (диапроекционные, графопроекци-онные, кинопроекционные и т.п.), применяемых в учебно-воспитательном процессе, не обладает интерактивностью. Эти технические средства обучения предоставляют возможности активного влияния на их содержание, структуру, меняющиеся под воздействием реакции студента. Такая особенность традиционных ТСО обусловливает их роль и место в учебно-воспитательном процессе при их отборе на занятия. Что же касается новых современных ТСО, в первую очередь мультимедийных, то подход к их применению совершенно иной. Сам характер этих ТСО, их дидактические функции делают предпочтительными самостоятельные виды деятельности студентов, когда студент имеет возможность активно взаимодействовать с ТСО. Их место и роль в учебно-воспитательном процессе будут иными, а методы использования — другими. Они трудно вписываются в традиционную систему обучения с ее приоритетом фронтальной работы и объяснительно-иллюстративных методов. Отсюда и необходимость плавного перехода от традиционных методов обучения к технологиям, базирующимся на новых информационных средствах. Современные ТСО, не только интерактивные по сути, но и предполагающие самостоятельные познавательные действия студента, интегрируются в системы на основе связей: взаимодействия, функциональных, развития с другими компонентами системы обучения и учебно-воспитательного процесса. Для работы с ними нужны адекватные методы и организационные формы обучения.
Эти обстоятельства подчеркивают важность
задачи, стоящей перед учителем
и воспитателем: грамотно, рационально
построить комплекс ТСО и эффективно применить
его на занятиях. Подготовить комплекс
ТСО к занятию сложно,
так как возможности сочетания методических
приемов, входящих в состав комплекса,
широки и разнообразны. Важно, чтобы в
каждом случае преподаватель четко представлял,
с какой целью, для решения каких образовательных
При создании и применении комплексов ТСО следует учитывать возможность подачи учебной информации в трех формах: конкретно-образной, схемно-модельной и знаковой (словесной). Только сочетания этих форм подачи дают наивысший эффект. В то же время необходимость предоставлять учебную информацию в различных формах может быть учтена при создании и применении разных комплексов ТСО [8, с. 96].
Научно обоснованное включение
тех или иных ТСО в состав комплекса
зависит от правильного взаимодействия
чувственных и словесно-
Каждое используемое информационное
средство обладает определенными дидактическими
возможностями и имеет свою область применения,
Ни одно из технических средств обучения, какой бы универсальностью оно не обладало, не способно со всей полнотой раскрыть изучаемые явления и процессы. И только комплекс технических средств обучения в сочетании со словом преподавателя может дать исчерпывающую учебную информацию, обеспечить активное, глубокое и эмоциональное восприятие учебного материала. Современный учебно-воспитательный процесс требует применения различных по своим дидактическим возможностям технических средств обучения, объединенных в единый комплекс. Каждое из средств комплекса как бы дополняет другие, входящие в него, и благодаря специфическим своим особенностям их совокупность содействует проникновению в суть изучаемого явления или процесса.
Необходимость комплексного применения ТСО основана на известном дидактическом правиле известного русского педагога К.Д.Ушинского, утверждавшего, что в учебно-воспитательном процессе учителю следует как можно больше опираться на органы чувств обучаемых.
Разные типы дидактических информационных средств, являясь составной частью комплексов средств обучения, должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и др. Это обеспечивает возможность создания наиболее оптимальных системных комплексов ТСО, исключающих дублирование средств и методов обучения.
Перенасыщение занятия техническими
средствами обучения, превращение
Подбирая дидактические
Чтобы завершить формирование комплекса,
необходимо убедиться
Функциональные требования. При выборе конструкционного исполнения демонстрационного стенда, согласно, выданного задания должны быть выполнены следующие требования:
1) стенд изготавливается для применения на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта», он должен быть легким, малогабаритным, компактным и прочным. Конструкция стенда, форма, общий вид, дизайн должны быть выполнены аналогично таким же параметрам, как и предыдущий стенд, с учетом таких же параметров в кабинете;
2) стенд и комплектующие
его детали по технологии
3) схема электрооборудования
смонтированная на стенде
4) электрооборудование должно быть удобно и просто в работе, обслуживании и ремонте, а также по всем своим характеристикам соответствовать требованиям электро и пожаробезопасности;
5) выбранный вариант
конструктивного исполнения
6) для изготовления стенда необходимо использовать наиболее простые и доступные материалы, но это не должно отрицательно сказаться на оформлении и качестве самого изделия;
7) стенд в
учебном процессе должен
использоваться: на теоретических
занятиях как при изучении и закреплении
нового материала, на практических
занятиях
для приобретения практических
умений и навыков, а также для контроля
Вывод. В данной главе изучены дидактические принципы обучения и рассмотрены требования к техническим средствам обучения.
2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА
2.1 Особенности
материально-технического
Важнейшим условием успешного обучения студентов техническим дисциплинам автотранспорта является создание в учебном заведении полноценной учебно-материальной базы, отвечающей целям теоретической и практической подготовки студентов к дальнейшей самостоятельной работе [1, с. 67].
Для этой цели в ВУЗе необходимо оборудовать кабинеты по устройству и техническому обслуживания (ТО), правила дорожного движения (ПДД) и основы безопасности движения (ОБД), технической эксплуатации, лабораторию по ТО и ремонту автотранспорта.
В оборудовании кабинетов, лабораторий
постоянно должны участвовать студенты
под руководством преподавателей. Ответственность
за создание учебно-материальной базы
и организацию в ней работы несет декан
факультета
При организации учебно-материальной
базы возникает много организационных,
технических, финансовых и методических
вопросов. Эти вопросы надо решать усилиями
администрации ВУЗа, но главное лицо здесь
Особенности кабинета по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта»
Кабинет (рис. 1) размещается в помещении площадью не менее 60 м2. В кабинете проводятся теоретические и практические занятия по основам эксплуатации автотранспорта.
Рис. 1. Кабинет по основам эксплуатации автотранспорта:
1 — шкаф для небольших узлов и деталей; 2 — шкаф для хранения выдвижной подставки с кино- и диапроектором; 3 — стул ученический; 4 — стол ученический; 5 — столик демонстрационный; 6 — ящик-плакатница; 7 — подвесной усилитель для звуковой кинопроекции; 8 — шкаф комбинированный демонстрационный с выдвижными ящиками, раскрывающимися панелями, классной доской, экраном и устройством для навешивания плакатов и щитов; 9 — стул преподавателя; 10 — стол преподавателя; П — площадка для размещения стендов
с разрезными агрегатами.
В этом помещении устанавливаются
ученические столы и стулья не менее
чем на 25 человек - студентов.
Расстояние между столами в одном ряду
не менее 80 см, а между рядами не менее
60 см. У столов должны быть
внутренние ящики
для хранения книг и тетрадей. Поверхность
стола должна позволять производить
на нем практические работы с приборами
и деталями автомобиля. В содержание этих
работ входит демонтаж и монтаж приборов
при помощи инструментов. Столы прикрепляются
металлическими угольниками к полу. Рабочее
место преподавателя оборудуется кафедрой
и специальным столом для демонстраций.
На лицевой стороне кабинета устанавливаются
интерактивная классная доска, пульт управления
электрифицированными демонстрационными
стендами и экран для демонстрации диафильмов,
слайдов и кинофильмов, а также компьютерной
техники
Информация о работе Особенности материально-технического обеспечения кабинета