Особенности материально-технического обеспечения кабинета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение дидактических средств обучения для разработки электрифицированного стенда «Основные задачи системы управления автотранспортного предприятия» по дисциплине: «Техническая эксплуатация автотранспорта»
Объект. Учебный процесс по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
Предмет. Дидактические средства обучения (электрифицированный демонстрационный стенда «Основные задачи системы управления»)
Задачи:
1 Изучение и анализ учебно-методической литературы по дидактическим средствам обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
2 Для выполнения поставленной цели необходимо изучить применение дидактических средств обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
3 Изучить материально-техническое обеспечение кабинета «Техническая эксплуатация автотранспорта».
4 Разработать конструкционное исполнение электрифицированного демонстрационного стенда.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3

1 Дидактические принципы и средства обучения по дисциплине
«Техническая эксплуатация автотранспорта» ...................................................... 5

Дидактические принципы обучения ............................................................ 5

1.2 Требования к техническим средствам обучения (функциональные
требования к проектируемому стенду) ................................................................. 9

2 Материально-техническое обеспечение кабинета ...................................... 15

2.1 Особенности материально-технического обеспечения кабинета ............. 15

2.2 Санитарно-гигиенические требования ......................................................... 18

2.3 Краткое описание конструкционного исполнения проектируемого
демонстрационного стенда ..................................................................................... 30
Заключение………………………………………………………………………... 33
Список использованной литературы .................................................................... 35

Работа состоит из  1 файл

Курсов.Малащенко Для В С3 НА ПЕЧАТЬ1111111111111!!!!!!!.doc

— 6.54 Мб (Скачать документ)

Целесообразное сочетание технических  средств обучения обеспечивает всестороннее воздействие на студентов: способствует созданию проблемной ситуации и эвристическому поиску ее решения, развитию умственной деятельности обучаемых, проявлению самостоятельности, выработке необходимых умений, осуществлению контроля и самоконтроля, формированию научного мировоззрения. Одно и то же ТСО может выполнять неодинаковые функции в зависимости                          от предшествующего опыта студентов, приемов учебной работы, взаимосочетания дидактических информационных средств обучения.

При использовании технических  средств обучения в современной педагогической практике на первое место выходят особенности познавательной деятельности студентов по усвоению, самостоятельному поиску, творческому применению полученных знаний и умений. Большая часть так называемых традиционных технических средств обучения (диапроекционные, графопроекци-онные, кинопроекционные и т.п.), применяемых в учебно-воспитательном процессе, не обладает интерактивностью. Эти технические средства обучения предоставляют возможности активного влияния на их содержание, структуру, меняющиеся                       под воздействием реакции студента. Такая особенность традиционных ТСО обусловливает их роль и место в учебно-воспитательном процессе при их отборе                  на занятия. Что же касается новых современных ТСО, в первую очередь мультимедийных, то подход к их применению совершенно иной. Сам характер                 этих ТСО, их дидактические функции делают предпочтительными самостоятельные виды деятельности студентов, когда студент имеет возможность активно взаимодействовать с ТСО. Их место и роль в учебно-воспитательном процессе будут иными, а методы использования — другими. Они трудно вписываются                         в традиционную систему обучения с ее приоритетом фронтальной работы                              и объяснительно-иллюстративных методов. Отсюда и необходимость плавного перехода от традиционных методов обучения к технологиям, базирующимся                         на новых информационных средствах. Современные ТСО, не только интерактивные по сути, но и предполагающие самостоятельные познавательные действия студента, интегрируются в системы на основе связей: взаимодействия, функциональных, развития с другими компонентами системы обучения и учебно-воспитательного процесса. Для работы с ними нужны адекватные методы и организационные формы обучения.

Эти обстоятельства подчеркивают важность задачи, стоящей перед учителем      и воспитателем: грамотно, рационально построить комплекс ТСО и эффективно применить его на занятиях. Подготовить комплекс ТСО к занятию сложно,                             так как возможности сочетания методических приемов, входящих в состав комплекса, широки и разнообразны. Важно, чтобы в каждом случае преподаватель четко представлял, с какой целью, для решения каких образовательных                                     и воспитательных задач он обращается к тем или иным дидактическим информационным средствам; когда их применение оправдано и действительно будет содействовать повышению эффективности занятий.

При создании и применении комплексов ТСО следует учитывать возможность подачи учебной информации в трех формах: конкретно-образной, схемно-модельной и знаковой (словесной). Только сочетания этих форм подачи дают наивысший эффект. В то же время необходимость предоставлять учебную информацию в различных формах может быть учтена при создании и применении разных комплексов ТСО [8, с. 96].

Научно обоснованное включение  тех или иных ТСО в состав комплекса  зависит от правильного взаимодействия чувственных и словесно-логических мыслительных процессов, от психофизиологических закономерностей восприятия дидактических информационных средств, от соответствия содержания и функции данных средств поставленной педагогической задаче, от их связи с практикой                         и жизненным опытом студентов.

Каждое используемое информационное средство обладает определенными дидактическими возможностями и имеет свою область применения,                                      где оно наиболее эффективно. Транспаранты к графопроектору, например, имеют неоспоримые преимущества перед диафильмом в тех учебных ситуациях,                      когда необходимо поэтапное формирование понятий, и уступают ему при иллюстрировании логически последовательного развития действия, связанного                                 с определенной сюжетной линией. Изобразительные средства учебного видеофильма обеспечивают динамический показ изучаемых явлений и процессов, что недостижимо средствами статичной проекции, а использование звукозаписей целесообразно в процессе формирования понятий посредством словесных образов.

Ни одно из технических средств  обучения, какой бы универсальностью                       оно не обладало, не способно со всей полнотой раскрыть изучаемые явления                        и процессы. И только комплекс технических средств обучения в сочетании                          со словом преподавателя может дать исчерпывающую учебную информацию, обеспечить активное, глубокое и эмоциональное восприятие учебного материала. Современный учебно-воспитательный процесс требует применения различных                      по своим дидактическим возможностям технических средств обучения, объединенных в единый комплекс. Каждое из средств комплекса как бы дополняет другие, входящие в него, и благодаря специфическим своим особенностям                                их совокупность содействует проникновению в суть изучаемого явления или процесса.

Необходимость комплексного применения ТСО основана на известном дидактическом  правиле известного русского педагога К.Д.Ушинского, утверждавшего, что в учебно-воспитательном процессе учителю следует как можно больше опираться на органы чувств обучаемых.

Разные типы дидактических информационных средств, являясь составной частью комплексов средств обучения, должны использоваться в сочетании                           с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и др. Это обеспечивает возможность создания наиболее оптимальных системных комплексов ТСО, исключающих дублирование средств и методов обучения.

Перенасыщение занятия техническими средствами обучения, превращение                     его в сплошную демонстрацию тех или иных экранно-звуковых средств может привести к негативным последствиям и снизить эффективность учебно-воспитательного процесса. Высокая плотность аудиовизуальной информации рассеивает внимание студентов отрицательно влияя на их активность, способствует быстрому утомлению. Эффективность применения комплекса технических средств обучения определяется не количественной, а качественной стороной. Наличие                     в комплексе того или иного дидактического информационного средства оправдано тем, что оно помогает понять изучаемое явление с той полнотой глубины, которая необходима на данном этапе обучения.

Подбирая дидактические информационные средства для включения                             в комплекс ТСО, необходимо выявить целый ряд дополнительных факторов,                           а именно — предположительный способ передачи информации (вербальный, образный, символьный); канал восприятия информации (аудитивный, визуальный, аудиовизуальный, кинестетический); характер предъявления информации (статичный, динамичный); способ применения ТСО (демонстрационный, фронтальный); форму их предъявления (коллективную, групповую, персональную). Вся совокупность полученных факторов позволит преподавателю сделать вывод                   о выборе наиболее предпочтительных средств обучения и их типов для решения конкретной учебно-воспитательной задачи, причем с учетом возможных вариантов применительно к разным педагогическим ситуациям [8, с. 91].

Чтобы завершить формирование комплекса, необходимо убедиться                                     в том, что: ни одно техническое средство обучения не может быть заменено другим или исключено; применение данного комплекса не вызывает информационной перегрузки студентов при отведенном времени и уровне подготовки студентов; комплекс доступен для его реализации в условиях определенного учебно-воспитательного процесса в конкретном учебном заведении.

Функциональные требования.  При выборе конструкционного исполнения демонстрационного стенда, согласно, выданного задания должны быть выполнены следующие требования:

1)    стенд изготавливается для применения на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Техническая  эксплуатация автотранспорта», он  должен  быть  легким,  малогабаритным, компактным и прочным. Конструкция стенда, форма, общий вид, дизайн должны быть выполнены аналогично таким же параметрам,                 как и предыдущий стенд, с учетом таких же параметров в кабинете;

2)   стенд и комплектующие  его детали по технологии изготовления  должны быть просты по конструкции  и доступны по цене, что даст  возможность                                        его   изготовления  в любой,  даже  в учебной мастерской  самими  студентами                 из доступных и дешевых материалов;

3) схема электрооборудования  смонтированная на стенде электробезопасна (напряжение в сети оборудования стенда 9 V) и поэтому процесс включения                      его в работу, а также отключения от сети производится быстро и безопасно;

4)  электрооборудование  должно быть удобно и просто  в работе, обслуживании                и ремонте, а также по всем  своим характеристикам   соответствовать требованиям электро и пожаробезопасности;

5)  выбранный вариант  конструктивного исполнения стенда  должен соответствовать современным  требованиям эстетики и дизайна;

6)   для    изготовления  стенда   необходимо     использовать     наиболее    простые                        и доступные материалы, но это не должно отрицательно сказаться на оформлении                и качестве самого изделия;

7)   стенд в   учебном   процессе   должен  использоваться: на теоретических  занятиях как при изучении и закреплении нового материала,  на  практических занятиях                для  приобретения  практических умений и навыков, а также для контроля                              и проверки знаний студентов.

Вывод. В данной главе изучены дидактические принципы обучения                                и рассмотрены требования к техническим средствам обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА

 

2.1    Особенности  материально-технического обеспечения  кабинета

 

Важнейшим условием успешного обучения студентов техническим дисциплинам автотранспорта является создание в учебном заведении полноценной учебно-материальной базы, отвечающей целям теоретической и практической подготовки студентов  к дальнейшей самостоятельной работе [1, с. 67].

Для этой цели в ВУЗе необходимо оборудовать кабинеты по устройству и техническому обслуживания (ТО), правила дорожного движения (ПДД) и основы безопасности движения (ОБД), технической эксплуатации, лабораторию по ТО и ремонту автотранспорта.

В оборудовании кабинетов, лабораторий постоянно должны участвовать студенты под руководством преподавателей. Ответственность за создание учебно-материальной базы  и организацию в ней работы несет декан факультета                             или его заместитель по учебной работе, согласно должностным обязанностям Учебно-материальная база может быть также использована для работы                      по автомототехнике, правилам дорожного движения по специальности водитель автомобиля.

При организации учебно-материальной базы возникает много организационных, технических, финансовых и методических вопросов. Эти вопросы надо решать усилиями администрации ВУЗа, но главное лицо здесь                                       все же преподаватель по технической дисциплине. От его инициативы, любви                          к делу, знаний и старания зависит успех этой важной работы.

Особенности кабинета по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта»

Кабинет (рис. 1) размещается в помещении площадью не менее 60 м2.                           В кабинете проводятся теоретические и практические занятия по основам эксплуатации автотранспорта.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Кабинет по основам эксплуатации автотранспорта:

1 — шкаф для небольших узлов и деталей; 2 — шкаф для хранения выдвижной подставки с кино- и диапроектором; 3 — стул ученический; 4 — стол ученический; 5 — столик демонстрационный; 6 — ящик-плакатница; 7 — подвесной усилитель для звуковой кинопроекции; 8 — шкаф комбинированный демонстрационный с выдвижными ящиками, раскрывающимися панелями, классной доской, экраном и устройством для навешивания плакатов и щитов; 9 — стул преподавателя; 10 — стол   преподавателя;   П — площадка   для   размещения   стендов  

с   разрезными агрегатами.

 

 

В этом помещении устанавливаются  ученические столы  и стулья не менее чем на  25 человек - студентов. Расстояние между столами в одном ряду не менее 80 см, а между рядами не менее 60 см. У столов должны быть внутренние ящики                  для хранения книг и тетрадей. Поверхность стола должна позволять производить                 на нем практические работы с приборами и деталями автомобиля. В содержание этих работ входит демонтаж и монтаж приборов при помощи инструментов. Столы прикрепляются металлическими угольниками к полу. Рабочее место преподавателя оборудуется кафедрой и специальным столом для демонстраций. На лицевой стороне кабинета устанавливаются интерактивная классная доска, пульт управления электрифицированными демонстрационными стендами и экран для демонстрации диафильмов, слайдов и кинофильмов, а также компьютерной техники                                  для проведения презентаций и т.д.. Ниже классной доски устанавливаются плакатницы для хранения плакатов, таблиц. Окна оборудуются затемнением. Желательно, чтобы устройство затемнения имело электрический привод                               с дистанционным управлением. У стен устанавливают стенды и шкафы-стеллажи.              В шкафах-стеллажах хранят учебно-наглядные пособия, детали, механизмы,                       и приборы автомобиля [1, с. 68].

Информация о работе Особенности материально-технического обеспечения кабинета