Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель. Изучение дидактических средств обучения для разработки электрифицированного стенда «Основные задачи системы управления автотранспортного предприятия» по дисциплине: «Техническая эксплуатация автотранспорта»
Объект. Учебный процесс по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
Предмет. Дидактические средства обучения (электрифицированный демонстрационный стенда «Основные задачи системы управления»)
Задачи:
1 Изучение и анализ учебно-методической литературы по дидактическим средствам обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
2 Для выполнения поставленной цели необходимо изучить применение дидактических средств обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
3 Изучить материально-техническое обеспечение кабинета «Техническая эксплуатация автотранспорта».
4 Разработать конструкционное исполнение электрифицированного демонстрационного стенда.
Введение .................................................................................................................... 3
1 Дидактические принципы и средства обучения по дисциплине
«Техническая эксплуатация автотранспорта» ...................................................... 5
Дидактические принципы обучения ............................................................ 5
1.2 Требования к техническим средствам обучения (функциональные
требования к проектируемому стенду) ................................................................. 9
2 Материально-техническое обеспечение кабинета ...................................... 15
2.1 Особенности материально-технического обеспечения кабинета ............. 15
2.2 Санитарно-гигиенические требования ......................................................... 18
2.3 Краткое описание конструкционного исполнения проектируемого
демонстрационного стенда ..................................................................................... 30
Заключение………………………………………………………………………... 33
Список использованной литературы .................................................................... 35
Изучение технических дисциплин по автотранспорту требует обязательного выполнения одного из основных принципов дидактики — наглядности в обучении.
Выше было рассмотрено общее положение об оборудовании кабинетов для обучения автоделу школьников, учащихся в профессионально технических училищах, лицеях и колледжах.
Факультет технологии и профессионально педагогического образования предполагает более качественную подготовку специалистов (будущих преподавателей) по направлению и специализации (Автомобиль и автомобильное хозяйство).
2.2 Санитарно-гигиенические требования
При применении ТСО необходимо
строго руководствоваться санитарно-
Просмотр фильмов, работа на компьютерах,
так же как и любое другое зрительное
напряжение (чтение, рисование, выполнение
чертежей
Роль глаз важна во всей жизнедеятельности человека, так как более 90 % информации мы получаем с помощью зрения. Следует принимать во внимание, что человеческий организм — это единая энергетическая система с дозированным для каждого человека запасом энергии. Сердце по кровеносным сосудам распространяет вместе с кровью и энергию. Если постоянно, а тем более чрезмерно, перегружать органы зрения, организм вынужден будет «перекачивать» в их зону дополнительную энергию за счёт «недодачи» её другим жизненно важным органам (головной мозг, нервная система, лёгкие, печень и т.д.). В свою очередь для энергетической поддержки этих органов организм вынужден находить дополнительные ресурсы, что в конечном счёте ведёт к общему энергетическому истощению и, как следствие, ухудшению здоровья и заболеваниям, на первый взгляд не связанных со зрением. Из этого следует, что если не принимать мер к снижению зрительного напряжения, могут возникнуть не только ухудшение зрения — близорукость и другие расстройства глаз, но и заболевание сердца, почек, печени, желудочно-кишечного тракта и иных органов человека.
Рассмотрим некоторые общие принципы получения зрительной информации.
В глазном яблоке расположена оптическая система и светочувствительный слой, чьим приёмным элементом являются «палочки» и «колбочки». Свет, проникающий в глаз, воздействует на находящееся в них фотохимическое вещество, благодаря чему и возникают импульсы, вызывающие в мозгу сознание ощущения света, цвета, формы и величины предмета. В каждом глазу имеется около 7 млн колбочек и 130 млн палочек.
От каждой колбочки и от группы палочек (около 100 шт.), расположенных в разных местах сетчатки, идёт по одному зрительному волокну. Колбочки и палочки выполняют различные функции. Первые обеспечивают так называемое «дневное» зрение: это связано с их способностью воспринимать только достаточно яркие световые лучи. Зрение с помощью колбочек получает высокую разрешающую способность, позволяющую различать цвета и дающую отчетливое хроматическое восприятие. Вторые обеспечивают более высокую, чем у колбочек, чувствительность к световым лучам; плохо видимые мелкие детали не различаются, а их восприятие — бесцветно (ахроматично).
Особенности строения глаза определяют свойства и характеристики зрительного анализатора. Область, видимую одному неподвижному глазу, называют полем зрения. Наблюдение одним глазом позволяет судить о форме рассматриваемого предмета, а наблюдение двумя глазами (бинокулярное зрение) — даёт возможность судить о глубине пространства (предмета). На рисунках 2 и 3 показаны различные области цветного зрения для наблюдения двумя глазами
в вертикальной и горизонтальной плоскостях пространства, а на рисунке 4 показана
чувствительность глаза к волнам различного диапазона [8, с. 72].
Рис. 2. Область цветного зрения Рис. 3. Область цветного зрения
в вертикальной
плоскости
Если человеческий глаз обладает световой
чувствительностью
Рис. 4. Схема величин коэффициента относительной видимости в зависимости от длины волны
Теперь становится понятным, насколько
важно создать и затем соблюдать высококачественные
условия для восприятия зрительной информации,
поступающей от ТСО. Для предупреждения
зрительного напряжения
В силу особенности зрения предмет
можно увидеть только
Важны и размеры экрана (стенда), которые должны соответствовать параметрам классного помещения или учебного кабинета. При малых размерах экрана (стенда) студенты, сидящие в конце класса, будут плохо различать детали изображения, хотя само по себе оно может быть достаточно ярким и контрасным. Размеры проекционных отражающих экранов определяют из следующих соотношений: Н=0,73 В и В=0,2L, где Н — высота экрана, В — ширина экрана,
L — длина учебного кабинета (в метрах). Помещения, в которых используют всевозможную проекционную аппаратуру, могут иметь разное соотношение длины, ширины и высоты. Наилучшим для демонстрации изображений считается такое соотношение, при котором ширина кабинета составляет 0,6 его длины. Проекция диафильмов, транспарантов, видеофильмов и кинофильмов на обычную стену учебного помещения недопустима, так как при этом в значительной степени снижается яркость и искажается цвет изображения.
При просмотре в учебном кабинете экранных статичных пособий необходимо правильно рассадить студентов, чтобы обеспечить им наилучшие условия видимости и правильную позу. Так, при использовании проектора, расположенного на расстоянии 4...7 м от экрана, и получаемой при этом ширине изображения 1,2...1,4 м, расстояние первого ряда студентов должно быть не менее 1,8...2,4 м от экрана, а последнего — 4...6 м. Эффективность зрительного восприятия динамичных экранных пособий определяется в основном яркостью изображения, которая зависит как от полезного светового потока проектора, так и от свойств экрана и объекта проецирования.
Особые условия необходимы при использовании в обучении телевизоров, так как в этом случае, в отличие от проекционных средств изображения, когда студенты смотрят на экран, отражающий световой поток, здесь они смотрят непосредственно на телевизионный экран (электронно-лучевую трубку), являющийся источником света. Смотреть телевизионные передачи следует в незатемненном помещении, так как просмотр в полной темноте неблагоприятен для глаз (большая разница освещенностей в поле зрения экрана и окружающего фона чрезвычайно утомительна для глаз), кроме того, полное затемнение затрудняет работу преподавателя.
При попадании в окна прямого солнечного света следует прикрывать окна легкими светлыми шторами или использовать солнцезащитные отражательные жалюзи, так как яркий солнечный свет значительно уменьшает контрастность изображения и ухудшает видимость, что является дополнительной причиной напряжения зрения. При длительном напряжении мышцы глаз устают. Если на экране нечеткое изображение, глаза самопроизвольно пытаются его сфокусировать, чтобы сделать более четким, а это вызывает чрезмерное напряжение мышц и ощущение их усталости. Чтобы ослабить зрительное напряжение, важно не концентрировать длительно взгляд на экране, дать возможность отдохнуть глазам. Для этого показ телеизображений следует чередовать с объяснениями преподавателя, а еще лучше — с паузами для самостоятельной работы студентов.
В гигиеническом отношении очень важно состояние студентов к моменту просмотра видеопередач. Если уже до начала просмотра студенты утомлены (например, сразу после трудной контрольной работы), нагрузка на физиологические органы увеличивается. Поэтому в процессе дальнейшей работы утомление возрастает вследствие повышения эмоциональной напряженности. Вот почему желательно, чтобы до занятий с применением ТСО или вслед за ними проводили занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения.
После длительного просмотра
1. Быстро поморгать глазами, закрыть и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз[8, с. 76].
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево — вправо, вверх—вниз. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом направить взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4— 5 раз.
5. В среднем темпе
проделать 3—4 круговых
Рис. 5. Схема просмотровой зоны у телеэкрана:
У — зона удовлетворительной видимости; О — оптимальная зона; К — комфортная зона
По гигиеническим
Однообразные, монотонные учебные
телепередачи типа бесед, лекций,
даже очень непродолжительные, вызывают
такое же утомление, как длительные
и увлекательные. Отсюда следует, что форма
передачи — проблема
преобладает над изображением. Значительное напряжение зрения вызывают передачи, в которых много схем, чертежей и текста.
На эффективность восприятия телеизображения влияют условия видимости изображения в просмотровой зоне. На рис. 5 показана схема просмотровых зон у телеэкрана.
На утомление зрения влияет расстояние от зрителя до экрана телевизора: наибольшее удаление зрителя от телевизора не должно превышать 12 — кратную ширину экрана, а наименьшее — 3 ширины экрана. Имеет значение и высота установки телевизора в учебном помещении. Его располагают немного выше уровня глаз зрителя, с некоторым наклоном, чтобы верхний край экрана был ближе к зрителю примерно на 10... 15°.
Установка телевизора в учебном
помещении должна отвечать следующим
требованиям: не мешать свободному перемещению
студентов по кабинету; простота регулирования
высоты установки; возможность расположения
под любым углом
в вертикальном и горизонтальном направлениях.
На рис. 6 показаны различные варианты
установки телевизора в кабинете. Можно
укреплять телевизор
Информация о работе Особенности материально-технического обеспечения кабинета