Особенности материально-технического обеспечения кабинета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение дидактических средств обучения для разработки электрифицированного стенда «Основные задачи системы управления автотранспортного предприятия» по дисциплине: «Техническая эксплуатация автотранспорта»
Объект. Учебный процесс по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
Предмет. Дидактические средства обучения (электрифицированный демонстрационный стенда «Основные задачи системы управления»)
Задачи:
1 Изучение и анализ учебно-методической литературы по дидактическим средствам обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
2 Для выполнения поставленной цели необходимо изучить применение дидактических средств обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспорта».
3 Изучить материально-техническое обеспечение кабинета «Техническая эксплуатация автотранспорта».
4 Разработать конструкционное исполнение электрифицированного демонстрационного стенда.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3

1 Дидактические принципы и средства обучения по дисциплине
«Техническая эксплуатация автотранспорта» ...................................................... 5

Дидактические принципы обучения ............................................................ 5

1.2 Требования к техническим средствам обучения (функциональные
требования к проектируемому стенду) ................................................................. 9

2 Материально-техническое обеспечение кабинета ...................................... 15

2.1 Особенности материально-технического обеспечения кабинета ............. 15

2.2 Санитарно-гигиенические требования ......................................................... 18

2.3 Краткое описание конструкционного исполнения проектируемого
демонстрационного стенда ..................................................................................... 30
Заключение………………………………………………………………………... 33
Список использованной литературы .................................................................... 35

Работа состоит из  1 файл

Курсов.Малащенко Для В С3 НА ПЕЧАТЬ1111111111111!!!!!!!.doc

— 6.54 Мб (Скачать документ)

Изучение технических дисциплин по автотранспорту требует обязательного выполнения одного из основных принципов дидактики — наглядности в обучении.

Выше было рассмотрено общее  положение об оборудовании кабинетов                    для обучения автоделу школьников, учащихся в профессионально технических училищах, лицеях и колледжах.

Факультет технологии и профессионально  педагогического образования предполагает более качественную подготовку специалистов (будущих преподавателей) по направлению и специализации (Автомобиль                                          и автомобильное хозяйство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2   Санитарно-гигиенические требования

 

При применении ТСО необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, иначе неумелое обращение  с ТСО может нанести вред здоровью студентов — их зрению, слуху, нервной  системе. Для поддержания оптимального уровня работоспособности студентов при использовании ТСО большое значение имеют условия применения, его длительность и частота, а также структура построения занятий. Поэтому для предупреждения утомления студентов            и повышения продуктивности учебного процесса при демонстрации необходимо создавать определённые условия использования ТСО в учебном кабинете (аудитории) [8, с. 71].

Просмотр фильмов, работа на компьютерах, так же как и любое другое зрительное напряжение (чтение, рисование, выполнение чертежей                                      и т.п.), особенно в неблагоприятных условиях, может вызвать значительное утомление органов зрения.  Особенно неблагоприятно для них изменение освещенности, экрана (стенда), мелькание, включение / выключение общего освещения кабинета, экрана (стенда) при демонстрации ТСО, перемежающиеся объяснениями или опросами.

Роль глаз важна во всей жизнедеятельности человека, так  как более 90 %  информации мы получаем с помощью зрения. Следует принимать  во внимание,                     что человеческий организм — это единая энергетическая система с дозированным для каждого человека запасом энергии. Сердце по кровеносным сосудам распространяет вместе с кровью и энергию. Если постоянно, а тем более чрезмерно, перегружать органы зрения, организм вынужден будет «перекачивать» в их зону дополнительную энергию за счёт «недодачи» её другим жизненно важным органам (головной мозг, нервная система, лёгкие, печень и т.д.). В свою очередь                             для энергетической поддержки этих органов организм вынужден находить дополнительные ресурсы, что в конечном счёте ведёт к общему энергетическому истощению и, как следствие, ухудшению здоровья  и заболеваниям, на первый взгляд не связанных со зрением. Из этого следует, что если не принимать мер                             к снижению зрительного напряжения, могут возникнуть не только ухудшение зрения — близорукость и другие расстройства глаз, но и заболевание сердца, почек, печени, желудочно-кишечного тракта  и иных органов человека.

Рассмотрим некоторые  общие принципы получения зрительной информации.

В глазном яблоке расположена  оптическая система и светочувствительный слой, чьим приёмным элементом являются «палочки» и «колбочки». Свет, проникающий в глаз, воздействует на находящееся в них фотохимическое вещество, благодаря чему и возникают импульсы, вызывающие в мозгу сознание ощущения света, цвета, формы  и величины предмета. В каждом глазу  имеется около 7 млн колбочек и 130 млн палочек.

От каждой колбочки и  от группы палочек (около 100 шт.), расположенных                   в разных местах сетчатки, идёт по одному зрительному волокну. Колбочки                           и палочки выполняют различные функции. Первые обеспечивают так называемое «дневное» зрение: это связано с их способностью воспринимать только достаточно яркие световые лучи. Зрение с помощью колбочек получает высокую разрешающую способность, позволяющую различать цвета и дающую отчетливое хроматическое восприятие. Вторые обеспечивают более высокую, чем у колбочек, чувствительность к световым лучам; плохо видимые мелкие детали не различаются, а их восприятие — бесцветно (ахроматично).

Особенности строения глаза  определяют свойства и характеристики зрительного анализатора. Область, видимую одному неподвижному глазу, называют полем зрения. Наблюдение одним глазом позволяет судить о форме рассматриваемого предмета, а наблюдение двумя глазами (бинокулярное зрение) — даёт возможность судить о глубине пространства (предмета). На рисунках                   2 и 3 показаны различные области цветного зрения  для наблюдения двумя глазами

в вертикальной и горизонтальной плоскостях пространства, а на рисунке 4 показана

чувствительность глаза  к волнам различного диапазона [8, с. 72].

 

 

  Рис. 2. Область цветного зрения                 Рис. 3. Область цветного зрения

    в вертикальной  плоскости                           в горизонтальной плоскости

 



Если человеческий глаз обладает световой чувствительностью                               к разным длинам волн монохроматических  излучений в диапазоне 380-700 нм,                    то инфракрасные и ультрафиолетовые лучи он не различает вообще. Лучше всего органы зрения человека приспособлены к рассеянному солнечному излучению, максимальная спектральная характеристика которого равна 550 нм. Направление зрения на тот или иной предмет оценивается поворотом глаза(до 80о) без поворота головы. Среднее время наведения обоих глаз в новую точку пространства равно примерно 165 мс. Правильность оценки расстояния зависит от мышечного аппарата глаз и состояния органа зрения в целом. Это свойство (глазомер) может быть развито соответствующей тренировкой. Максимальная острота зрения достигается при времени наблюдения не менее 0,5 с, а при более длительном наблюдении резко падает. Для полного использования чувствительности глаза адаптация должна быть не менее 30 — 40 мин. За это время чувствительность его палочек возрастает                        в десятки тысяч раз.

 

 

Рис. 4. Схема величин коэффициента относительной видимости в зависимости                   от длины волны

 

Теперь становится понятным, насколько важно создать и затем соблюдать высококачественные условия для восприятия зрительной информации, поступающей от ТСО.  Для предупреждения зрительного напряжения                                  при применении ТСО важны три условия: нахождение студента (студентов)                                 на определенном расстоянии от экрана (стенда), качество изображения (яркость, контрасность, четкость) и освещенность в помещении [8, с. 73].

В силу особенности зрения предмет  можно увидеть только                                 при определенной освещенности, достаточных размерах предмета                                     и контрасности его окраски по сравнению с фоном. Для отчетливого видения предмета, в том числе изображения на экране, его угловые размеры должны составлять не менее 10. Наименьшая высота (h) буквы проецируемой на экран                  при демонстрации диапозитивов определяется по формуле h = 0,003D,                         где D – расстояние от студентов, сидящих за последними столами кабинета,                       до экрана.  

Важны и размеры экрана (стенда), которые должны соответствовать  параметрам классного помещения  или учебного кабинета. При малых  размерах     экрана (стенда) студенты, сидящие в конце класса, будут плохо различать детали изображения, хотя само по себе оно может быть достаточно ярким  и контрасным.  Размеры проекционных отражающих экранов определяют из следующих соотношений:  Н=0,73 В  и  В=0,2L,  где  Н — высота экрана,  В — ширина экрана,             

L — длина учебного кабинета (в метрах). Помещения, в которых используют всевозможную проекционную аппаратуру, могут иметь разное соотношение длины, ширины и высоты. Наилучшим для демонстрации изображений считается                     такое соотношение, при котором ширина кабинета составляет 0,6 его длины. Проекция диафильмов, транспарантов, видеофильмов и кинофильмов на обычную стену учебного помещения недопустима, так как при этом в значительной степени снижается яркость и искажается цвет изображения.

При просмотре в учебном кабинете экранных статичных пособий необходимо правильно рассадить студентов, чтобы обеспечить им наилучшие условия видимости и правильную позу. Так, при использовании проектора, расположенного на расстоянии  4...7 м от экрана, и получаемой при этом ширине изображения              1,2...1,4 м, расстояние первого ряда студентов должно быть не менее 1,8...2,4 м                  от экрана, а последнего — 4...6 м. Эффективность зрительного восприятия динамичных экранных пособий определяется в основном яркостью изображения, которая зависит как от полезного светового потока проектора, так и от свойств экрана и объекта проецирования.

Особые условия необходимы при  использовании в обучении телевизоров,             так как в этом случае, в отличие от проекционных средств изображения,                       когда студенты смотрят на экран, отражающий световой поток, здесь они смотрят непосредственно на телевизионный экран (электронно-лучевую трубку), являющийся источником света. Смотреть телевизионные передачи следует                          в незатемненном помещении, так как просмотр в полной темноте неблагоприятен для глаз (большая разница освещенностей в поле зрения экрана и окружающего фона чрезвычайно утомительна для глаз), кроме того, полное затемнение затрудняет работу преподавателя.

При попадании в окна прямого  солнечного света следует прикрывать окна легкими светлыми шторами или использовать солнцезащитные отражательные жалюзи, так как яркий солнечный свет значительно уменьшает контрастность изображения и ухудшает видимость, что является дополнительной причиной напряжения зрения. При длительном напряжении мышцы глаз устают. Если на экране нечеткое изображение, глаза самопроизвольно пытаются его сфокусировать,                          чтобы сделать более четким, а это вызывает чрезмерное напряжение мышц                         и ощущение их усталости. Чтобы ослабить зрительное напряжение, важно                          не концентрировать длительно взгляд на экране, дать возможность отдохнуть глазам. Для этого показ телеизображений следует чередовать с объяснениями преподавателя, а еще лучше — с паузами для самостоятельной работы студентов.

В гигиеническом отношении очень  важно состояние студентов к моменту просмотра видеопередач. Если уже до начала просмотра студенты утомлены (например, сразу после трудной контрольной работы), нагрузка на физиологические органы увеличивается. Поэтому в процессе дальнейшей работы утомление возрастает вследствие повышения эмоциональной напряженности. Вот почему желательно, чтобы до занятий с применением ТСО или вслед за ними проводили занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения.

После длительного просмотра телепередач  желательно выполнить                                 со студентами комплекс упражнений гимнастики для глаз:

1.  Быстро поморгать  глазами, закрыть и посидеть  спокойно, медленно считая до 5. Повторить  4—5 раз.

2. Крепко зажмурить  глаза (считать до 3), открыть их  и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз[8, с. 76].

3. Вытянуть правую  руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы,                         за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево — вправо, вверх—вниз. Повторить 4—5 раз.

4.  Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом направить взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4— 5 раз.

5. В среднем темпе  проделать 3—4 круговых движения  глазами в правую сторону, столько же — в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Схема просмотровой зоны у телеэкрана:

У — зона удовлетворительной видимости; О — оптимальная зона; К — комфортная зона

 

По гигиеническим рекомендациям  общее число учебных занятий                                 с использованием длительных (до 30 мин) телепередач не должно превышать 4—5 раз в неделю.

Однообразные, монотонные учебные  телепередачи типа бесед, лекций,                  даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как длительные                  и увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи — проблема                                       не только педагогическая, но   и   гигиеническая.   Утомляют передачи, где слово

преобладает над изображением. Значительное напряжение зрения вызывают передачи, в которых много схем, чертежей и текста.

На эффективность восприятия телеизображения  влияют условия видимости изображения в просмотровой зоне. На рис. 5 показана схема просмотровых зон                   у телеэкрана.

На утомление зрения влияет расстояние от зрителя до экрана телевизора: наибольшее удаление зрителя от телевизора не должно превышать 12 — кратную ширину экрана, а наименьшее — 3 ширины экрана. Имеет значение и высота установки телевизора в учебном помещении. Его располагают немного выше уровня глаз зрителя, с некоторым наклоном, чтобы верхний край экрана был ближе                          к зрителю примерно на 10... 15°.

Установка телевизора в учебном  помещении должна отвечать следующим  требованиям: не мешать свободному перемещению  студентов по кабинету; простота регулирования высоты установки; возможность расположения под любым углом                  в вертикальном и горизонтальном направлениях. На рис. 6 показаны различные варианты установки телевизора в кабинете. Можно укреплять телевизор                                 на потолочных (а) и стенных (б) консолях, но при этом он не должен находится                над зоной, где находятся студенты; в этом случае не тратится полезная площадь пола. Можно устанавливать телевизор на неподвижных стойках (в) и передвижных подставках (г).

Информация о работе Особенности материально-технического обеспечения кабинета