Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
Современная автоматизированная система управления технологических процессов представляет собой многоуровневую человеко-машинную систему управления. Создание АСУ сложными технологическими процессами осуществляется с использованием автоматических информационных систем сбора данных и вычислительных комплексов, которые постоянно совершенствуются по мере развития технических средств и программного обеспечения.
Введение 12
1. Разработка функциональной схемы автоматизации и структурной схемы системы управления 14
1.1. Краткое описание технологического процесса 14
1.2. Разработка функциональной схемы автоматизации 16
1.3. Разработка структурной схемы управления 18
1.4. Разработка алгоритмов эксплуатация ТП 19
2. Выбора аппаратного обеспечения системы управления 22
2.1. Выбор КИПиА 22
2.1.1. Техническое задание на выбор КИПиА 22
2.1.2. Выбор измерительных приборов 23
2.1.3. Выбор исполнительных механизмов 29
2.2. Выбор конфигурации ПЛК 33
2.2.1. Техническое задание на выбор ПЛК 33
2.2.2. Выбор конфигурации на SLC-500 34
2.2.3. Выбор конфигурации на Ace-3600 36
2.2.4. Выбор конфигурации на Decont-182 38
2.2.5. Выбор конфигурации на iPAC -8000 39
2.3. Выбор кабельной продукции 41
3. Разработка программного обеспечения 44
3.1. Разработка программного обеспечения для ПЛК 44
3.1.1. Техническое задание на программное обеспечение ПЛК 44
3.1.2. Разработка алгоритмов управления 45
3.1.3. Разработка таблицы каналов ввода-вывода 46
3.1.4. Карты памяти 46
3.1.5. Файлы программ 51
3.1.6. Описание работы подподпрограмм 54
3.1.7. Подсчет быстродействия подпрограмм 55
3.2. Разработка программного обеспечения АРМ оператора 58
3.2.1. Техническое задание на разработку АРМ оператора 58
3.2.2. Конфигурация рабочей станции оператора 59
3.2.3. Разработка таблицы взаимодействия персонала с АСУТП 60
3.2.4. Эскизы графического интерфейса 61
3.2.5. Форма ведомостей смены 63
3.2.6. Руководство пользователя 63
3.2.7. Таблица переменных графического интерфейса 66
Заключение 70
Список используемой литературы
Исходя из всего этого, разработали функциональную схему, соответствующую ГОСТ 2.702-75 “Единая система конструкторской документации. Правила выполнения электрических схем» и ГОСТ 21.404-85 “Система проектной документации для строительства. Автоматизация технологических процессов. Обозначения условные приборов и средств автоматизации в схемах.
Функциональная
схема автоматизации узла компремирования
представлена в приложении А.
Автоматизированная система управления имеет трехуровневую многофункциональную информационно-управляющую систему, работающую в режиме реального времени.
Структурная
схема системы управления представлена
на рисунке 1.1.
Рисунок
1.1-Структурная схема системы
управления
Нижний
(полевой) уровень- уровень датчиков
и исполнительного
Средний
(контроллерный) уровень-уровень программно-
Верхний уровень (управления)- автоматизированные рабочие места (АРМы), уровень диспетчерского управления, SCADA-системы. На верхнем уровне происходит наблюдение за ходом технологического процесса, выдача управляющих команд, архивирование переменных процесса, формирование оперативных, сменных и суточных отчетов (рапортов) и других документов по запросу ОТП.
Уровни
АСУ ТП соединяют между собой промышленные
сети передачи данных.
На основе технической документации, такой как Технологический регламент отделения С-14 цеха подготовки, розлива углеводородных фракций (ЦПРУФ) ООО «Тобольск-Нефтехим» разработаем алгоритмы по технологии и системе управления эксплуатации узла компремирования воздуха.
Пусковым режимом называется состояние агрегата и подсистем, а также деятельность оператора направленная на создание необходимых предпусковых параметров, а также сам процесс запуска агрегата до набора им необходимых рабочих параметров. В данном режиме компрессор постепенно набирает необходимые обороты и степень сжатия.
Перед пуском воздушного компрессора М-31 в работу, необходимо последовательно выполнить следующие операции:
- подать промоборотную воду, открыв при этом задвижку NV1, к холодильникам Т-32, Т-33, Т-34, Т-35.
- заправить компрессор маслом (вручную).
- собрать технологическую схему (вручную), для чего необходимо:
- открыть арматуру на подаче воздуха от концевого холодильника Т-34 в воздухосборник Е-33;
- открыть арматуру до и после клапанов PТ6 на подаче воздуха из воздухосборника Е-33 в холодильник Т-35;
- открыть арматуру на подаче воздуха от холодильника Т-35 в маслоотделитель С-32.
Дождаться полного открытия задвижки, проверить давление смазочного масла затем произвести пуск компрессора М-31 в соответствии с инструкцией по эксплуатации, регулятором PТ6 установить требуемое давление в коллекторе воздуха Р=1,6 МПа.
Нормальным режимом функционирования агрегата является режим работы при котором агрегат работает исправно, поддерживается необходимое давление на напорной и всасывающей линиях, технологический процесс протекает на заданных уставках, все подсистемы агрегата функционируют исправно, сигналы аварий отсутствуют.
В нормальном режиме работы системы оперативный технологический персонал контролирует работу системы управления по показаниям приборов, а система управления ведет процесс в автоматическом режиме. В него входят выполнение следующих действий:
- контроль параметров процесса;
- предупреждение оператора о предаварийных ситуациях;
- П - регулирование клапанов для поддержания заданного давления на линии дросселирования воздуха к холодильнику Т-35.
Плановым остановом объекта называется процесс запланированного вывода его из технологической схемы станции, при котором происходит постепенное снятие нагрузки с него и полный останов. При этом технологический процесс станции не нарушается.
Во время планового останова системы механизмы узла компремирования должны выполнить следующие действия:
- осуществить оснанов двигателя компрессора;
- дождаться полного останова двигателя компрессора;
- затем закрыть клапаны NV6, NV7 на линии дросселирования воздуха к холодильнику Т-35.
Аварийным остановом называется внеплановый останов агрегата, с нарушением или полным остановом технологического процесса, вызванного возникновением аварийной ситуации.
В случае выхода контролируемых параметров за регламентные границы система управления осуществляет предупредительную сигнализацию. При этом оператор должен принять необходимые меры для возвращения параметров в регламентные границы. Если оператору не удастся это сделать, то система обеспечивает автоматический перевод оборудования в безопасное состояние в соответствие с утвержденными алгоритмами.
Алгоритмы эксплуатации ТП приведены в приложении Б.
СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ
Качество
работы автоматизированной системы
управления технологического процесса
во многом зависит от используемых
контрольно-измерительных
В связи с этим к КИП и исполнительным механизмам предъявляют следующие требования:
Основной принцип выбора ИП заключается в следующем: точность измерительного средства должна быть достаточно высокой по сравнению с требуемой точностью измерения параметра, а трудоемкость измерения и стоимость ИП должны быть возможно более низкими.
В
качестве приборов и средств автоматизации
подобраны приборы, прошедшую сертификацию
и разрешение к применению на территории
Российской Федерации для систем
технологического контроля и автоматизации.
Таблица КИПиА приведена в приложении
В.
Датчик давления Метран-100 ДИ
Интеллектуальные датчики давления серии Метран-100ДИ предназначены для измерения и непрерывного преобразования избыточного давления в унифицированный аналоговый токовый сигнал и/или цифровой сигнал в стандарте протокола HART, или цифровой сигнал на базе интерфейса RS485.
Датчик обеспечивает:
1)
высокую точность
2) стойкость к вибро и гидроударам;
3) долговременную стабильность сигнала.
Его
основные характеристики представлены
в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные характеристики датчика Метран-100ДИ
Характеристика | Значение |
Название датчика | Метран-100ДИ |
Назначение | Измерение избыточного давления жидких сред, газа, пара |
Максимальный диапазон измеряемого давления, МПа | 0 - 16 |
Минимальный диапазон измеряемого давления, кПа | 0 – 0,04 |
Температура окружающей среды, °С | -40 - 70 |
Температура измеряемой среды, °С | Не более 120 |
Предел допустимой погрешности, % | 0,15 |
Межповерочный интервал, лет | 3 |
Выходной сигнал, мА | 4 – 20 |
Напряжение питания, В | 12-42 |
Внешний вид датчика давления представлен на рисунке 2.1.
Рисунок
2.1 – Датчик давления Метран-100ДИ
Промышленная
группа «Метран» - ведущая российская
компания по разработке, производству
и сервисному обслуживанию интеллектуальных
средств автоматизации - датчиков давления
и температуры, расходомеров, метрологического
оборудования, комплексных проектов автоматизации.
Датчики «Метран» являются одними из лучших
в России. Технические решения, примененные
в них - лучшие в области измерения давления.
При этом соотношение цена/качество у
них оптимальное.
Лопастное реле потока FS-1R
Реле потока FS-1R предназначено для контроля наличия потока в отопительных, охлаждающих и водоочистных установках, насосных системах, дозирующих устройствах и промышленных системах. Отсутствие протока нарушает функционирование предохранительных и защитных устройств, зависящих от температуры.
В
таблице 2.2 приведены основные характеристики
реле потока FS-1R.
Таблица 2.2
Основные характеристики FS-1R
Параметр | Характеристика |
Электрические контакты | 220 Вт переменного тока, |
Сила тока | 10 А |
Среда измерения | Неагрессивные жидкости |
Максимальное рабочее давление жидкости | 1,034 МПа |
Температура жидкости | 0…120 оС |
Температура окружающей среды | 0…60 оС |
Пыле и влагозащита | IP 55 |
Резьба присоединения | Наружная 1 G |
Диапазон потока | 18 …. 2 000 литр/мин |
На рисунке 2.2 изображено реле потока FS-1R.