Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:09, курсовая работа
Цель работы:
•ознакомиться с устройством передаточных механизмов, применяемых в энергохозяйстве;
•изучить методы проектирования деталей машин;
Задачи работы:
•изучить классификацию передаточных механизмов;
•изучить конструкцию редуктора, назначение и работу его узлов и деталей;
•изучить методы расчёта деталей редуктора;
•выполнить расчёт:
ТЕМА ПРОЕКТА
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА РЕДУКТОРА
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Кинематический расчёт
Расчет открытой плоскоременной передачи
Выбор материала шестерни и зубчатого колеса. определение допускаемых напряжений.
Определение параметров зацепления.
Определение основных геометрических размеров передачи
Проверяем условие прочности зубьев по напряжениям изгиба.
Определение сил, действующих в зацеплении.
Выбор материала для изготовления вала
Эскизная разработка конструкции вала
проверочный расчёт вала на усталостную прочность
Расчёт подшипников качения
Расчёт шпонок
Проектирование корпуса редуктора
Смазка редукторА
d = 40 мм
Диаметр в месте посадки колеса берем:
d1 = d +5 = 45 мм,
чтобы колесо прошло свободно через посадочное место подшипника.
Радиусы галтелей принимаем
r = 1,0 мм.
Конструктивно назначаем
l1
= 50 мм,
l2 = 45 мм,
l3 = 55 мм.
проверочный
расчёт вала на усталостную
прочность
Составляем расчетные схемы вала, в соответствии с принятой конструкцией, заметим, что валы расположены в горизонтальной плоскости.
Cилу давления FЦ цепной передачи на вал раскладываем на составляющие в вертикальной и горизонтальной плоскостях:
Fв
= FЦ·sin
θ = (1850∙sin 38°) Н = 1139 Н,
Fг = FЦ·cos
θ = (1850∙cos 38°) Н = 1458 Н.
При составлении расчётной схемы рассматриваем работу вала на изгиб под действием сил, действующих в зацеплении в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
Закрепление вала в подшипниках принимаем как шарнирное опирание, при этом ось шарнира располагаем на оси симметрии подшипника.
Строим эпюры изгибающих моментов в двух, взаимно перпендикулярных плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
Для
прямозубой передачи в вертикальной
плоскости:
а) определяем опорные реакции (расстояния указаны в мм):
∑МБ
= − Fв·50 − Ft·45+RГВ·100
= 0;
RГв = (1139·50 + 987·45)/100 =1013,7 H.
∑МГ = − Fв·150
+RБв·100+Ft·55 = 0
RБв = (1139·150 − 987·55)/100= 1165,7
H
положительные
значения RБв и RГв
указывают, что направление реакций были
выбраны правильно;
Рис. 1
- Расчётная схема и
эпюра изгибающих моментов
вала
прямозубой
передачи в вертикальной
плоскости
б) проверяем правильность определения реакций:
∑Y = Fв − RБв − Ft+RГв = 1139 −1165,7 − 987 +1013,7 = 0
– реакции
найдены правильно;
в) строим эпюру изгибающих моментов прямозубой передачи в вертикальной плоскости Mв, для чего определяем их значения в характерных сечениях вала:
MА = 0;
MБ = Fв·50·10–3 = 1139 Н ·0,05 м = 56,95 Н·м;
МВ = RГв·55·10–3 = 1013,7 Н ·0,055 м = 55,75Н·м;
МГ = 0.
В
горизонтальной плоскости, для прямозубой
передачи:
а) определяем опорные реакции:
∑МБ
= − Fг ·50+Fr·45+RГг·100
= 0,
RГг = (1458·50 – 359,3·45)/100 = 567,3
H;
∑МГ =
− Fг·150+ RБг·100
− Fr·55 = 0,
RБг = (1458·150+359,3·55)/100 = 2384,6
Н;
положительные
значения RБг и RГг
указывают, что направление реакций были
выбраны правильно;
б) проверяем правильность определения реакций
∑Х = Fг − RБг+ Fr+ RГг = 1458 – 2384,6 + 359,3 + 567,3= 0,
реакции
найдены правильно;
в) строим эпюру изгибающих моментов для прямозубой передачи в горизонтальной плоскости МГ, для чего определяем их значения в характерных сечениях вала:
МА = 0;
МБ = Fг·50·10–3 = 1458 Н · 0,05м = 72,9 Н·м;
МВ = RГг·55·10─3 = 567,3Н · 0,055м = 31,2 Н·м;
МГ = 0;
Рис.
2 - Расчётная схема
и эпюра изгибающих
моментов вала
прямозубой
передачи в горизонтальной
плоскости
Далее строим эпюру крутящих моментов:
Рис. 3. Расчётная схема и эпюра крутящего момента вала
Передача вращающего момента происходит вдоль оси вала от середины ступицы колеса до середины ступицы звездочки. Указанный момент имеет единое значение для прямозубой передач:
МК
= Т2
= 129,5 Н·м.
Затем
определяем коэффициент
запаса прочности для прямозубой
передачи в опасном сечении II-II, в котором
концентрация напряжений обусловлена
канавкой с галтелью и посадкой внутреннего
кольца подшипника с натягом. Это сечение
расположено на расстоянии 10 мм от середины
подшипника.
Определяем
изгибающие моменты
в опасном сечении.
Момент в вертикальной плоскости:
Мв(II) = Fв·0,06 − RБв·0,01 = 1139·0,06 – 1165,7·0,01= 56,7 Н·м.
Момент в горизонтальной плоскости:
Мг(II) = Fг·0,06·− RБг·0,01·= 1458·0,06 – 2384,6·0,01 = 63,6 Н·м.
Суммарный изгибающий момент в сечении II-II:
М(II)
=
Согласно эпюре крутящий момент в сечении II-II:
МК=129,5
Н·м.
Определяем
напряжения в опасном
сечении.
Напряжения изгиба:
σИ = МII/W = МII/0,1d3 = 85,2/(0,1∙0,043) Па = 13,3 МПа.
В опасном сечении нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу с амплитудой:
σα = σИ = 13,3 МПа.
Напряжения кручения:
τК = МК/WК=МК/0,2d3 = 129,5 /(0,2∙0,043) Па = 10,1 МПа.
При
ненулевом цикле амплитуда
τa = τК/2 = 10,1/2 = 5,05 МПа.
В
опасном сечении имеется
r/d = 0,02;
кольцевую канавку с соотношением:
t/r
= 2;
для которой, для стали 45 и σВ = 900 МПа:
kσ/kdσ
= 3,06.
Аналогично для касательных напряжений имеем:
kτ/kdτ
= 2,8.
Для σВ = 880 МПа и Rz = 6 мкм для шлифованной посадочной поверхности; найдём:
kFσ ≈ 1, kFτ ≈ 1,
поверхность вала не упрочняется, следовательно:
kV
= 1.
Коэффициенты концентрации напряжений вала в опасном сечении:
Kσ
= (kσ/kdσ+1/kFσ
− 1)/kV = (3,06+1 − 1)/1 = 3,06.
Kτ = (kτ/kdτ+1/kFτ
− 1)/kV = (2,8+1 − 1)/1 = 2,8.
Принимая коэффициент чувствительности материала к ассиметрии цикла, находим коэффициенты запаса сопротивления усталости вала в рассматриваемом сечении по нормальным напряжениям:
nσ = σ–1/(σa∙Kσ+σm∙ψσ) = 380/(13,3 · 3,06 + 0∙ψσ) = 9,34;
и касательным напряжениям:
nτ
= τ−1/(τa∙Kτ+τm∙ψτ)
= 230/(5,05∙2,8 + 10,1∙0,05) = 15,7.
Расчетный коэффициент запаса сопротивления усталости вала в опасном сечении должен удовлетворять требованию:
имеем:
Сопротивление усталости вала прямозубой передачи в сечении обеспечено.
Расчёт
подшипников качения
Для прямозубой передачи определяем радиальную нагрузку опоры Б.
Используя
эту же формулу, легко убедиться,
что опора Г менее нагружена,
расчёт по ней не проводится.
Эквивалентная нагрузка для прямозубой передачи:
F = FR ⋅V ⋅ k δ ⋅ k Т,
при выбранных
значениях коэффициентов
F
= FR∙1∙1,5∙1 = 1,5 FR
= 2654,3∙1,5 = 3981,4 Н.
Определим ресурс подшипника тихоходного вала из условия наработки не менее Lh =20000 часов:
L = Lh 60n/106= 20∙103 60·100/106∙= 120 млн. циклов.
откуда:
По справочнику, для посадочного диаметра 40 мм выбираем подшипник, для которого динамическая грузоподъёмность имеет значение не менее расчётной. Прямозубой передаче будет соответствовать подшипник № 208 легкой серии, с динамической грузоподъёмностью 25600 Н. ≥ 20868 Н. В опоре Г установим такой же подшипник.
Долговечность подшипников прямозубой передачи обеспечена.
Расчёт
шпонок
Выберем шпонку тихоходного вала прямозубой передачи. Из справочника находим для призматической шпонки исполнения А:
12×8×40 ГОСТ 23360.
Проверяем выбранную шпонку на смятие:
σсмт
= 2 Т/d(h − t1) lp
= 2∙129,5 /0,04∙0,003∙0,04 = 54 МПа.
54 ≤ [σ]смт
=100 МПа.
Информация о работе Расчет редуктора привода ленточного конвейера транспортёра энергоузла