Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:04, контрольная работа
Триботехника – наука о контактном взаимодействии твердых тел при их относительном движении, охватывающая весь комплекс вопросов трения, изнашивания и смазки машин. В некоторых странах, в том числе и России, вместо термина триботехника употребляют термины трибология и трибоника.
Введение ……………………………………………………………… 2
I. Теоретическая часть…………………………………………………8
Типы фрикционных передач………………………………………….10
Расчет фрикционной передачи……………….……….……………..13
Макрогеометрия поверхности (спецвопрос)……………..…………15
II. Расчётная часть …………………………………………………... 19
Заключение ………………………………………………………….. 23
Список литературы …………………………………………………. 24
о – точка контакта;
о1 и о2 – оси вращения колес.
P1=4,8 кВт – передаваемая мощность на ведущем валу;
n1=920 об/мин – частота вращения ведущего вала;
Kсц=1,5 – коэффициент сцепления;
fc=0,13 – коэффициент трения скольжения материала без смазки;
Е=2,1∙105 МПа – модуль нормальной упругости (сталь 50);
t=1200 ч – время работы.
Рабочие
поверхности колес обработаны круглым
шлифованием (Ra=0,63) и приработаны.
Величину допустимого износа принять:
[h]=2,5мм.
Решение.
Необходимая сила нажатия для передачи вращающего момента T1 определяется по формуле
Н [1, c. 40, ф. (4.24)]
где
Нм
Полуширина полоски контакта при действии силы нажатия F'n=14365 Н. определяется по формуле
[1, c. 39, ф. (4.23)]
мм,
где приведенный радиус кривизны
мм [1, c. 35, ф. (4.10)]
Контактные напряжения
МПа
Определяем
интенсивность изнашивания
[1, c. 32, ф. (4.1)]
Для 8-го класса шероховатости при круглом шлифовании рабочих поверхностей колёс:
v=1,9 [1, приложение 1];
[1, приложение 1];
k=0,2; aпер=1 [1, см. формулу (4.5)];
tу=7,9; σ0=700 МПа [1, приложение 2];
Кtv=3,9 [1, приложение 3];
fм=0,119 [1, приложение 4].
Толщина изношенного слоя ведущего h1 и ведомого h2 колес
[1, c. 40, ф. (4.25)]
мм
где окружные скорости ведущего и ведомого колес
мм/с
мм/с
передаточное
отношение
Максимальная величина изношенного слоя hmax=h1=3,87 мм. По нормам [h]=2,5мм.
Допустимый ресурс работы ведущего колеса передачи
ч,
что меньше заданного.
Выводы: данная фрикционная передача при заданных условиях эксплуатации выработает свой ресурс раньше, чем это необходимо и превысит допустимый предел величины изношенного слоя.
Заключение
Триботехнические явления должны учитываться при проектировании и эксплуатации машин и механизмов. Они проявляются при земляных работах, в сельском хозяйстве, строительстве, добывающей промышленности и во многих других случаях. Потери средств от трения и износа в развитых странах составляют 4-5% национального дохода, а преодоление сопротивления трения поглощает во всем мире 20-25% вырабатываемой за год энергии. Анализ специальных комитетов Международного совета по трибологии показал, что за полный цикл эксплуатации машин эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и запасные части в несколько раз превышают затраты на изготовление новой техники.
Борьба
с потерями энергии и выходом
из строя машин и оборудования
от трения и износа во многих странах стала
государственной задачей. Во многих
странах большие коллективы научных
работников и инженеров работают
над проблемами трения и изнашивания.
Этим работам в передовых
промышленно развитых странах уделяется
повышенное внимание на государственном
уровне.
Список
литературы
1. Паршев
С.Н. «Поверхностная прочность и изнашивание
материалов узлов трения»: учебное пособие
/ С.Н. Паршев, Н.Ю. Полозенко. – Волгоград:
РПК «Политехник», 2009 - 54 с.
2. Гаркунов Д.Н. «Триботехника (износ и
безызносность)»: Учебник./ Гаркунов
Д.Н. – 4-е изд., переработ. и доп. – М.: «Издательство
МСХА», 2001 – 359 с.
3.
Силин А.А. «Трение и его роль в развитии
техники» /Силин А.А. – М.: Наука, 1983. – 68
с.
4.
Голего Н.Л. « Особенности построения и
реализации банка данных по трибологии.
Проблемы трения и изнашивания». / Голего
Н. Л., Будя А. П., Коценко А.В., Натансон
М. Э. – М: Наука, 1989. – 128 с.
5.
Трение и износ. В 25т. Т.22. Проблемы технического
обновления различных отраслей
машиностроения./ Сорокин Г.М. – М: Наука,
2001. – 311 с.
6. Трение и износ. В 25т. Т. 23. Задачи компьютерной трибологии. / Захаров С.М. – М: Наука, 2002. – 235 с.