Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа
Для этого и была сделана данная работа. В которой была поставлена цель: изучить «Методику проведения занятия по технологии по теме: Технология изготовления изделий с использование сложных соединений в 7-х классах».
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить понятие методики.
Изучить формы организации обучения.
Проанализировать поэтапную подготовку учителя к уроку «Технологии».
Разработать примерные планы конспектов по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»
Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………....5
1.1. Понятие методики……………………………………………………. 5
1.2. Формы организации обучения………………………………………10
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ….………………………………………………...15
2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»..…………15
2.2. Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………....5
Глава 2. МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ
СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ….………………………………………………
2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»..…………15
2.2. Разработка
примерного плана-конспекта по темам «Шиповые
столярные соединения» и «Соединение
деталей шкантами и шурупами с нагелями»………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.
Введение в Государственный стандарт образовательной области «Технология» – непросто очередная новация. Разработчики идеи такого введения предвидели, что традиционная интерпретация трудового обучения неизбежно войдет в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями страны, с потребностями времени.
Поэтому для актуализации знаний по технологии необходимо совершенствование средств обучения и методик преподавания, которое совершается в процессе разработки новых методик.
Для этого и была сделана данная работа. В которой была поставлена цель: изучить «Методику проведения занятия по технологии по теме: Технология изготовления изделий с использование сложных соединений в 7-х классах».
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении сформулированы актуальность, цели, задачи, предмет.
В первой главе рассмотрены понятия методов и методики, обучения и другие, а также формы организации обучения.
Во второй главе проанализирована поэтапная подготовка учителя к занятию, и представлена примерная разработка планов-конспектов уроков по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями».
В заключении сделан вывод по работе. Библиографический список составляет 15 наименований.
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи
И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Для
того чтобы разобраться, что принято
понимать под методами обучения попытаемся
разбить это словосочетание на составляющие
его слова «метод» и «обучение»
Понятие «обучение» также как и многие основные определения, используемые в педагогике, за долгие годы менялось и корректировалось. Ниже рассмотрим некоторые из них:
1. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие. [6, с. 202]
2. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.[5, с. 236]
3.Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. [6, с. 237]
4. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. [6, с. 237]
Теперь рассмотрим понятие метод:
1. Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. [3, с. 30]
2. Метод [с гр. methodos исследование] – способ исследования природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще – прием, способ или образ действия. [7, с. 132]
3. Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. [4, с. 87]
4.
Методы — это то средство, с
помощью которого учитель
Таким образом, под методами бучения понимают способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. Американский педагог Клар Керр выделил четыре «революции в области методов обучения». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвёртая свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.
В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Каждая ветвь педагогики выделяет методы в соответствии со своими постулатами.
Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы.
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передач и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает возможность исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.
Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.
Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащихся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.
Еще одно понятие, которое получило широкое распространение в дидактике это «прием обучения». Под приемом обучения принято понимать составную часть или отдельную сторону метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.
Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода — объяснения преподавателем нового материла, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.
Один
и тот же способ в одних случаях
может выступать как
Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Как мы видим, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.
Одним из важных понятий в теории обучения является понятие «методики обучения». Методикой сегодня пользуются во всех школах и дошкольных образовательных учреждениях, а также в профессиональных училищах, где преподает учитель (воспитатель).
Понятие «методика» тоже имеет свою историю развития, т.е. появилось не сразу. Вначале на стихийном этапе обучения методики отсутствовали, и образование проводилось на интуитивном уровне. Затем рост мастерства преподавания привел к выработке теоретических основ проведения учебного процесса. Начинал формироваться научный подход в педагогической деятельности, создаются единые теории и концепции обучения. На этом этапе произошло становление системы школ, в которых работали преподаватели-профессионалы. Разработку основных принципов деятельности школ связывают с именем Я. А. Коменского.
Создание теории означает, что для реализации данных теорий будут разрабатываться некоторые рекомендации учителям по организации и проведению учебного процесса, которые отражают методики обучения и другие учебно-методические материалы. Каждая теоретическая концепция или подход предполагают свою систему принципов образования, т.е. имеет свою педагогическую систему и соответственно при дальнейшей разработке свою методику обучения.
Таким образом, дальнейшая разработка педагогической системы, предназначенной для обучения, приводит к детализации обучения в содержании, методах и формах организации. Формируется методика, применяемая в ходе обучения преподавателем. В методике ключевое звено — преподаватель.
Методика обучения — это некий набор правил, принципов, методов и средств, позволяющий проводить обучение в рамках определенной педагогической системы. Другими словами, методика — это то конкретное (учебники, дидактические материалы, методические рекомендации и т.п.), что учитель может использовать в своей педагогической деятельности и на чем он может построить учебный процесс.
Таким образов можно сделать выводы:
- что метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное и до сих пор ученые-дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории;
- с методами обучения связаны с другими понятиями – прием обучения, средства и т.д.;
- методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей;
-
методика обучения, определяет чему
и зачем учить и каким образом
как это делать.
1.2.
Формы организации
обучения
Учебная и учебно-производственная деятельность школьников при изучении технологи протекает в различных организационных формах. Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий [2, с. 135].
Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов и только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.