Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Для этого и была сделана данная работа. В которой была поставлена цель: изучить «Методику проведения занятия по технологии по теме: Технология изготовления изделий с использование сложных соединений в 7-х классах».
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить понятие методики.
Изучить формы организации обучения.
Проанализировать поэтапную подготовку учителя к уроку «Технологии».
Разработать примерные планы конспектов по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………....5
1.1. Понятие методики……………………………………………………. 5
1.2. Формы организации обучения………………………………………10
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ….………………………………………………...15
2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»..…………15
2.2. Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

основная часть.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………..…………3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………....5

      1.1. Понятие методики……………………………………………………. 5

      1.2. Формы организации обучения………………………………………10

Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ….………………………………………………...15

      2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»..…………15

    2.2. Разработка  примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……...………………………………………………………….27

Библиографический список…………………………………………..30

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Наше  общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

     Введение  в Государственный стандарт образовательной  области «Технология» –  непросто очередная новация. Разработчики идеи такого введения предвидели, что традиционная интерпретация трудового обучения неизбежно войдет в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями  страны, с потребностями времени.

     Поэтому для актуализации знаний по технологии необходимо совершенствование средств обучения и методик преподавания, которое совершается в процессе разработки новых методик.

     Для этого и была сделана данная работа. В которой была поставлена цель: изучить «Методику проведения занятия по технологии по теме: Технология изготовления изделий с использование сложных соединений в 7-х классах».

     Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие методики.
  2. Изучить формы организации обучения.
  3. Проанализировать поэтапную подготовку учителя к уроку «Технологии».
  4. Разработать примерные планы конспектов по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

     Во  введении сформулированы актуальность, цели, задачи, предмет.

     В первой главе рассмотрены понятия  методов и методики, обучения и  другие, а также формы организации  обучения.

     Во  второй главе проанализирована поэтапная  подготовка учителя к занятию, и  представлена примерная разработка планов-конспектов уроков по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями».

     В заключении сделан вывод по работе. Библиографический список составляет 15 наименований.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 

    1. Понятие методики

     

      Для того чтобы разобраться, что принято  понимать под методами обучения попытаемся разбить это словосочетание на составляющие его слова «метод» и «обучение».

      Понятие «обучение» также как и многие основные определения, используемые в педагогике, за долгие годы менялось и корректировалось. Ниже рассмотрим некоторые из них:

      1. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие. [6, с. 202]

      2. Обучение – процесс передачи  и усвоения знаний, умений, навыков  деятельности, основное средство  подготовки человека к жизни  и труду.[5, с. 236]

      3.Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. [6, с. 237]

      4. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. [6, с. 237]

      Теперь  рассмотрим понятие метод:

      1. Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. [3, с. 30]

      2. Метод [с гр. methodos исследование] – способ исследования природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще – прием, способ или образ действия. [7, с. 132]

      3. Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. [4, с. 87]

      4. Методы — это то средство, с  помощью которого учитель решает  стоящие перед ним задачи по обучению учащихся

      Таким образом, под методами бучения понимают способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

      Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. Американский педагог Клар Керр выделил четыре «революции в области методов обучения». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвёртая свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.

      В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Каждая ветвь педагогики выделяет методы в соответствии со своими постулатами.

      Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы.

      Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и  телевизионные передач и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает возможность исследовательской  работы и не развивает творческое мышление.

      Проблемный  метод используется главным образом  на лекции, в ходе наблюдений, при  работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

      Частично-поисковый  метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

      Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

      Авторы  предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный  переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащихся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

      Еще одно понятие, которое получило широкое  распространение в дидактике  это «прием обучения». Под приемом обучения принято понимать составную часть или отдельную сторону метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

      Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода — объяснения преподавателем нового материла, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

      Один  и тот же способ в одних случаях  может выступать как самостоятельный метод, а в других— как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным метолом обучено если она только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

      Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Как мы видим, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.

      Одним из важных понятий в теории обучения является понятие «методики обучения». Методикой сегодня пользуются во всех школах и дошкольных образовательных учреждениях, а также в профессиональных училищах, где преподает учитель (воспитатель).

      Понятие «методика» тоже имеет свою историю развития, т.е. появилось не сразу. Вначале на стихийном этапе обучения методики отсутствовали, и образование проводилось на интуитивном уровне. Затем рост мастерства преподавания привел к выработке теоретических основ проведения учебного процесса. Начинал формироваться научный подход в педагогической деятельности, создаются единые теории и концепции обучения. На этом этапе произошло становление системы школ, в которых работали преподаватели-профессионалы. Разработку основных принципов деятельности школ связывают с именем Я. А. Коменского.

      Создание  теории означает, что для реализации данных теорий будут разрабатываться некоторые рекомендации учителям по организации и проведению учебного процесса, которые отражают методики обучения и другие учебно-методические материалы. Каждая теоретическая концепция или подход предполагают свою систему принципов образования, т.е. имеет свою педагогическую систему и соответственно при дальнейшей разработке свою методику обучения.

      Таким образом, дальнейшая разработка педагогической системы, предназначенной для обучения, приводит к детализации обучения в содержании, методах и формах организации. Формируется методика, применяемая в ходе обучения преподавателем. В методике ключевое звено — преподаватель.

      Методика  обучения — это некий набор  правил, принципов, методов и средств, позволяющий проводить обучение в рамках определенной педагогической системы. Другими словами, методика — это то конкретное (учебники, дидактические материалы, методические рекомендации и т.п.), что учитель может использовать в своей педагогической деятельности и на чем он может построить учебный процесс.

      Таким образов можно сделать выводы:

      - что метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное и до сих пор ученые-дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории;

      - с методами обучения связаны  с другими понятиями – прием  обучения, средства и т.д.;

      - методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей;

      - методика обучения, определяет чему  и зачем учить и каким образом  как это делать. 

1.2. Формы организации обучения 

     Учебная и учебно-производственная деятельность школьников при изучении технологи протекает в различных организационных формах. Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий [2, с. 135].

     Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных  разделов учебной программы курса  «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов и только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.

Информация о работе Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»