Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Для этого и была сделана данная работа. В которой была поставлена цель: изучить «Методику проведения занятия по технологии по теме: Технология изготовления изделий с использование сложных соединений в 7-х классах».
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить понятие методики.
Изучить формы организации обучения.
Проанализировать поэтапную подготовку учителя к уроку «Технологии».
Разработать примерные планы конспектов по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………....5
1.1. Понятие методики……………………………………………………. 5
1.2. Формы организации обучения………………………………………10
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ….………………………………………………...15
2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»..…………15
2.2. Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

основная часть.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

     Оборудование: верстаки.

     Приспособления: тиски.

     Инструменты: молотки, ножовки, долото, стаместки, рубанки. 

     Материалы и заготовки: напиленные доски для изготовления шипового соединения.

     Объект  труда: отдельные элементы изделий

     Вспомогательные средства и СИЗ: перчатки, халаты (фартуки), защитные очки.

     Методы  обучения: беседа с закреплением материала в ходе урока; самостоятельная работа под контролем преподавателя.

     Тип урока: комбинированный

     Учебные и наглядные пособия: эталонный образец шипового соединения.

     Структура урока (таблица 1):  
 
 
 

    ТАБЛИЦА 1

    СТРУКТУРА УРОКА

    Наименование  раздела урока Продолжительность, мин.
    Организационная часть 5
    Повторение  пройденного материала 10
    Изучение нового материала 25
    Практическая  работа 45
    Заключительная  часть 5
    Итого:  

 

    Опорные знания:

    Основные  определения: Шиповое соединение, шип, гнездо, проушина.

    Ход урока:

    1. Организационная часть.

      Приветствие и получение сведений об отсутствующих. Подготовка учащихся к занятию. Сообщение  темы, цели и задач урока.

      Объяснить учащимся, что большую тему «Столярные соединения» им предстоит осваивать  в течении четырех уроков, с проведением двух практических работ.

    1. Актуализация опорных знаний.
  1. Какие основные виды пород древесины вы помните?
  1. Из чего состоит древесина? (Строение древесины)
    1. Объяснение нового материала.

      При сборке отдельных элементов изделия  применяются несколько видов соединения:

    • шиповые соединения;
    • соединения шкантами и шурупами;
    • соединения нагелями.

     Шиповое соединение деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью и  применяются при изготовлении дверных  и оконных блоков, мебели и других деревянных конструкций. Основными элементами шипового соединения является: шип, гнездо, проушина. (рис. 2)

Рис. 2. ЭЛЕМЕНТЫ ШИПОВОГО СОЕДИНЕНИЯ:

а –  шип; б – гнездо; в – проушина; 1 – торец; 2 – заплечники; 3 – щечки; 4 – дно проушины;

     Шипом называют выступ на торце деревянной детали.

     Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяют с шипом.

     Проушиной называется паз на торце детали, соединяемой с шипом.

     В зависимости от толщины деталей  применяются одинарные, двойные, тройные  и многократные шипы. (рис. 3)

Рис. 3. ШИПОВОЕ  СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ:

а –  одинарным шпоном; б – двойным  шпоном.

      Шиповые соединения бывают (рис. 4):

    • угловые концевые;
    • угловые серединные (тавровые);
    • угловые ящичные 

 

    Рис. 4. ВИДЫ УГЛОВЫХ ШИПОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ:

    а –  концевое; б – тавровое; в – ящичное: S0 – толщина бруса,  S1 и S3 – толщина ушек, S2 –толщина шипа, l – длина шипа.

     Шиповые соединения подбираются в зависимости  от толщины заготовки:

    • До 40 мм – одинарные;
    • От 40 до 80 – двойные;
    • Свыше 80 мм – тройные и многократные.

     Последовательность  выполнения шипового соединения:

  1. Разметка шипа и проушины.

    Разметку  шипов и проушин производят с  двух концов заготовки.

     Рассчитывают  толщину шипа, устанавливают размеры  на рейсмусе или гребенке и проводят по торцу и боковым поверхностям параллельные линии.

     Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины  помечаются.

  1. Запиливание шипа и проушины.

     Запиливание шипа и проушины начинают в размеченной  заготовке, закрепленной наклонно, а  заканчивают запиливание в вертикальном положении заготовки.

     Для запиливания шипов и проушин  применяются различные продольные и поперечные пилы:

    • лучковая;
    • широкая;
    • узкая;
    • обушковая;
    • наградка.
  1. Вырубание (выдалбливание) проушины.

     После запиливания заготовки вырубаются проушины с помощью долота и стамески легким постукиванием киянкой.

     Выдалбливание проушины или гнезда производят на подкладной доске.

     Особое  внимание необходимо обратить на качество древесины.

     Если  волокна древесины имеют косослой или завитки возле сучьев, то размеры  шагов при долблении уменьшают в 2-3 раза.

  1. Подготовка шипа и проушины.

      Подготовка  шипа и проушины производиться с  помощью стеместки и напильника, добиваясь, чтобы шип входил в  проушину плотно при нажатии рукой  или несильном ударе киянки.

  1. Склеивание шипового соединения.

     Склеивание шипового соединения выполняется под давлением с помощью струбцины, предварительно наносится клей с выдержкой деталей на воздухе.

  1. Зачистка шипового соединения.

     Последней операцией при выполнении шипового соединения является  зачистка, которая  проводится с помощью рубанка или напильника. Предварительно закрепляют изделие на верстаке. При массовом производстве изделий на предприятиях шипы, проушины и гнезда зарезаются фрезами на шипорезных станках.

    1. Практическая работа
  1. Учащимся предлагается рассчитать размер шипа заготовки. Составить эскиз шипа и проушины с простановкой размеров.
  1. По выполненному эскизу запилить и выдолбить проушины.
    1. Заключительная часть

      Проверить и оценить выполнение работы, по следующим критериям:

  • точность разметки шипов и проушин;
  • точность столярного соединения;
  • прочность столярного соединения;
  • аккуратность выполнения работы;
  • отсутствие нарушений правил безопасного труда.

    Уборка рабочего места. 

    Тема  урока: «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

    Цели  урока:

    1. Обучающая – углубить технические знания о сложных соединениях.
    2. Развивающая – содействовать развитию у учащихся целеустремленности, аккуратности в процессе изготовления сложных соединений.
    3. Воспитывающая – продолжить формирования у учащихся.

     Оборудование: верстаки.

     Приспособления: тиски.

     Инструменты: молотки, ножовки, долото, стаместки, рубанки. 

     Материалы и заготовки: напиленные доски для  изготовления шипового соединения. 

     Объект  труда: отдельные элементы изделий

     Вспомогательные средства и СИЗ: перчатки, халаты (фартуки), защитные очки.

     Методы  обучения: беседа с закреплением материала  в ходе урока; самостоятельная работа под контролем преподавателя.

     Тип урока: комбинированный

     Учебные и наглядные пособия: эталонный  образец шипового соединения.

     Структура урока (таблица 2):

    ТАБЛИЦА 2

    СТРУКТУРА УРОКА

    Наименование  раздела урока Продолжительность, мин.
    1. Организационная часть 5
    2. Актуализация  знаний 10
    3. Изучение нового материала 20
    4. Практическая  работа 50
    5. Заключительная  часть 5
    Итого:  

 

    Опорные знания:

    Основные  определения: Шкант, шуруп, нагель. 

    Ход урока:

  1. Организационная часть.

     Приветствие и получение сведений об отсутствующих. Подготовка учащихся к занятию. Сообщение  темы, цели и задач урока.

  1. Актуализация знаний.
    • Какие вы знаете столярные соединения?
    • Что такое шкант?
    • Какие соединения называют шиповыми? Где их применяют?
    • Чем отличаются шиповое соединение от других соединений?
  1. Объяснение нового материала.

      По  сравнению с шиповым соединением, соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями является более простым, но менее прочным.

      Шканты  – это круглые вставки, вставляемые  в отверстия двух соединяемых  деталей (Рис. 5).

 

Рис. 5. СОЕДИНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ НА ШКАНТАХ 

      Диаметр шканта должен составлять 0,4 толщины  соединяемых деталей. Отверстия  под шкант сверлятся на глубину 0,5 длины шканта плюс 2-3 мм. 

Последовательность  сборки деталей шкантами:

  1. Разметка торца;
  2. Высверливание отверстий на торце;
  3. Разметка, высверливание отверстий на пласти и соединение.

     Перед соединением деталей шкантами шканты намазывают клеем. 

Соединение  деталей шурупом и нагелем. 

      Сущность  соединения состоит в том, что  шурупы плохо держаться, если они  ввинчены вдоль волокон, но прочно ввинчиваются в нагель (Рис. 6).

 
 

Рис. 6. СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ШУРУПАМИ В НАГЕЛЬ. 

  1.   Практическая работа.

      Разделить детали для выполнения соединения шкантами.

      Учащимся  произвести разметку под шкант, подобрать  шканты, высверлить отверстия. Намазать шканты клеем, соединить детали и  зажать их в тиски.

  1. Заключительная часть.

Информация о работе Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»