Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Для этого и была сделана данная работа. В которой была поставлена цель: изучить «Методику проведения занятия по технологии по теме: Технология изготовления изделий с использование сложных соединений в 7-х классах».
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить понятие методики.
Изучить формы организации обучения.
Проанализировать поэтапную подготовку учителя к уроку «Технологии».
Разработать примерные планы конспектов по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………....5
1.1. Понятие методики……………………………………………………. 5
1.2. Формы организации обучения………………………………………10
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ….………………………………………………...15
2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»..…………15
2.2. Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

основная часть.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

     При этом учитель технологии должен ясно осознавать, что успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но в значительной степени и от организационных форм учебной работы.

     Организационные формы обучения определяют, как построить  дидактическую работу с учетом того, кто (имеется в виду возрастной фактор), где (имеется в виду место проведения занятий) и когда (с точки зрения времени работы) обучается.

     В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы  организации учащихся [9, с. 76]:

     – фронтальная;

     – звеньевая;

     – индивидуальная.

     Достоинства и недостатки каждой организационной  формы следует рассматривать  одновременно с двух точек зрения  [3, с. 92].

     Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения  знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

     Во-вторых, не менее важно, чтобы при организации  обучения у школьников формировалось  наиболее приближенное к реальному  представление и производстве и  современных технологических процессах.

     Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.

     Кроме того, при фронтальной работе можно  применить такую структурную  схему (рис. 1):

       
 
 

      Рис. 1. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА 

      При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, – все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей [8, с. 41]. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения. Методическое руководство учебным процессом облегчается, планируемые целевые обходы строго конкретны, ибо «привязаны» к одному и тому же объекту труда. Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения, то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Здесь ни в коем случае не имеется в виду, что учащиеся осваивают трудовой процесс методом «проб и ошибок». Практика работы в мастерских показала, что всегда находятся учащиеся, более глубоко воспринимающие особенности конкретной работы, если они видят, «как делать», на примере своих товарищей.

      В то же время фронтальная форма  организации работы школьников не лишена недостатков. Прежде всего, она не считается  с различиями в развитии отдельных учащихся, вследствие чего из-за разного темпа работы фронтальность нарушается. К недостаткам можно отнести и то обстоятельство, что каждый школьник от начала до конца выполняет работу сам, у него не формируется представление о характере разделения труда на современном производстве. Эта организационная форма создает благоприятные условия для освоения обработочных операций, но одной из ее слабых сторон является недостаточная дифференциация программного содержания, а порой и полное отсутствие такой дифференциации [5, с. 138].

      Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет свое задание (они могут резко разниться).

      При формировании групп стоит учитывать  хорошо апробированную методику –  она состоит в следующем [7, с. 77].

  1. Небольшие группы (3–6 человек) могут работать как над теоретическими, так и над практическими заданиями – на уроке, а также на внеурочных и внешкольных занятиях.
  2. Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п. Учитель, однако, следит за тем, чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые учащиеся, различающиеся образом мышления, умением критически взвешивать принимаемые решения.
  3. Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить и подчиняться, это соответствует реалиям будущей трудовой жизни.
  4. Группы работают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты. Руководящая роль учителя проявляется не только в конкретных «подсказках», но и в создании атмосферы сотрудничества, духа взаимной помощи. Это особенно важно для младших школьников (они еще не умеют организованно работать вместе в течение продолжительного времени и часто не готовы поставить групповые интересы выше собственных).

     Применительно к курсу «Технология» можно сказать, что групповая форма организации  работы учащихся особенно приемлема  при выполнении проектов.

     Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство  учебным процессом: учителю приходится осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными рабочими участками.

     Возможно  в группах и такое: выделившийся неформальный лидер подчиняет волю остальных членов группы, проявляет авторитаризм.

     Но  и достоинства этой организационной  формы очевидны. Она позволяет  создавать у школьников правильное представление о современной  организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. Наконец, эта форма – по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования, например при работе, на станках.

     Индивидуальная  форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет посильное задание, такой вид важен – для самоутверждения.

     Такая организация возможна и если учитель  сочтет целесообразным для изготовления большой партии изделий разделить  учащихся «по операциям». Производительность труда резко возрастет, и школьник, с успехом справляясь с порученным ему посильным заданием,  получает удовлетворение от результатов своего труда.

     Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью  индивидуализировать содержание и  темп учебы, дать возможность отстающим  по каким-либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.

     Однако  преподавателю значительно труднее  контролировать большое количество различных работ, а учащийся не имеет возможности сотрудничать со своими товарищами, не вырабатывает умения работать в коллективе, для коллектива. Между тем известно, что формирование у школьников именно этих качеств является одним из условий его всестороннего развития.

     Таким образом, можно сделать вывод, что у учителя технологи всегда есть возможность разносторонне подходить к процессу обучения, и возможность воспитать в учениках стремление к самостоятельному  изучению предмета и чувство надобности в коллективе.

 

Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 

2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»  

     Первоначальным  этапом подготовки учителя к урокам технологии, является изучение тематического плана. При изучении тематического плана учитель может распланировать нагрузку и интенсивность освоение нового материала.

      На раздел «Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений» по программе выделяется 16 часов.

     Основными теоретическими сведениями, которые должны быть изложены в данном разделе являются:

  • строение древесины;
  • характеристика основных пород древесины;
  • технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств;
  • правила сушки и хранения древесины;
  • профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов;
  • традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России;
  • понятие о много детальном изделии и его графическом изображении;
  • виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины;
  • угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности;
  • графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей;
  • современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

     В процессе изучения раздела должны  быть проведены следующие практические работы:

  • выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов;
  • анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия;
  • изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин;
  • соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею;
  • сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия;
  • визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение;
  • соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах;
  • изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

     Таким образом, можно сделать вывод, что исходя из перечня дидактических тем и списка практических работ учитель решает, какой теме и какой практической работе необходимо буде уделить больше времени и внимания.

     Вторым  этапом в подготовке к уроку является изучение учебной литературы, то есть учебников по «Технологии». Учебники должны быть подготовлены в соответствии с программой образовательной области, соответствовать федеральному стандарту.  Одном из таких учебников является, учебник по «Технологии» под редакцией В.Д. Симоненко.

     В данном учебнике разделу «Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений» посвящается 12 параграфов:

  1. Физико-химические свойства древесины.
  2. Конструкторская документация.
  3. Технологическая документация.
  4. Заточка дереворежущих инструментов.
  5. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей.
  6. Отклонения и допуски на размеры деталей.
  7. Шиповые столярные соединения.
  8. Разметка и запиливание шипов и проушин.
  9. Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями.
  10. Точение конических и фасонных деталей.
  11. Художественное точение изделий из древесины.
  12. Профессии, специальности рабочих и машины в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

     Таким образом, можно сделать вывод, что сравнивая содержание учебника и тематический план учитель делает выводы, для себя, об актуальности использования данного учебника в изучении «Технологии».

     Следующим этапом, по итогам изучения и анализ тематического плана и учебной литературы является составление планов-конспектов.  

2.2. Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями» 

Тема  урока: «Шиповые столярные соединения»

     Цели  урока:

  1. Обучающая – научить учащихся выполнению различных видов соединения элементов изделия.
  2. Развивающая – развивать у учащихся умение  применять имеющиеся знания на практике.
  3. Воспитывающая – воспитывать и развивать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Информация о работе Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»