Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа
Для этого и была сделана данная работа. В которой была поставлена цель: изучить «Методику проведения занятия по технологии по теме: Технология изготовления изделий с использование сложных соединений в 7-х классах».
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить понятие методики.
Изучить формы организации обучения.
Проанализировать поэтапную подготовку учителя к уроку «Технологии».
Разработать примерные планы конспектов по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»
Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИи И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………....5
1.1. Понятие методики……………………………………………………. 5
1.2. Формы организации обучения………………………………………10
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ….………………………………………………...15
2.1. Поэтапная подготовка учителя к урокам «Технологии»..…………15
2.2. Разработка примерного плана-конспекта по темам «Шиповые столярные соединения» и «Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями»………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………
При этом учитель технологии должен ясно осознавать, что успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но в значительной степени и от организационных форм учебной работы.
Организационные формы обучения определяют, как построить дидактическую работу с учетом того, кто (имеется в виду возрастной фактор), где (имеется в виду место проведения занятий) и когда (с точки зрения времени работы) обучается.
В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся [9, с. 76]:
– фронтальная;
– звеньевая;
– индивидуальная.
Достоинства и недостатки каждой организационной формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения [3, с. 92].
Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.
Во-вторых,
не менее важно, чтобы при организации
обучения у школьников формировалось
наиболее приближенное к реальному
представление и производстве и
современных технологических
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.
Кроме того, при фронтальной работе можно применить такую структурную схему (рис. 1):
Рис.
1. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, – все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей [8, с. 41]. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения. Методическое руководство учебным процессом облегчается, планируемые целевые обходы строго конкретны, ибо «привязаны» к одному и тому же объекту труда. Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения, то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Здесь ни в коем случае не имеется в виду, что учащиеся осваивают трудовой процесс методом «проб и ошибок». Практика работы в мастерских показала, что всегда находятся учащиеся, более глубоко воспринимающие особенности конкретной работы, если они видят, «как делать», на примере своих товарищей.
В то же время фронтальная форма организации работы школьников не лишена недостатков. Прежде всего, она не считается с различиями в развитии отдельных учащихся, вследствие чего из-за разного темпа работы фронтальность нарушается. К недостаткам можно отнести и то обстоятельство, что каждый школьник от начала до конца выполняет работу сам, у него не формируется представление о характере разделения труда на современном производстве. Эта организационная форма создает благоприятные условия для освоения обработочных операций, но одной из ее слабых сторон является недостаточная дифференциация программного содержания, а порой и полное отсутствие такой дифференциации [5, с. 138].
Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет свое задание (они могут резко разниться).
При формировании групп стоит учитывать хорошо апробированную методику – она состоит в следующем [7, с. 77].
Применительно
к курсу «Технология» можно сказать,
что групповая форма
Естественно,
что при групповом выполнении
задания усложняется
Возможно в группах и такое: выделившийся неформальный лидер подчиняет волю остальных членов группы, проявляет авторитаризм.
Но и достоинства этой организационной формы очевидны. Она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. Наконец, эта форма – по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования, например при работе, на станках.
Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет посильное задание, такой вид важен – для самоутверждения.
Такая организация возможна и если учитель сочтет целесообразным для изготовления большой партии изделий разделить учащихся «по операциям». Производительность труда резко возрастет, и школьник, с успехом справляясь с порученным ему посильным заданием, получает удовлетворение от результатов своего труда.
Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким-либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.
Однако
преподавателю значительно
Таким образом, можно сделать вывод, что у учителя технологи всегда есть возможность разносторонне подходить к процессу обучения, и возможность воспитать в учениках стремление к самостоятельному изучению предмета и чувство надобности в коллективе.
Глава
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО
ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
2.1.
Поэтапная подготовка
учителя к урокам «Технологии»
Первоначальным этапом подготовки учителя к урокам технологии, является изучение тематического плана. При изучении тематического плана учитель может распланировать нагрузку и интенсивность освоение нового материала.
На раздел «Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений» по программе выделяется 16 часов.
Основными теоретическими сведениями, которые должны быть изложены в данном разделе являются:
В процессе изучения раздела должны быть проведены следующие практические работы:
Таким образом, можно сделать вывод, что исходя из перечня дидактических тем и списка практических работ учитель решает, какой теме и какой практической работе необходимо буде уделить больше времени и внимания.
Вторым этапом в подготовке к уроку является изучение учебной литературы, то есть учебников по «Технологии». Учебники должны быть подготовлены в соответствии с программой образовательной области, соответствовать федеральному стандарту. Одном из таких учебников является, учебник по «Технологии» под редакцией В.Д. Симоненко.
В данном учебнике разделу «Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений» посвящается 12 параграфов:
Таким образом, можно сделать вывод, что сравнивая содержание учебника и тематический план учитель делает выводы, для себя, об актуальности использования данного учебника в изучении «Технологии».
Следующим
этапом, по итогам изучения и анализ тематического
плана и учебной литературы является составление
планов-конспектов.
2.2.
Разработка примерного
плана-конспекта по
темам «Шиповые столярные
соединения» и «Соединение
деталей шкантами и
шурупами с нагелями»
Тема урока: «Шиповые столярные соединения»
Цели урока: