Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:26, шпаргалка
1.Системы электрооборудования ТС. Обозначение узлов и агрегатов.
2. Устройство вентильных генераторов
3. Структурная схема электроснабжения ТС
4.Устройство АКБ
5.Автомобильные генераторы. Классификация. Принцип работы.
6.Устройство и характеристики электродвигателей
7. Основы процесса автоматического регулирования напряжения в бортовой сети автомобиля
8.Устройство тяговых реле
9.Электромагнитный регулятор напряжения
10.Устройство катушки зажигания
11. Конструкции искровых свечей зажигания
12. Регуляторы напряжения смешанного типа, бесконтактные, интегральные
13. Физико-химические процессы в свинцовом кислотном аккумуляторе
14.Параллельная работа генератора и АКБ
15. Методы диагностирования системы электроснабжения
16.Электрические схемы генераторных установок
17.Способы зарядки АКБ
18. Структурная схема системы пуска двигателя
19. Электромагнитные реле в схемах электрооборудования
20. Выпрямительные блоки генераторных установок
21.Регулирование угла опережения зажигания в классической системе зажигания
Примером регулятора напряжения смешанного типа может служить реле-регулятор РР362, который применяется на автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-52-04 и на некоторых моделях автомобилей "Москвич". Этот реле-регулятор имеет регулятор напряжения с германиевым транзистором и реле защиты. Регулятор напряжения имеет две пары контактов: нормально разомкнутую и нормально замкнутую. Реле защиты имеет одну обмотку.
Недостатком регулятора смешанного типа является нестабильность регулируемого напряжения, так как вследствие старения изменяются характеристики возвратной пружины регулятора. Поэтому в эксплуатации данный регулятор, так же как и электромагнитный, должен периодически проверяться. Эти недостатки полностью исключены в электронных регуляторах напряжения (рис. 1.25), где в цепь возбуждения также включен транзистор, работающий в режиме ключа. Функцию чувствительного элемента выполняет стабилитрон VD3. Задающими элементами являются резисторы R1 и R3.
При напряжении генератора ниже регулируемого стабилитрон VD3 закрыт, закрыт транзистор VT2, а транзистор VT1 открыт. Сопротивление цепи возбуждения минимально и с увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора увеличивается. При напряжении генератора выше регулируемого стабилитрон пробивается, транзистор VT2 открывается, что приводит к закрытию транзистора VT1, так как на его базу подается положительный потенциал. В цепь возбуждения включается добавочный резистор и напряжение генератора падает. Уменьшение напряжения вызывает запирание стабилитрона, закрытие транзистора VT2 и открытие транзистора VT1. Этот процесс повторяется с большой частотой, в результате напряжение генератора колеблется около регулируемого значения.
Электронные регуляторы обладают более высокой надежностью и стабильностью регулируемого напряжения, чем электромагнитные и смешанные. Недостатком таких устройств является сложность изменения регулируемого напряжения в условиях эксплуатации.
К типичным электронным регуляторам напряжения можно отнести регулятор 201.3702, работающий в комплекте с генераторами Г250 или 32.3701 на автомобилях ЗИЛ-431410, УАЗ-3962 и др. Он содержит пять транзисторов и стабилитрон в качестве чувствительного элемента). Отличительной особенностью схемы регулятора 201.3702 является то, что стабилитрон расположен не в базовой, а в эмиттерной цепи входного транзистора. Поскольку ток в эмиттерной цепи транзистора больше, чем в базовой, такое схематическое решение способствует более стабильной работе регулятора по уровню поддерживаемого им напряжения.
Дальнейшим совершенствованием электронных регуляторов явилось создание интегральных регуляторов — первых изделий на автомобиле, в которых использовались элементы микроэлектроники. В нашей стране эти регуляторы стали внедряться с середины 70-х годов и заняли прочное место среди изделий электрооборудования благодаря значительно меньшим габаритным размерам и массе, чем у их предшественников. Интегральные регуляторы имеют повышенные допустимые рабочие температуры, что позволило встраивать их в генератор и, следовательно, упростить схему электропроводки автомобиля и повысить надежность генераторной установки за счет выполнения соединений между генератором и регулятором напряжения внутри генератора. Интегральные регуляторы обеспечивают высокую стабильность и точность регулирования напряжения в бортовой сети. Немаловажно и то обстоятельство, что переход на интегральные регуляторы дает значительную экономию металлов, в том числе дефицитных цветных.
Выпускаются два типа интегральных регуляторов напряжения: Я112 на номинальное напряжение 14 В и Я120 — на 28 В. Их
габаритные размеры и масса в 9...24 раза меньше по сравнению с рассмотренными регуляторами РР362 и 201.3702, а наибольшая допустимая рабочая температура в 1,6 раза больше.
Регулятор напряжения Я112-А (рис. 1.27) устанавливается на автомобилях "Москвич", автобусах ПАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ и др. Конструктивно он выполнен следующим образом. На металлической пластине — основании регулятора — смонтированы все элементы схемы. Активные элементы выполнены в виде защищенных блоков, пассивные — по толстопленочной технологии на керамической подложке с двусторонним исполнением схемы.
При изготовлении схему настраивают на требуемый уровень напряжения методом лазерной подгонки. Схема заливается специальным герметиком и закрывается пластмассовой крышкой. Регулятор
имеет два ввода: "В" и "Ш", "минус" на корпусе. Конструкция щеткодержателя генератора изменена, обе щетки изолированы от "массы".
Выходная цепь регулятора состоит из транзистора VT5, переключающегося с помощью управляющего транзистора VT2 и промежуточного транзистора VT4. Роль чувствительного элемента выполняет стабилитрон VD1, подключенный к входному высокоомному делителю напряжения Rl, R2.
Схема содержит цепочку обратной связи R4, С1 для повышения четкости переключения транзисторов и уменьшения времени перехода схемы из одного состояния в другое. Конденсатор С2 служит для фильтрации входного напряжения, поступающего на транзистор VT2.
Свинцовые аккумуляторы являются вторичными химическими источниками тока, которые могут использоваться многократно. Активные материалы, израсходованные в процессе разряда, восстанавливаются при последующем заряде.
Химический источник тока представляет собой совокупность реагентов (окислителя и восстановителя) и электролита. Восстановитель (отрицательный электрод) электрохимической системы в процессе токообразующей реакции отдает электроны и окисляется, а окислитель (положительный электрод) восстанавливается. Электролитом, как правило, является жидкое химическое соединение, обладающее хорошей ионной и малой электронной проводимостью.
В свинцовом аккумуляторе в токообразующих процессах участвуют двуокись свинца (диоксид свинца) РЬ02 (окислитель) положительного электрода, губчатый свинец РЬ (восстановитель) отрицательного электрода и электролит (водный раствор серной кислоты H^SC^)- Активные вещества электродов представляют собой относительно жесткую пористую электронопроводящую массу с диаметром пор 1.5 мкм у РЬС>2 и 5-10 мкм у губчатого свинца. Объемная пористость активных веществ в заряженном состоянии - около 50%.
Часть серной кислоты в электролите диссоциирована на положительные ионы водорода Н+ и отрицательные ионы кислотного остатка SO42". Губчатый свинец при разряде аккумулятора выделяет в электролит положительные ионы двухвалентного свинца РЬ2+. Избыточные электроны отрицательного электрода по внешнему участку замкнутой электрической цепи перемещаются к положительному электроду, где восстанавливают четырехвалентные ионы свинца РЬ4+ до двухвалентного свинца РЬ2+. Положительные ионы свинца РЬ2+ соединяются с отрицательными ионами кислотного остатка SC>42~, образуя на обоих электродах сернокислый свинец PDSO4 (сульфат свинца).
При подключении аккумулятора к зарядному устройству электроны движутся к отрицательному электроду, нейтрализуя двухвалентные ионы свинца РЬ2+. На электроде выделяется губчатый свинец РЬ. Отдавая под влиянием напряжения внешнего источника тока по два электрона, двухвалентные ионы свинца РЬ2+ у положительного электрода окисляются в четырехвалентные ионы РЬ4+. Через промежуточные реакции ионы РЬ4+ соединяются с двумя ионами кислорода и образуют двуокись свинца РЬС^.
Химические
реакции в свинцовом
разряд РЬ02 + 2H2S04 + Pb
2PbS04 + 2Н20. заряд« >
Содержание
в электролите серной кислоты
и плотность электролита
Расход кислоты у положительных электродов больше, чем у отрицательных. Если учитывать количество воды, образующейся у положительных электродов, то количество кислоты, необходимое для них в течение разряда, в 1,6 раза больше, чем для отрицательных. При разряде происходит незначительное увеличение объема электролита, а при заряде - уменьшение (около 1 см3 на 1 А-ч). На 1 Ач электрической емкости расходуется: при разряде - свинца 3,86 г, диоксида свинца 4,44 г, серной кислоты 3,67 г, а при заряде - воды 0,672 г, сульфата свинца 11,6 г.
Основным источником электроэнергии является генератор, который при работе обеспечивает электропитание всех потребителей и заряд батареи. При неработающем двигателе электропитание осуществляется от батареи. При работе автомобиля возможен режим, когда мощность подключенных потребителей превышает мощность, развиваемую генератором. В этом случае недостающую мощность компенсирует батарея, работая параллельно с генератором.
Применявшиеся ранее генераторы постоянного тока на холостом ходу двигателя не обеспечивали потребители электроэнергией, и в этом режиме источником являлась аккумуляторная батарея, что отрицательно сказывалось на степени ее заряженности. В соответствии с существующими требованиями на холостом ходу двигателя генератор должен обеспечивать питание системы зажигания, приборов, габаритных фонарей и основного отопителя при малой частоте вращения его вентилятора для автомобилей среднего и высокого классов, а для всех остальных автомобилей — питание зажигания, приборов и габаритных фонарей.
Поскольку
на современных автомобилях
Проверка состояния и техническое обслуживание при ТО-1 аккумуляторной батареи
1.Определить
тип батареи и марки
2. Тщательно
очистить и протереть
3. Зачистить
выводы клемм от окислов
4. Смазать тонким слоем неконтактные части клемм и межэлементные перемычки техническим вазелином;
5. Проверить
состояние бака аккумуляторной
батареи путем внешнего
6. Вывернуть
пробки из аккумулятора и
7. Проверить с помощью стеклянной трубки уровень электролита, для чего:
7.1 Опустить
трубку вертикально через
7.2 Плотно
закрыть пальцем верхний конец
трубки и в вертикальном
7.3 Слить
электролит в аккумулятор,
8. При
снижении уровня долить
9. Проверяют
крепление и надежность
Проверка степени заряженности батареи
1. Проверять
аккумуляторные батареи