Специфика социальной работы с молодёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание

Изучение объекта и предмета исследования предопределило цель:
1. Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день
2. Рассмотреть проблемы современной молодёжи
3. Обозначить решение проблем молодёжи

Содержание

Введение
Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа
1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом
Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации
2.1 Основные направления молодежной политики
2.2 Социальная поддержка по трудоустройству безработной молодёжи
2.3 Год молодёжи 2009
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

два курсовика в одно ТЕХНОЛОГИЯ СОЦ.РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию российской федерации

Российский Государственный  Социальный Университет

Курсовая работа

По дисциплине "Технология социальной работы"

Тема: "Специфика социальной работы с молодёжью"

Обнинск

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа

1.1 Наиболее актуальные проблемы  молодёжи

1.2 Нормативно-правовые основы социальной  работы с молодежью

1.3 Молодёжь и молодёжная политика  за рубежом

Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации

2.1 Основные направления молодежной  политики

2.2 Социальная поддержка по трудоустройству  безработной молодёжи

2.3 Год молодёжи 2009

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

На  сегодняшний день в России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в стране через анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.

Курсовая  работа посвящена молодёжи как объекту  социальной работы, и актуальность изучения этой темы очевидна: на сегодняшний день в России проживает 32, 2 млн. человек этой категории граждан, а это - 22 % всего населения. Молодёжь – это будущее страны, и от того, как будет осуществляться социальная работа и молодёжная политика сегодня, зависит судьба государства завтра.

Объектом  исследования является сама молодёжь, а предметом –социальные структуры, и государственные органы, ведущие  молодёжную политику.

Изучение  объекта и предмета исследования предопределило цель:

1.         Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день

2.         Рассмотреть проблемы современной молодёжи

3.         Обозначить решение проблем молодёжи

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи, которые  идут из содержания:

1.         Рассмотрение молодёжи как особой социально - демографической группы

2.         Выявление наиболее актуальных проблем молодёжи

3.         Рассмотрение молодежи и молодёжной политики за рубежом

4.         Рассмотрение молодёжной политики и её основных направлений в Российской Федерации

Методами исследования темы являются:

1.         Анализ литературы по данной теме

2.         Анализ статистических данных о молодёжи за последнее время

3.         Изучение нормативно-правовой базы ("Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760 р")

4.         Анализ статей СМИ в новостях и сети Итнернет

Таким образом, курсовая работа раскрывает как теоретический, так и практический подход к данной теме.

 

Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового  государства. Масштабность и глубина  происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. В начале текущего столетия эта проблема принимает глобальный характер, так как от социальной ориентации молодежи таких крупных государственных образований, к которым продолжает относиться Россия, зависит будущее развитие Земной цивилизации в целом.

По официальным данным на 1 января 2009 года в России проживало 32 млн. молодых  граждан (каждый четвертый её житель). Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2009 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения.

Молодёжь характеризуется как  социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе. В.Чупров отмечает, что "…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ".

Исследованием проблем молодежи занимаются ИСПИ РАН под руководством профессора В.И.Чупрова и мониторинг НИЦ при  Институте молодежи под руководством Б.А.Ручкина, В.А.Родионова.

Под молодежью в настоящее время  в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1.      14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характернымаксимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2.      17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3.      20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4.      25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Россия вступила в XXI век. Молодое  поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.

Во-первых, молодёжь наследует достигнутый  уровень развития общества и государства  и уже сегодня формирует в  себе образ будущего, несёт функцию  социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные  цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической  инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в  существующие социально-экономические и политические отношения.

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной  стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться  фактором как ускорения, так и  торможения общественного развития.

Это зависит от того, насколько  молодёжь:

- знает, разделяет и принимает  цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения  стоящих задач;

- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активногоnвключения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально - экономических процессов  в нашем обществе в период его  реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

1.1 Наиболее актуальные проблемы  молодёжи

Положение молодежи в современном  российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и др.

Сегодня социологи и политологи выделяют несколько черт, характеризующих  систему молодежных ценностей:

-преимущественно развлекательную  направленность жизненных ценностей и интересов, подкрепляемую прямым воздействием массовой культуры;

-вытеснение ценностей национальной  культуры западными образцами  поведения и символами;

-приоритет потребительских ориентаций.

Существенно отличаются от взрослых ценностные ориентации молодежи. То, чему воспитывали советских людей на протяжении десятилетий, быстро утратило свою ценность. Существующие сегодня правовые и социальные гарантии молодежи часто носят декларативный характер. Положение молодых людей в обществе является нестабильным. В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Условия нестабильности переходного периода приводят к обострению молодежных проблем:

- потеря социальных гарантий;

- утрата чувства собственной  безопасности;

- снижение жизненного уровня;

- неудовлетворенность материальным  положением, жилищными условиями,  работой.

Для современной молодежи наиболее значительными являются: деньги, здоровье, жилищная проблема, возможность получения образования, повышение квалификации, карьера, продвижение по службе. Значимость проблемы изменяется в зависимости от возраста так, для современной молодежи наиболее значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), жилищная проблема (24,7%), возможности получения образования, повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом здоровье занимает 2-е место и у 17-летних (36,2%) и у 31-летних (37,4%). 17-летняя молодежь важными считает: - образование (39,6%), 3 - деньги (35,5%), 4 - материальная зависимость от родителей (21,6%), 5 - любовь (16,9%). 31-летняя молодежь приоритет отдает другим проблемам: 1 -деньги (54,3%), 3- жилищная проблема (33,9%), 4 - воспитание детей (24,6%), 5 - возможность потерять работу (23,6%).

Информация о работе Специфика социальной работы с молодёжью