Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, курсовая работа
Изучение объекта и предмета исследования предопределило цель:
1. Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день
2. Рассмотреть проблемы современной молодёжи
3. Обозначить решение проблем молодёжи
Введение
Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа
1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом
Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации
2.1 Основные направления молодежной политики
2.2 Социальная поддержка по трудоустройству безработной молодёжи
2.3 Год молодёжи 2009
Заключение
Список использованных источников
- поддержка деятельности
- содействие международным
Меры реализации:
- принятие специального
- внесение изменений и
- разработка и выполнение
- создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
- выделение в федеральном и
местном бюджетах отдельных
- создание государственных
В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4]
В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5]
В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молод ...........
ежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6]
Задачи, поставленные этой программой.
1. создание условий для
2. формирование у молодежи
3. выполнение программ
4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
5. улучшение демографической
6. развитие и поддержка
В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По содержанию социальная поддержка
молодежи может быть материально-экономической,
коммуникативно-
Социальные проблемы и потребности молодежи
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной из главных проблем молодых
рабочих является трудоустройство,
хорошо оплачиваемая и интересная работа.
Переход к рынку предполагает
коренное преобразование стимулов и
мотивов экономической
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим. [12;34]
II. «Роль социальных
служб в решении проблем
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи
рассматривается как
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
;Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические (
- семейное психологическое
- психолого-педагогическое
- консультационная работа социал
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:
1. Принцип анализа подтекста
(требование различать
2. Принцип отказа от конкретных
рекомендаций (ибо человек сам
должен принять решение о
3. Принцип стереоскопического
4. Принцип системности (
5. Принцип уважения личности
клиента (отказ от установки
на переделывание, перевоспитан
6. Принцип профессиональной
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная, характерна
для США и некоторых других
стран. Она предусматривает
Во-вторых, социал-демократическая, характерная
для ряда стран Центральной и
Северной Европы. Она исходит из
признания ответственности
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания насе ...........
ления РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).