Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, курсовая работа
Изучение объекта и предмета исследования предопределило цель:
1. Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день
2. Рассмотреть проблемы современной молодёжи
3. Обозначить решение проблем молодёжи
Введение
Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа
1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом
Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации
2.1 Основные направления молодежной политики
2.2 Социальная поддержка по трудоустройству безработной молодёжи
2.3 Год молодёжи 2009
Заключение
Список использованных источников
Проблемы материального
- низкая зарплата или стипендия
- возможность работы по
- кредит для покупки жилья
- предоставление рабочих мест выпускникам учебных заведений
- помощь молодой семье
- медицинское обслуживание.
Решение этих проблем под силу только государству. И их реализация определяет степень доверия органам власти и электоральную активность.
Проблемы молодежи анализируются
специалистами Института
Условия системного кризиса и сложная экономическая ситуация привели к отрицательным последствиям в молодежной среде. Темпы роста молодежной безработицы превышают темпы роста безработицы среди населения в целом (по статистическим данным доля молодых людей среди безработных в 2006 году составила около 43%, в 2007г.-47,5%); растет число нетрудоустроенных среди выпускников средних и высших учебных заведений; происходит отток молодежи из сферы науки. На рынке труда происходит значительный перелив рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу негосударственной экономики, на должности, не требующие серьезных профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопление интеллектуальной собственности, профессионализма. Данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. Отсюда происходит размывание представлений в глазах юношества о социально одобряемых и не одобряемых видах занятости.
В тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Различные социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение больших денег, материальной выгоды. "Большая зарплата", именно этот мотив оказался решающим при выборе места работы (согласно опросу) для 59,9% из числа 17 летних, 65,3% — из числа 24-летних и 64,4% — 31 - летних.
Смещение направленности социальных
ориентации молодежи можно наблюдать
по оценкам удовлетворенности
Среди социальных проблем молодежи следует выделить наиболее острые:
- сокращение доли молодежи в составе населения (с 1979 года она сократилась почти на 15%);
- тенденция ухудшения здоровья (лишь 14% детей практически здоровы, 35% детей хронически больны);
- быстрыми темпами происходит
снижение интеллектуального пот
- ухудшение положения системы образования;
- идет процесс десоциализации, маргинализации молодежи;
- ускоряющиеся темпы
Обостряется демографическая ситуация (снижается рождаемость в молодежных семьях, растет заболеваемость детей, подростков и молодежи, усиливаются миграционные процессы и настроения), продолжается ухудшение материальных условий жизни большинства молодых людей, растет криминализация и маргинализация молодежной среды, снижаются шансы юношей и девушек из малообеспеченных семей на получение престижного профессионального образования. Рыночные отношения в их нынешнем состоянии не нуждаются во всесторонне развитой нравственно и духовно богатой личности, зато активно формируется "рыночный" тип личности, которая оценивает окружающих (и оценивается ими сама) по критерию потребления, наличию материальных возможностей. Точную характеристику "рыночной" личности дал в свое время Э.Фромм: "Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться".
Анализируя данные по участию молодежи в избирательных кампаниях в 1991-2006 годах можно сделать вывод о том, что молодежь в большей степени, чем представители других возрастов, оказывали поддержку политическим партиям, лидерам, движениям, ориентировавшимся на ценности рыночной экономики и расширение политических свобод. В то же время к середине 90-х годов выявилось недоверие молодежи ко всем традиционным формам политического процесса и стремлении оказывать поддержку политическим лидерам, никак не связанных с политической властью. Можно проследить новую тенденцию по результатам опроса относительно голосования молодежи - молодые избиратели в большей степени, чем представители старших возрастов, склонны доверять "новым" лидерам. Молодежь дистанцируется от традиционных политических лидеров. Это свидетельствует о разочаровании ходом и результатами политических процессов, проходивших в России в 90-е годы XX века. Треть молодежи политикой вообще не интересуется и более половины за политической информацией не следят, хотя иногда обсуждают политические события. В оценке молодежью политической ситуации в стране еще недавно преобладали пессимистические настроения. Сегодня они сменяются более нейтральными и позитивными.
В 2002 году Фондом "Общественное мнение" проводилось исследование "Проблемы молодежи". По мнению россиян, молодежные организации являются всего лишь инструментом, позволяющим влиять на молодежь, которая рассматривается как объект воздействия государства и (в меньшей степени) различных политических сил. Как отмечается в аналитических итогах исследования, "Это обстоятельство во многом объясняет тот, на первый взгляд, неожиданный факт, что подавляющее большинство участников общенационального опроса -77% согласились с точкой зрения, согласно которой "государство должно поддерживать молодежные политические организации" и только 8% высказали противоположное мнение. При более чем скептическом отношении российских граждан к партиям и иным политическим институтам… такая позиция выглядит "противоестественной".
Результаты социологических
В современной России преобладающая часть молодежи является политически пассивной группой. Большинство молодых людей не состоят в политических объединениях, политических партиях и профсоюзах (в последних - формальное членство). Политические партии не имеют четко сформулированной молодежной политики. В последние годы в большинстве исследований отмечается снижение уровня социально-политической активности и участия российской молодежи, концентрация на личных проблемах, отказ от активной роли в делах общества. Невысокий уровень доверия молодых людей практически ко всем институтам политической системы российского общества.
Снижение политической активности
молодежи в последнее десятилетие
свидетельствует об ослаблении её влияния
в политической сфере по сравнению
с другими возрастными
Формированию мнения о политике как сфере далекой от интересов молодежи способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится во властных структурах и разочарование молодых избирателей ходом и результатом политических процессов, происходящих в РФ за последнее десятилетие. Более 40% молодых россиян объясняют свою пассивность тем, что им "сейчас не до гражданской активности, так как важней всего выжить, завершить учебу, найти работу".
Поведение молодежи на выборах характеризуется высоким уровнем пассивности. Авторы доклада "Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ: 2000-2001 годы" отмечают: "Как свидетельствуют итоги выборов, реальных возможностей для практического осуществления политического выбора посредством голосования у молодых россиян мало. В то же время многие из них не воспользовались правом голоса, продемонстрировав политический нигилизм".
Выборы рассматриваются
Политическому участию противостоит
такой тип политического
Политические установки
Политические ориентации молодежи тесно связаны с её социально-экономическим положением. Относительно благополучная молодежь тяготеет к рыночным и либеральным ценностям, менее благополучная – к национально-патриотическим, неблагополучная – к социалистическим. По сравнению с более старшими возрастными группами, менее выражены предпочтения молодежи в отношении современных идейно-политических течений. По своим социально-политическим ориентациям современная молодежь в значительной части поддерживают демократию и рынок.
Социолог Кузнецов В.И. анализирует данные опросов молодежи в по вопросу о формах политического участия: "Представления молодежи о путях, какими рядовой российский гражданин может повлиять на развитие событий в стране:
-участие в выборах в органы государственной власти различного уровня – 32%;
-участие в местном
-добросовестное исполнение
-исполнение законов – 30%;
-участие в различных
- участие в деятельности профсоюзов - 7%;
- участие в акциях протеста(
- обращения в СМИ (на
Следовательно, молодежь признает электоральное участие в качестве основного канала влияния на власть. При этом демонстрирует низкую вовлеченность в другие формы политического участия, которые требуют большей активности. Низкое доверие к политическим партиям, их слабость и отсутствие эффективных механизмов взаимодействия с органами государственной власти является одной из причин, по которой молодые люди не стремятся в них в ступать. По официальным данным участие в политических организациях признает менее 7% молодых россиян.
Но общий уровень интереса к политике дифференцирован – молодое поколение по сравнению со старшими возрастными группами (50-60лет) в три раза реже следит за информацией о политической жизни. Среди молодежи весьма высокий процент тех, кто политикой не интересуется вообще. Отстраненность от политики приводит к тому, что её интересы в законодательных органах представляют другие возрастные группы. Завоевание такой значительной социальной силы на свою сторону приобретает для политических сил актуальность в борьбе за власть. Молодежь современной России негативно настроена ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможностей влиять на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична.
Итоги опросов молодых людей свидетельствует, что молодое поколение отчетливо представляет себе, что возврата в прошлое быть не может. Невелика доля сторонников среди современной молодежи – радикальных рыночных реформ. Национал – патриотизм значительной части современной молодежи – понимание того, что став периферией Запада, Россия не сможет ликвидировать свое отставание и зависимость.
Молодое поколение с оптимизмом
смотрит в будущее и настроено
весьма патриотично. 39% опрошенных гордятся
победой в Великой