Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

       Система профилактических и коррекционных   мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору.

       «Сохранные личностные черты  и хотя бы элементы позитивной  мотивации становятся тем фундаментом,  на котором может строиться программа помощи и поддержки безнадзорных подростков:

       1. Групповые формы работы, в том   числе психотерапевтической, которые:  а) открывают возможность формирования  в актуальных для всех и  каждого жизненных ситуаций получения  нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив. Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий - ролевые игры, тренинги и т. п., помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств - от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которые подросткам хорошо знакомы, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.

       2.  Создание в условиях учреждения  социального обслуживания, занимающегося  профилактикой безнадзорности (особенно силами разнополых специалистов), ситуации «замещающей семьи», способной обеспечить модели адекватных семейных отношений благодаря развитию рефлексии у подростка, которому понимающий его взрослый помогает осознать свои действия, отвечать за свои поступки, рассказывать другим о себе и своих чувствах и тем самым становиться зрелым человеком.

       3.  Индивидуальные формы работы, включающие  коррекцию поведения  и широкий диапазон воздействий  - от групповых тренингов до  интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.

       4.  Коррекция отношения к будущему  за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей»23.     

 «Таким образом, адаптивное поведение способствует приспособлению человека к требованиям  социальной среды, к предметной и  социальной деятельности. Этот вид  поведения чаще всего связан с внешней комфортностью. Неадаптивное поведение (активность) направлено не только и не столько на самоизменение человека, его внешнюю комфортность, сколько на преобразование деятельности и отношений. Его результатом преимущественно становится внутренняя комфортность. Такой ребенок, подросток не идет на поводу у обстоятельств, а старается справиться с ними. Неадаптивное поведение не является синонимом отклоняющегося, хотя на каком-то этапе и при каких-то условиях человеку приходится становиться субъектом, имеющим собственное лицо, мнение, поступки и действия. Приводя на первых порах к дезадаптации, такое поведение способствует интеграции ребенка в группе сверстников, его самовыражению и самоутверждению»24.

       В отличие от этого варианта  все  виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградации личности.

 Можно сделать  выводы, что оценка  любого поведения  подразумевает его сравнение  с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

       Основные   виды   девиантного  поведения   -   это   преступность  и уголовно ненаказуемые случаи  аморального поведения, которые  тоже представляют определенную  общественную  опасность.   Связь  преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность     девиантного     поведения в форме пьянства,  наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр.

       При построении стратегии социальной работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия - социального, психосоциального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения особенной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с отклоняющимся или противоправным поведением (девиантах и делинквентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффективными.

       В этой же связи встает вопрос  о детерминантах  поведения  подростков, т. е. о том, что  именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.  

 Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей. 

 2.1. Методы  и формы социальной помощи  детям из неблагополучных семей 

  «Социальная  помощь семье и детям в настоящее  время - это социальное обслуживание  и поддержка членов семьи, попавших  в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных  услуг и осуществление их социальной  адаптации и реабилитации»25.  

  «Важнейшая  задача системы социального обслуживания  детей - обеспечение реализации  социальных прав и гарантий, решение  возникающих проблем посредством  предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых,  социально-педагогических услуг и консультаций»26. 

  «Социальное  обслуживание детей из неблагополучных  семей осуществляет разветвленная  многоуровневая система, состоящая  из органов управления и учреждений  государственного и муниципального  секторов, учреждений социального  обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями»27. 

  В последние  годы отмечен заметный прогресс  по развитию новых видов услуг,  созданию новых учреждений, надомных  форм обслуживания и т.д. 

  В заметной  степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г.  

 «Алгоритм работы с неблагополучной семьей 

 1 этап: изучение  семьи и осознание существующих  в ней проблем, изучение обращений  семей за помощью.

 2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

 3 этап: знакомство  с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий  их жизни.

 4 этап: знакомство  с теми службами, которые уже  оказывали помощь семье, изучение  их действий, выводов.

 5 этап: изучение  причин неблагополучия в семье,  ее особенностей, ее целей, ценностных  ориентации.

 6 этап: изучение  личностных особенностей членов  семьи. 

 7 этап: составление  карты семьи.

 8 этап: координационная  деятельность со всеми заинтересованными службами.

 9 этап: составление  программы работы с неблагополучной  семьей.

 10 этап: текущие  и контрольные посещения семьи.

 11 этап: выводы  о результатах работы с неблагополучной  семьей»28. 

 Все эти этапы  можно разделить на три уровня:

  – диагностический;

  – профилактический;

  – реабилитационный. 
 
 

 1. Диагностический уровень.  

  «Обязательными  этапами диагностики являются:

 сбор информации;

 анализ информации;

 постановка  социального диагноза.

 Конечно, диагностика  – длительный этап, требующий неоднократных  встреч с семьей, а также с другими  людьми. Диагностика служит отправной  точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

  При проведении  диагностики необходимо соблюдать  определенные принципы. Наиболее важные из них.

 Методологические  принципы: а) это объективность в  сборе фактов и их интерпретации. Мы должны понимать, что необъективность  может привести к непредсказуемым  последствиям в работе; б) это множественность  источников информации и ее достоверность.

 Этические принципы: конфиденциальность, соблюдение этических  норм.

  На данном  этапе обязательно использую  следующие диагностические методы: наблюдение; беседы и равноправный  диалог или интервью, устный опрос  по заранее обдуманному плану); анкеты (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить какие-либо параметры).

  Также  в диагностике желательно использовать:

 ассоциативные проективные методики, построенные  на словесных ассоциациях, системе  незаконченных предложений;

 экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок  семьи, рисунок себя в виде растения, животного);

 анализ документации – изучение документов – важная часть моей работы, он необходим  для дальнейшей работы с семьей.

 Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

  Определить, есть ли проблема физических  наказаний в семье (если родители  скрывают ее наличие), можно по  состоянию ребенка, его внешнему виду»29. 

 2. Профилактический  уровень.  

 «На данном уровне деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании  комплекса превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи  и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.

 Например, при  работе с семьей, в которой при  воспитании ребенка прибегают к  насилию, постараться объяснить  членам семьи пагубные последствия  физических наказаний детей и  разъяснить гуманистические методы воспитания.

 Организацию просвещения родителей этой категории необходимо направить на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить подбирать соответствующие методы воспитания, чем я и занимаюсь.

 При налаживания  гуманных взаимоотношений детей  и взрослых необходимо добиться добровольного сотрудничества родителей со специалистами. Выстроить работу с родителями в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их антипедагогическое обращение с ребенком.

  Также  при планировании работы с  родителями нужно учитывать, что  большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, действия  должны быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике»30.

  Таким  образом, деятельность социального  работника направлена на:

 творческое  усвоение педагогических знаний, с  тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению  эффективности воспитания детей  в семье;

 формирование  способности осмыслить семейную действительность, умения принимать  наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;

 взаимное  обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей