Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа
Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36
Система профилактических и
«Сохранные личностные черты
и хотя бы элементы позитивной
мотивации становятся тем
1. Групповые формы работы, в том
числе психотерапевтической, которые:
а) открывают возможность
2. Создание в условиях
3. Индивидуальные формы работы,
включающие коррекцию поведения
и широкий диапазон
4. Коррекция отношения к
«Таким образом, адаптивное поведение способствует приспособлению человека к требованиям социальной среды, к предметной и социальной деятельности. Этот вид поведения чаще всего связан с внешней комфортностью. Неадаптивное поведение (активность) направлено не только и не столько на самоизменение человека, его внешнюю комфортность, сколько на преобразование деятельности и отношений. Его результатом преимущественно становится внутренняя комфортность. Такой ребенок, подросток не идет на поводу у обстоятельств, а старается справиться с ними. Неадаптивное поведение не является синонимом отклоняющегося, хотя на каком-то этапе и при каких-то условиях человеку приходится становиться субъектом, имеющим собственное лицо, мнение, поступки и действия. Приводя на первых порах к дезадаптации, такое поведение способствует интеграции ребенка в группе сверстников, его самовыражению и самоутверждению»24.
В отличие от этого варианта все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградации личности.
Можно сделать выводы, что оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Основные виды девиантного
поведения - это преступность
и уголовно ненаказуемые
При построении стратегии социальной работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия - социального, психосоциального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения особенной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с отклоняющимся или противоправным поведением (девиантах и делинквентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффективными.
В этой же связи встает вопрос
о детерминантах поведения
подростков, т. е. о том, что
именно больше всего влияет на их поведение
собственные ли характерологические и
личностные качества или внешние, ситуативные.
Глава II.
Анализ технологий социальной работы
с детьми из неблагополучных семей.
2.1. Методы
и формы социальной помощи
детям из неблагополучных семей
«Социальная
помощь семье и детям в
«Важнейшая
задача системы социального
«Социальное
обслуживание детей из
В последние
годы отмечен заметный
В заметной
степени этому способствовала работа
по реализации Федеральных законов «Об
основах социального обслуживания населения
РФ», Указ Президента РФ «О президентской
программе «Дети России» от 18 августа
1994 г., постановления Правительства РФ
«О предоставлении бесплатного социального
обслуживания и платных социальных услуг
государственными социальными службами»
от 24 июня 1996г.
«Алгоритм работы
с неблагополучной семьей
1 этап: изучение
семьи и осознание
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3 этап: знакомство
с членами семьи и ее
4 этап: знакомство
с теми службами, которые уже
оказывали помощь семье,
5 этап: изучение
причин неблагополучия в семье,
6 этап: изучение
личностных особенностей
7 этап: составление карты семьи.
8 этап: координационная
деятельность со всеми
9 этап: составление
программы работы с
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи.
11 этап: выводы
о результатах работы с
Все эти этапы можно разделить на три уровня:
– диагностический;
– профилактический;
– реабилитационный.
1. Диагностический
уровень.
«Обязательными этапами диагностики являются:
сбор информации;
анализ информации;
постановка социального диагноза.
Конечно, диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
При проведении
диагностики необходимо
Методологические принципы: а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации. Мы должны понимать, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе; б) это множественность источников информации и ее достоверность.
Этические принципы: конфиденциальность, соблюдение этических норм.
На данном
этапе обязательно использую
следующие диагностические
Также
в диагностике желательно
ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;
экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного);
анализ документации – изучение документов – важная часть моей работы, он необходим для дальнейшей работы с семьей.
Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Определить,
есть ли проблема физических
наказаний в семье (если
2. Профилактический
уровень.
«На данном уровне деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, постараться объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Организацию просвещения родителей этой категории необходимо направить на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить подбирать соответствующие методы воспитания, чем я и занимаюсь.
При налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых необходимо добиться добровольного сотрудничества родителей со специалистами. Выстроить работу с родителями в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их антипедагогическое обращение с ребенком.
Также
при планировании работы с
родителями нужно учитывать,
Таким
образом, деятельность
творческое
усвоение педагогических знаний, с
тем чтобы они стали
формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;
взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей