Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа
Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36
В отделении
помощи женщинам, оказавшимся в кризисной
ситуации, растет число клиентов, которым
была предоставлена помощь в форме
правового сопровождения
технологии
системного подхода, основывающиеся на
положении о единстве всех элементов
семьи как системы и
В отделении
социального приюта для несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей
осуществляется социальная реабилитация
детей из семей с социально
уязвимой позицией (неполные, конфликтные,
асоциальные, многодетные), работа с родителями
или лицами, их заменяющими. Специалистами
разработаны методика семейной диагностики,
позволяющая выявить причины имеющихся
проблем с учетом внутрисемейных факторов
и, соответственно, организовать воздействие
не только на ребенка, но и на его родителей,
ближайшее социальное окружение и методика
мотивации родителей на активную совместную
деятельность;
технологии
комплексного подхода, основывающиеся
на практике, показывающей, что помимо
заявленной или актуализируемой клиентом
в момент обращения проблемы существует
целый ряд других, без решения которых
невозможно обеспечить эффективность
работы в целом.
В отделении
также реализуется программа
комплексной реабилитации несовершеннолетних,
включающая социально-медицинское, социально-педагогическое,
социально-психологическое, социально-правовое
направления.
Перечислены
технологии работы центра социальной
помощи семье и детям. «Практически
в каждом из 512 центров социальной
помощи семье и детям, действующих
в системе социальной защиты населения,
имеется набор социальных технологий,
разрабатываемых и используемых для решения
тех проблем, которые актуальны именно
для сферы деятельности конкретного учреждения
с учетом специфики категорий населения,
нуждающихся в разных видах социальных
услуг»50.
Предмет особой
заботы - ситуация детей, оставшихся без
попечения родителей.
«За годы существования
в системе профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
специализированных учреждений для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, по мере накопления опыта
приоритетным направлением деятельности
остаются вопросы реабилитации и содействия
жизнеустройству воспитанников.
Способы реализации
этих функций учреждений не статичны,
они изменяются в соответствии с новыми
условиями, появлением новых технологий
и форм социального обслуживания несовершеннолетних»51.
«Новой формой
социального обслуживания в специализированных
учреждениях для
Это дает возможность
не просто продлить срок пребывания в
них ребенка, но и предоставить необходимые
условия для социализации, главная
цель которой - вступление в полноценную
самостоятельную жизнь. Группы длительного
пребывания представляют собой постреабелитационный
этап по включению воспитанника во все
сферы жизнеобеспечения, переход к самостоятельному
образу жизни под мягким патронажем специалистов.
Одним из основных
направлением деятельности учреждений
по решению проблемы семейного жизнеустройства
воспитанников учреждений является
сохранение для ребенка кровной
семьи. Возвращение в кровную
семью отвечает острой потребности
самого ребенка жить в окружении близких,
родных людей.»52.
Однако повторные
обращения детей в
Традиционные
формы замещающей семьи - усыновление
или опека - не в состоянии помочь
всем нуждающимся детям. Набирает силу
приемная семья, но и она не может решить
проблему семейного жизнеустройства детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей,
полностью.
«Все большее
значение в работе учреждений по восстановлению
социального статуса
Семейная
воспитательная группа не является формой
семейного устройства ребенка. Его
опекуном по-прежнему остается государство.
Но пребывание ребенка в данной группе
приобщает его к семейному
воспитанию, что крайне важно для
восстановления его социального
статуса»53.
Семейная
воспитательная группа органично совмещает:
· интерес
ребенка - жить и воспитываться в
семье, получить право на персональную
любовь и заботу;
· интерес
воспитателя - реализовать потребность
растить дитя, избранное по обоюдному
желанию, и получить рабочее место без
отрыва от дома;
· интерес
учреждения - решение проблемы компенсации
семейного влияния на воспитанника,
а в лучшем случае - закрепление
его в семье воспитателя
«Семейная воспитательная
группа - гибкая и динамичная форма
социального обслуживания ребенка - становится
для него семейным домом в разных ситуациях
(единственный родитель помещен в больницу,
находится в местах заключения, но не теряет
связь с ребенком; с кровной семьей специалисты
учреждения ведут разностороннюю работу
по выводу ее из кризисной ситуации, но
для этого требуется время; для ребенка
найден потенциальный усыновитель, но
процесс оформления длителен, а ребенка
нужно готовить к этому событию, к жизни
в новых условиях, и семейная группа может
взять на себя эту функцию).
Семейная
воспитательная группа “привязана”
к специализированному
«Возникновение
первых семейных групп в “Воспитательном
доме” (Санкт-Петербург) относится
к 1993 году. Сейчас органы социальной защиты
населения субъектов Российской
Федерации и муниципальных
«Процесс
адаптации ребенка в семейной
группе осуществляется не без проблем.
Однако уже можно говорить о том,
что эта форма семейного воспитания
дает разносторонний социальный эффект.
В подавляющем большинстве семейных групп
наблюдается положительная динамика в
состоянии здоровья, развития и социальной
адаптации детей.
Выявляется
отчетливая тенденция к изменению
социального статуса семейных воспитательных
групп и их воспитанников, В отдельных
территориях отмечается высокий процент
закрепления детей в семьях воспитателей.
Таким образом,
на практике семейная воспитательная
группа становится переходной ступенью
к опеке, усыновлению или приемной
семье. Благодаря переходу детей в семейные
группы улучшается размещение воспитанников
в приютах, расширяется их жизненное пространство,
создаются более благоприятные условия
их социальной реабилитации.
Организация
семейных групп создает дополнительные
рабочие места для граждан, что в условиях
падения жизненного уровня населения,
возросшей безработицы также немаловажно»56.
Есть и
экономический эффект. Данные из разных
территорий убедительно свидетельствуют,
что содержание ребенка в семейной
группе обходится государству в 2 раза
дешевле, чем в социальном приюте.
Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание и распространение.
Таким образом,
очевидно, что технологий социальной
работы с детьми из неблагополучных
семей достаточно много, причем они не
стоят на месте, а напротив, они постоянно
совершенствуются. Ведь социальные процессы
не статичны, а значит закономерно, что
технологии разрешения социальных проблем
должны быть в постоянной динамике развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все более ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Понятие «ребенок из неблагополучной семьи» является достаточно обширным, так как включает в себя целый комплекс характеристик, формирующихся в результате воздействия семейной обстановки, темперамента ребенка и его способности отвечать на давление окружающей среды. В дисгармоничной семье правила становятся жесткими и бесчеловечными: они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать в интересах только того, кто их устанавливает. Правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряя нечестность и манипулятивность как средство избегания наказания, отвержения или чувства вины.
В качестве основных факторов, действующих на семью в качестве возбудителя неблагополучия, выделяются алкоголизм и бедность.
На основе анализа, произведенного в курсовой работе можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям из неблагополучных семей:
1. Оказание
помощи этой категории детей
может осуществляться как в
учреждениях интернаторного
2. Использование
«командного подхода», который предполагает
профессиональный, системный подход
к социальной работе с семьей
в целом, что весьма
3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей.
4. Многочисленные
исследования содействуют все
более широкому использованию
индивидуальных
5. Система
социализации должна
6. Особое
значение, по моему мнению, имеет
изменение общественного
7. Одним из
самых важных, на мой взгляд, является
обеспечение полноценного
В целом, очевидно,
что проблемы, связанные с положением
детей из неблагополучных семей,
требуют целенаправленных, скоординированных
усилий государственных и общественных
институтов. Что главной целью политики
государства является выработка предложений
и необходимых мер по решению существующих
проблем и улучшению ситуации, а также
закрепление их Семейном кодексе.
Тема курсовой
с темой реферата не связана. Тема реферата
была: Типы социальных технологий и их
сущностное содержание.
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей