Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа
Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36
Основная
задача работников службы - помочь
члену семьи (не зависимо от
возраста и социального
Рассматриваемая
конкретная деятельность
2.2. Технологии
социального обслуживания
«В рамках
развивающегося в России института
социальной работы осуществляется напряженный
поиск оптимальных моделей как
долговременных, так и кратковременных
видов помощи и поддержки семьи и детей.
Социальная работа в целом и система социального
обслуживания населения в частности развиваются
интенсивно с использованием различных
технологий. Возникновение новых социальных
проблем в обществе потребовало разработки
новых технологий для их решения. При помощи
социальных технологий можно своевременно
снимать социальное напряжение, разрешать
индивидуальные и коллективные социальные
конфликты, принимать и реализовывать
оптимальные управленческие решения»39.
В ведении
органов социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации
более трех тысяч учреждений социального
обслуживания семьи и детей, в
числе которых центры социальной
помощи семье и детям, реабилитационные
центры для детей-инвалидов, социальные
приюты для детей и подростков, кризисные
центры для женщин и другие.
Каждое из
этих учреждений использует технологии
социальной работы в зависимости
от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.
«Департамент
по делам детей, женщин и семьи
России предпринимает усилия для разработки
новейших социальных технологий по работе
с детьми из неблагополучных семей, а также
изучает, анализирует и распространяет
опыт учреждений социального обслуживания
семьи и детей»40.
«В целях
выявления перспективных социальных
технологий, обеспечивающих повышение
эффективности деятельности учреждений
социального обслуживания семьи и детей,
расширение спектра социальных услуг
и улучшение их качества, проводятся конкурсы
на лучшие проекты по решению проблем
семьи, женщин и детей, возникших в связи
с социально-экономическими преобразованиями
последнего десятилетия и традиционных
(например, работа с детьми-инвалидами).
В зависимости
от типа семьи, нуждающейся в помощи,
используются различные технологии
социальной работы, цель которых - сохранение
семьи как социального института в целом
и каждой конкретной семьи в отдельности»41.
«Основные трудности
семьи, потребность в профессиональной
помощи обусловлены ее типом (неполная
семья, многодетная, семья инвалидов
или семья, воспитывающая ребенка-инвалида
и другие). Вместе с тем семейные проблемы
(дисфункциональность семейных связей,
патологизация отношений между супругами,
родителями и детьми) не зависят от социального
статуса семьи и могут быть присущи равно
обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной
и малообразованной семье»42.
«Социальные
работники в настоящее время
могут оказывать помощь семье
преимущественно на этапе ее кризиса,
в момент конфликта или распада,
заниматься же профилактикой семейных
дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций
в предкризисном состоянии большинство
социальных учреждений пока не в состоянии.
Между тем это одна из важнейших задач
социальной работы в стабильном обществе.
По мере улучшения социальной ситуации
в нашей стране, когда задачи обеспечения
собственно социальной защиты семьи и
детей отойдут на второй план, проблемы
семейной терапии, совершенствования
и стабилизации семейных отношений выйдут
на первое место. Остра проблема семейного
насилия и жестокости, которая только
отчасти связана с внешними социальными
трудностями. Защита более слабых членов
семьи, в первую очередь детей, от жестокого
обращения в семье - одна из важнейших
задач социального работника. Используя
технологии стабилизации семейных отношений,
социальный работник должен учитывать
факторы личностного риска, а также варианты,
в которых социальная терапия будет наиболее
эффективна»43.
К технологиям,
используемым в случаях семейного
насилия, относится организация
специализированных учреждений для
несовершеннолетних, кризисных центров
для женщин, центров социальной помощи
детям, которые дают возможность детям
переждать в безопасном месте кризис семейной
ситуации.
Однако, как
правило, ограничиваться только таким
видом помощи бывает непродуктивно,
неразрешенные семейные конфликты
периодически обостряются. Поэтому социальные
работники используют в своих технологиях
разработку среднесрочных программ помощи,
ориентированных на стабилизацию семьи,
восстановление ее функциональных связей,
нормализацию отношений между супругами,
между родителями и детьми, взаимоотношений
всех указанных членов семьи с окружающими.
«При работе
с семьями алкоголиков
Технологии
коррекции семейных взаимоотношений
многочисленны; их выбор определяется
как обстоятельствами конкретной социальной
ситуации, так и профессионализмом самих
социальных работников.
«Социальные
проблемы присущи различным категориям
населения и обусловлены
Социальная
работа с мужчинами вполне заслуживает
того, чтобы быть выделенной в отдельную
область, уже есть один кризисный
центр для мужчин, работающий в
г. Барнауле, однако в силу ряда причин
в этом направлении делаются только
первые шаги и в России, и во всем мире.
Социальная
работа с женщинами признается одной
из наиболее важных и масштабных сфер
социальной работы в целом. Основная
причина выделения женщин в особую
социально-демографическую
«Комплексность
социальных проблем женщин, обусловленность
их общей социально-экономической и социально-психологической
ситуацией общества определяют необходимость
системного подхода к их разрешению, использования
самых разнообразных технологий для получения
конкретных позитивных результатов.
Для оказания
помощи женщинам, оказавшимся по разным
причинам в трудной жизненной ситуации,
открываются кризисные центры для женщин
или отделения в учреждениях социального
обслуживания населения разных типов»46.
В системе
учреждений социального обслуживания
семьи и детей функционируют кризисные
центры для женщин (на начало 2004 года действовало
10 кризисных центров для женщин). В кризисных
центрах для женщин оказываются психологические,
юридические, медицинские, педагогические,
социально-бытовые услуги женщинам и девочкам,
попавшим в трудную жизненную ситуацию
или подвергшимся насилию. В 2004 году в
кризисных центрах получили помощь 45 тыс.
женщин.
«Невозможно
охарактеризовать все социальные технологии,
применяемые в учреждениях
Учреждения,
оказывающие социальную помощь семье
и детям разрабатывают
«В территориальном центре помощи семье и детям «Юнона» в городе Бердске в 2011 году разработаны следующие проекты:
1. Подпроект «Будущее своими руками»
Цель: повышение социальной адаптации в условиях экономического кризиса женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
Формы: лектории,
тренинги, тематические беседы, участие
в социально значимых декадах, тиражирование
необходимой информации.
2. Подпроект «Школа по подготовке детей подростков и молодежи к семейной жизни»
Цель: формирование позитивного отношения у детей подростков и молодежи к здоровому образу жизни и к созданию гармоничных семейных отношений в будущем.
Формы: лектории,
тематические беседы классные
часы.
3. Подпроект «Свобода выбора»
Цель: адаптация, социализация, ресоциализация женщин, имеющих несовершеннолетних детей и освободившихся из мест лишения свободы.
Формы: групповое
и индивидуальное консультирование»48.
«4. Подпроект «Благополучное поколение»
Цель: успешная социализация детей-сирот выпускников госучреждений или учащихся старших курсов ПУ и технических лицеев.
Формы: лектории, тренинги, тематические беседы, участие социально значимых декадах, посещение театров, музеев, кинотеатра, тиражирование необходимой информации.
5. Подпроект подготовки и сопровождения волонтеров
Цель: подготовка и сопровождение волонтеров из числа студентов ВУЗов, пожилых людей для профилактической работы и организации полезного досуга для детей из семей «группы риска».
Формы: Лекции,
тренинги, обучающие семинары и пр.,
совместные мероприятия .
6. Подпроект «Школа молодой матери»
Цель: Формирование основ ответственного родительства, создание благоприятного психоэмоционального состояния матери в пре -, постнатальный периоды, профилактика отказов от новорожденных.
Формы: групповые занятия – лекции, индивидуальное консультирование, выявление и индивидуальная работа с будущими мамами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
7. Подпроект «Первые шаги»
Цель: оказания социальной помощи молодым мамам, в т.ч. несовершеннолетним с новорожденными детьми и детьми до 3 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Формы: консультирование,
тренинги, групповые занятия, социальный
патронат на дому, в том числе
до рождения ребенка.
8. Подпроект «Доброе сердце»
Цель: отработка технологий по социальной реабилитации семей «социального риска», состоящих на учете в учреждении социального обслуживания.
Формы: проведение
семейных праздников познавательного,
спортивного характера, семинаров»49.
Среди инновационных
технологий, применяемых специалистами
центра социальной помощи семье и
детям в течение последних лет, можно
выделить следующие, зарекомендовавшие
себя как наиболее эффективные:
технологии
междисциплинарного взаимодействия, включающие
технологии работы нескольких узких
специалистов с одним клиентом (семьей).
Эффективность
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей