Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

  Основная  задача работников службы - помочь  члену семьи (не зависимо от  возраста и социального положения)  осознать проблему, которая мешает  его нормальной жизнедеятельности,  посредством использования методов  социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы[5]. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество. 

  Рассматриваемая  конкретная деятельность отдела  социальной помощи взаимодействует  с различными категориями населения.  Изначально определяет круг детей  и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает также помощь родителям,  одиноким матерям, учителям школ - всем, кто окружает ребенка. 

 2.2. Технологии  социального обслуживания детей  из неблагополучных семей. 

 «В рамках развивающегося в России института  социальной работы осуществляется напряженный  поиск оптимальных моделей как  долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения»39. 

 В ведении  органов социальной защиты населения  субъектов Российской Федерации  более трех тысяч учреждений социального  обслуживания семьи и детей, в  числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.  

 Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости  от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.  

 «Департамент  по делам детей, женщин и семьи  России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с детьми из неблагополучных семей, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей»40. 

 «В целях  выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).  

 В зависимости  от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности»41.  

 «Основные трудности  семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов  или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье»42.  

 «Социальные работники в настоящее время  могут оказывать помощь семье  преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место. Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна»43. 

 К технологиям, используемым в случаях семейного  насилия, относится организация  специализированных учреждений для  несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи детям, которые дают возможность детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.  

 Однако, как  правило, ограничиваться только таким  видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. 

 «При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие  выявление основных причин злоупотребления  спиртными напитками и сопутствующих  обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений»44. 

 Технологии  коррекции семейных взаимоотношений  многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих социальных работников. 

 «Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.  

 Социальная  работа с мужчинами вполне заслуживает  того, чтобы быть выделенной в отдельную  область, уже есть один кризисный  центр для мужчин, работающий в  г. Барнауле, однако в силу ряда причин в этом направлении делаются только первые шаги и в России, и во всем мире. 

 Социальная  работа с женщинами признается одной  из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов - выполнение ими генеративной функции, наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных особенностей»45. 

 «Комплексность  социальных проблем женщин, обусловленность их общей социально-экономической и социально-психологической ситуацией общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов. 

 Для оказания помощи женщинам, оказавшимся по разным причинам в трудной жизненной ситуации, открываются кризисные центры для женщин или отделения в учреждениях социального обслуживания населения разных типов»46. 

 В системе  учреждений социального обслуживания семьи и детей функционируют кризисные центры для женщин (на начало 2004 года действовало 10 кризисных центров для женщин). В кризисных центрах для женщин оказываются психологические, юридические, медицинские, педагогические, социально-бытовые услуги женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию. В 2004 году в кризисных центрах получили помощь 45 тыс. женщин. 

 «Невозможно охарактеризовать все социальные технологии, применяемые в учреждениях социального  обслуживания семьи и детям для  решении проблем социально незащищенных категорий населения, адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также технологии по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей, индивидуальной помощи семье и детям»47.  

 Учреждения, оказывающие социальную помощь семье  и детям разрабатывают различные  проекты, реализация которых призвана совершенствовать технологии социальной защиты.

 «В территориальном  центре помощи семье и детям «Юнона»  в городе Бердске в 2011 году разработаны следующие проекты:

 1.   Подпроект  «Будущее своими руками» 

 Цель: повышение  социальной адаптации в условиях экономического кризиса женщин, имеющих  несовершеннолетних детей.

 Формы: лектории, тренинги, тематические беседы, участие  в  социально значимых декадах, тиражирование  необходимой информации.  

 2. Подпроект  «Школа  по  подготовке детей  подростков и  молодежи  к   семейной  жизни» 

 Цель: формирование  позитивного отношения у детей  подростков и молодежи к здоровому  образу  жизни  и к созданию  гармоничных  семейных отношений в будущем.

 Формы: лектории,  тематические беседы   классные  часы. 

 3.    Подпроект «Свобода выбора» 

 Цель: адаптация, социализация, ресоциализация женщин, имеющих несовершеннолетних детей  и освободившихся  из  мест  лишения свободы.

 Формы: групповое  и индивидуальное консультирование»48.  

 «4.   Подпроект  «Благополучное поколение»

 Цель: успешная социализация детей-сирот выпускников  госучреждений или учащихся старших  курсов ПУ и технических  лицеев.

 Формы: лектории, тренинги, тематические беседы, участие социально значимых декадах, посещение театров, музеев, кинотеатра, тиражирование необходимой информации.

  

 5.   Подпроект  подготовки  и  сопровождения   волонтеров 

 Цель: подготовка  и  сопровождение  волонтеров из числа студентов ВУЗов, пожилых людей для профилактической работы и организации полезного досуга для детей из семей «группы риска».

 Формы: Лекции, тренинги, обучающие семинары и пр., совместные мероприятия . 

 6.   Подпроект  «Школа молодой матери» 

 Цель: Формирование основ ответственного родительства, создание благоприятного психоэмоционального состояния матери в пре -, постнатальный периоды, профилактика отказов от новорожденных.

 Формы: групповые  занятия – лекции, индивидуальное консультирование, выявление и индивидуальная работа с будущими мамами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

  

 7.   Подпроект  «Первые шаги» 

 Цель: оказания социальной помощи молодым мамам, в  т.ч. несовершеннолетним с новорожденными детьми и детьми до 3 лет, попавших в  трудную жизненную ситуацию.

 Формы: консультирование, тренинги, групповые занятия, социальный патронат на дому, в том числе  до рождения ребенка.  

 8.   Подпроект  «Доброе сердце» 

 Цель: отработка  технологий по социальной реабилитации семей «социального риска», состоящих на учете в учреждении социального обслуживания.

 Формы: проведение семейных праздников познавательного, спортивного характера, семинаров»49. 

 Среди инновационных  технологий, применяемых специалистами  центра социальной помощи семье и  детям в течение последних лет, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные: 

 технологии  междисциплинарного взаимодействия, включающие технологии работы нескольких узких  специалистов с одним клиентом (семьей). Эффективность междисциплинарного подхода определяется тем, что при работе команды упор делается на определенном порядке взаимодействия между ее членами и на согласованности. Регулярные встречи членов междисциплинарной команды позволяют проводить оперативное обсуждение и контролировать качество ведения случая. 

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей