Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа
Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36
Ненасильственное воспитание, это то, что необходимо вложить в сознание родителей. Разъяснить, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:
- хвалить детей за хорошие поступки;
- поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;
- стараться
научить ребенка исправить
- разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
- вовлекать ребенка в процесс принятия решений;
- избегать пустых угроз;
- не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;
- не требовать
от ребенка того, что он не
может сделать; оценивать сам
поступок, а не того, кто его
совершил; использовать любую
Конечно,
родители должны владеть и
приемлемыми методами
- нельзя
лишать детей возможности
- можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;
- маленьких
детей, пачкающих стены, можно
заставить вымыть их и
Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
К любой
встрече с родителями
3. Реабилитационный
уровень.
«Этот уровень важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения.
На индивидуальном
уровне реабилитационной
Консультирование – методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания и т.д.;
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.
Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.
Перед посещением нахожу возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.
Обычно технология патронажа включает:
- предварительную
подготовку встречи,
- предварительное оповещение о времени визита;
- представление и сообщение о цели визита;
- время посещения не должно быть чрезмерным – 20- 30 минут;
- подведение итогов. Если необходимо, совместно с родителями
- составляем
акт о посещении»31.
Наиболее
интенсивно развивается сеть центров
экстренной психологической помощи. Эти
центры характеризуются многопрофильностью
деятельности и комплексных услуг, хотя
на сегодня недостаточного удовлетворены
потребности в социально-реабилитационных
центрах для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее
время в РФ сложилось и действует
несколько моделей социального обслуживания
детей. Используя критерий государственной
поддержки и финансирования, их можно
классифицировать следующим образом:
- государственные
социальные службы;
- смешанные
службы;
- коммерческие
службы, работающие самостоятельно или
при благотворительных фондах, религиозных
и общественных организациях.
«Преобладающая
модель государственной службы -
территориальные центры
«1. Социально-бытовые
услуги, материальная и натуральная
помощь:
· срочное социальное обслуживание и оказание срочной ма-териальной помощи;
· содействие
семьям, имеющим детей, тяжелобольных,
де-тей-инвалидов; семьям и отдельным
гражданам, испытывающим затруднения
в передвижении, нуждающимся в постоянном
уходе, доставке и приобретении продуктов,
приобретении медикаментов, удовлетворении
других насущных нужд;
· принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
· социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
· организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
· создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детс-кой одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
· содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
· содействие
в посещении детьми театров, выставок
и других культурных мероприятий; содействие
в организации
· содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
· содействие
в выделении:
денежных
средств; продуктов питания; средств
санитарии и гигиены; средств
ухода за детьми; одежды, обуви и
других предметов первой необходимости;
технических средств
· содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
· социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
· содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
· организация для подростков, безработных Мастерских и цехов при центре;
· содействие
в перевозке детей-инвалидов к
месту лечения отдыха, в оформлений
документов (в пределах региона)»34.
«2. Социально-правовые
услуги:
· помощь в написаниb и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
· содействие в предоставлении социальных выплат;
· участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
· участие
в правовой защите личностных интересов
детей.
3. Социально-реабилитационные услуги:
· организация
«социального консилиума» (психолого-медицинско-
· социальный
патронаж несовершеннолетних, допускающих
асоциальное поведение и
· составление
индивидуальных коррекционных программ»35.
«4. Психологические услуги:
· психопрофилактика и психогигиена;
· психодиагностика и обследование личности клиента;
· психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
· семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
· психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
· психосоциальное консультирование;
· психологический патронаж;
· психологическое
вмешательство в кризисных
· развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;
· организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
· ознакомление
родителей детей-инвалидов с
«5. Педагогические услуги:
· педагогическая помощь детям в защите их интересов;
· консультативная помощь родителям и детям;
· групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
· коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
· содействие
культурно-досуговой
· практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
· обучение родителей
приемам организации игровой
и учебной деятельности детей-инвалидов.
6. Социально-медицинские
услуги:
· содействие
в направлении в стационарные
медицинские наркологические
· организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
· содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
· патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
· обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
· патронаж беременных
женщин и кормящих матерей»37.
Все это еще
раз подтверждает сложность и
значимость проблем и задач, которые
решает система социального
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей