Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

 Ненасильственное  воспитание, это то, что необходимо вложить в сознание родителей. Разъяснить, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:

  - хвалить  детей за хорошие поступки;

  - поощрять  за любое изменение к лучшему,  даже если оно незначительно,  так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

  - стараться  научить ребенка исправить неправильный  поступок;

  - разговаривать  с детьми в тоне уважения  и сотрудничества;

  - вовлекать  ребенка в процесс принятия  решений;

  - избегать  пустых угроз;

  - не выражать  предпочтение одному из детей,  если в семье не один ребенок;

  - не требовать  от ребенка того, что он не  может сделать; оценивать сам  поступок, а не того, кто его  совершил; использовать любую возможность,  чтобы выказать ребенку свою  любовь.

  Конечно,  родители должны владеть и  приемлемыми методами наказания.

  - нельзя  лишать детей возможности удовлетворять  основные человеческие потребности.  Например, если он плохо ведет  себя за столом, можно попросить  его сесть отдельно, тем самым  лишив радости совместной трапезы  в кругу семьи;

  - можно запретить  езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;

  - маленьких  детей, пачкающих стены, можно  заставить вымыть их и похвалить  за выполненную работу и т.д.

 Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

  К любой  встрече с родителями необходима  тщательная подготовка. Для этого  необходимо собрать как можно  больше информации о семье,  обдумать содержание и форму  беседы с ее членами. 

 3. Реабилитационный  уровень. 

 «Этот уровень  важнейшим в системе работы с  семьей, так как проводится на всех этапах общения.

  На индивидуальном  уровне реабилитационной работы  с родителями или с ребенком  используются разные технологии,например:

 Консультирование  – методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания и т.д.;

 Телефонное  консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что  общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует  визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

 Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или  без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.

 Социальный  патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.

  Перед  посещением нахожу возможность  предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

 Обычно технология патронажа включает:

  - предварительную  подготовку встречи, постановку  целей;

  - предварительное  оповещение о времени визита;

  - представление и сообщение о цели визита;

  - время посещения  не должно быть чрезмерным  – 20- 30 минут;

  - подведение  итогов. Если необходимо, совместно  с родителями

  - составляем  акт о посещении»31. 
 

 Наиболее  интенсивно развивается сеть центров  экстренной психологической помощи. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточного удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями. 

  В настоящее  время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: 

 - государственные  социальные службы; 

 - смешанные  службы; 

 - коммерческие  службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. 

  «Преобладающая  модель государственной службы - территориальные центры социальной  помощи семье и детям. В отличие  от других учреждений социального  обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы детей, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни»32. «Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти»33. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям из неблагополучных семей:  

 «1. Социально-бытовые  услуги, материальная и натуральная  помощь: 

 · срочное  социальное обслуживание и оказание срочной ма-териальной помощи;

 · содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, де-тей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд; 

 · принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);

 · социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;

 · организация  мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;

 · создание при  учреждениях, вещевых фондов, фондов детс-кой одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий  нуждающихся;

 · содействие в трудоустройстве (в том числе  временном) и получении профессии (специальности);

 · содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, лет-него отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

 · содействие в организации питания и быта остронуждающихся;

 · содействие в выделении: 

 денежных  средств; продуктов питания; средств  санитарии и гигиены; средств  ухода за детьми; одежды, обуви и  других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;  

 · содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том  числе по установлению опеки и  попечительства;

 · социально-бытовая  помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;

 · содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;

 · организация  для подростков, безработных Мастерских и цехов при центре;

 · содействие в перевозке детей-инвалидов к  месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона)»34. 

 «2. Социально-правовые услуги: 

 · помощь в написаниb и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;

 · содействие в предоставлении социальных выплат;

 · участие  в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);

 · участие  в правовой защите личностных интересов  детей. 

 3. Социально-реабилитационные  услуги:

 · организация  «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);

 · социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих  асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

 · составление  индивидуальных коррекционных программ»35.  

 «4. Психологические  услуги:

 · психопрофилактика  и психогигиена;

 · психодиагностика и обследование личности клиента;

 · психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);

 · семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

 · психологическое  консультирование (индивидуальное, групповое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

 · психосоциальное  консультирование;

 · психологический  патронаж;

 · психологическое  вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;

 · развитие навыков  эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;

 · организация  деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;

 · ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными  и психотерапевтическими методами»36.  

 «5. Педагогические услуги:

 · педагогическая помощь детям в защите их интересов;

 · консультативная  помощь родителям и детям;

 · групповая  работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

 · коррекционная  помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

 · содействие культурно-досуговой деятельности детей;

 · практическая помощь в организации домашнего  обучения детей-инвалидов;

 · обучение родителей  приемам организации игровой  и учебной деятельности детей-инвалидов.  

 6. Социально-медицинские услуги: 

 · содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том  числе детей;

 · организация  консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и  психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;

 · содействие в обеспечение детей-инвалидов  необходимыми вспомогательными средствами;

 · патронаж семей, имеющих детей с ограниченными  физическими или умственными  возможностями;

 · обучение родителей  навыкам ухода за ребенком-инвалидом;

 · патронаж беременных женщин и кормящих матерей»37. 

 Все это еще  раз подтверждает сложность и  значимость проблем и задач, которые  решает система социального обслуживания семьи и детей. «Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением»38. 

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей