Торговля как вариант деятельности семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Разработать приемы, способствующие формированию у учащихся представления о таком виде деятельности семьи, как торговля продуктами пчеловодства.

Содержание

Введение 3
I. Торговля, как вид индивидуально-трудовой деятельности семьи 5
1.1. Семья, как социальный институт 5
1.2. Потребности семьи 12
1.3. Виды индивидульно-трудовой деятельности семьи 17
1.4. Торговля, как вариант деятельности семьи 20
II. Методические аспекты изучения дисциплины «Экономика» в 8 классе 28
2.1. Разработка тематического плана по дисциплине «Технология»,
8 класс 28
2.2. План проведения урока на тему: «Торговля, как вариант деятельности семьи» 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа состоит из  1 файл

ВКР_Юракова В.С..doc

— 5.22 Мб (Скачать документ)

 

Титульный

 

Торговля, как  вариант деятельности семьи  
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

3

I. Торговля, как вид индивидуально-трудовой деятельности семьи

5

1.1. Семья, как социальный институт

5

1.2. Потребности  семьи

12

1.3. Виды индивидульно-трудовой деятельности семьи

17

1.4. Торговля, как вариант деятельности семьи

20

II. Методические аспекты изучения дисциплины «Экономика» в 8 классе

28

2.1. Разработка  тематического плана по дисциплине  «Технология»,  
8 класс

28

2.2. План проведения урока на тему: «Торговля, как вариант деятельности семьи»

35

Заключение

44

Список использованной литературы

46

Приложения

48


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Семейные хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной семьи, но и всего населения страны в целом. Став довольно крупным субъектом экономики, семейные хозяйства участвуют во всех макрорегулирующих процессах. Глубокий экономический кризис и как следствие этого - тяжелое материальное положение большей части населения приводят к активной деятельности семейных хозяйств. Вследствие этого, возникает необходимость формирования у учащихся знаний о грамотном ведении такого хозяйства, его особенностей и специфики.

Объект исследования: торговые виды деятельности семьи продуктами пчеловодства.

Предмет исследования: система социально-экономических отношений, складывающихся в связи с ведением семьей торговой деятельности продуктами пчеловодства.

Цель исследования: Разработать приемы, способствующие формированию у учащихся представления о таком виде деятельности семьи, как торговля продуктами пчеловодства.

Задачи исследования:

    • всесторонне изучить теоретические аспекты представленной к изучению темы;
    • разработать тематический план по представленной к изучению теме;
    • разработать план проведения урока на тему: «Торговля, как вариант деятельности семьи».

С целью решения поставленных задач, достижения возможных результатов  на разных этапах работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение – обеспечили реализацию познавательных действий, возможность обобщить явления, которые входят в круг познания предмета исследование, и построить соответственно познавательный процесс. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения; основной части, включающей в себя две главы, каждая из которых, в свою очередь имеет выводы; заключения; списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 50 страниц.

 

I. ТОРГОВЛЯ, КАК ВИД ИНДИВИДУАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

 

1.1. Семья, как социальный институт

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также является необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения для обеспечения жизнедеятельности семьи, для удовлетворения ее потребностей в доме организуется управление ее ресурсами.

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества [8, с. 75]. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей. Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт [2, с. 198]. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, священнослужителей (как организации), нет специализированных профессий; семья регулирует всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельной семьи или, в крайнем случае, нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья является единственным и достаточным институтом распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев [2, с. 215].

При переходе к более сложным культурам формируются другие институциональные структуры. Например, это происходит, когда примитивные племена развивают торговлю с соседями и ближними племенами. Обширная межплеменная торговля вызывает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и людей других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи.

Затем появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет - это семья: выбранный глава семьи является авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размера племен усложняется структура культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей объединяются в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии.

Таким образом, как в примитивных, так и в современном обществе политическая организация может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию развиваются религиозные и образовательные институты, когда профессиональное разделение труда влияет на появление священнослужителей и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым обучением и воспитанием люди занимаются от случая к случаю [8, с. 115].

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

 

1.1.1. Структура семьи

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае семья определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве сообществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, или нуклеарной [9, с. 154]. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми.

Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. Это выражается во многих элементах культуры, например, когда законы и нравственные нормы требуют, чтобы родители поддерживали своих детей, но ничего не говорят об обязанностях по отношению к братьям или сестрам, дядям или тетям.

Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и наполовину входит в семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей [2, с. 157].

В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В случае смерти или ухода из семьи матери ее роль в известной степени могут играть родственники.

В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что места рождения и вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной [8, с. 189].

 

1.1.2. Функции семьи

Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института [2, с. 159]?

    1. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом в семье, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.
    2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми, а впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути не эффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение [2, с. 161].
    3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов.
    4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении, и даже физических болезней, является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств к близким людям является жизненно необходимым элементом существования [2, с. 162]. Благодаря своей структуре и качествам семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
    5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Прежде всего это относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусу, близкому к статусу его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
    6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него [2, с. 164]. В большинстве случаев вину человека или стыд за него разделяют все члены его семьи.
    7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают экономическую обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.
    8. Регенеративная функция. (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Данная функция означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения [8, с. 79]. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному.
    9. Функция сферы первоначального социального контроля. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.
    10. Рекреативная функция. (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
    11. Функция духовного общения. Развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
    12. Социально-статусная функция. Предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.
    13. Психотерапевтическая функция. Она позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
    14. Психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

В данном параграфе  решается задача изучения семьи, как  социального института, а именно: ее структура и функции.

 

 

 

1.2. Потребности  семьи

Потребности – это осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное [4, с. 70].

Еще в XVIII веке английский экономист Т. Самуэльсон заметил: «Даже те расходы, которые люди считают абсолютно необходимыми, на самом деле в значительной части не представляют физиологической необходимости, а диктуются условностями общественной жизни» [4, с. 71].

Медики советуют: нужно вставать из-за стола слегка голодным. Неплохо этот принцип распространить и на мир вещей: пусть нам всегда чего-то не хватает. Это нормальное состояние. Конечно, в мире существует множество соблазнов, мешающих взять на вооружение этот принцип. Удовлетворишь одну потребность, а на ее месте вырастает другая. И в основе этого лежат вполне понятные человеческие желания - жить лучше.

При выявлении  потребностей семьи и очередности  их удовлетворения нужно учитывать  разумность (рациональность потребностей). Разумные потребности потому так и называются, что происходят от слова «разум». Не всем хватает терпения и желания поразмышлять, нужна ли ему та или иная вещь или нет.

Существуют  рациональные (разумные) и ложные (неразумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей приносят только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д. [2, с. 146].

Разнообразие  человеческих потребностей весьма велико.

Следует различать [2, с. 147]:

  • материальные: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей.
  • духовные: потребность в культуре, общении, занятиях, искусстве.
  • физиологические: воспроизведение рода.
  • социальные потребности: потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы.

Набор необходимых  предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня благосостояния семьи.

Уровень благосостояния – это показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования.

Все финансовые дела должны решаться на семейном сборе, именно тут  должно окончательно устанавливаться, кому и что приобретать в первую очередь, а кому и с чем можно подождать [7, с. 98].

Информация о работе Торговля как вариант деятельности семьи