Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, дипломная работа
Цель исследования: Разработать приемы, способствующие формированию у учащихся представления о таком виде деятельности семьи, как торговля продуктами пчеловодства.
Введение 3
I. Торговля, как вид индивидуально-трудовой деятельности семьи 5
1.1. Семья, как социальный институт 5
1.2. Потребности семьи 12
1.3. Виды индивидульно-трудовой деятельности семьи 17
1.4. Торговля, как вариант деятельности семьи 20
II. Методические аспекты изучения дисциплины «Экономика» в 8 классе 28
2.1. Разработка тематического плана по дисциплине «Технология»,
8 класс 28
2.2. План проведения урока на тему: «Торговля, как вариант деятельности семьи» 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Соответствие программы возрастным особенностям
Программа рассчитана на учащихся 8 класса, это начало юношеского возраста 15-16 лет. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.
Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
Промежуточность
общественного положения и
Предполагаются следующие принципы, формы и методы совместной деятельности:
Принципы обучения:
Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.
Основные методы обучения:
Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.
Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.
Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.
Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.
Методическая база:
- подбор методической литературы;
- разработка и проведение занятий;
- посещение
интернет-сайтов посвященных
- создание наглядного материала.
В таблице 1 представлен вариант наиболее возможного тематического плана «Экономика», 8 класс и разработка план-конспекта урока по теме «Торговля – как вариант деятельности семьи». Программа курса рассчитана на 16 учебных часов.
Таблица 1
Тематический план по предмету «Экономика»
№ п/п |
Темы уроков |
Время проведения, мин. |
Примечание |
Экономика и экономическая наука |
45 |
||
Экономические системы |
45 |
||
Семейная экономика |
45 |
||
Торговля, как вариант деятельности семьи |
45 |
||
Рынок: Спрос |
45 |
||
Рынок: Предложение |
45 |
||
Фирма |
45 |
||
Менеджмент. Маркетинг. |
45 |
||
Роль государства в экономике |
45 |
||
ВВП, его структура и динамика |
45 |
||
Рынок труда |
45 |
||
Безработица |
45 |
||
Деньги, банки |
45 |
||
Инфляция |
45 |
||
Элементы международной экономики |
45 |
||
Основные проблемы экономики России |
45 |
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
Требования к уровню подготовки
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения курса «экономика» ученик должен
Знать/понимать (включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися)
Уметь (включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые):
Тема урока: «Торговля, как вариант деятельности семьи».
Цель: изучить экономические связи в семье, её ресурсы.
Задачи: развивать у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе, воспитывать уважение к членам семьи, ответственность.
Время урока: 45 минут.
Место проведения занятий: класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Материальное обеспечение: ПК, мультимедийное оборудование, наглядное пособие, раздаточный материал, калькуляторы, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационная часть
Методика: опрос
II. Актуализация знаний учащихся
Методика: опрос
Повторить пройденный ранее материал по вопросам:
1. Что такое семья? (Семья – социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственностью.)
2. Какие потребности
существуют у семьи? (материальные: потребность
в еде, жилье, одежде. Они являются основой
для всех других потребностей; духовные: потребность
в культуре, общении, занятиях, искусстве;
физиологические:
3. Что такое бюджет семьи и какова его структура? (Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год. Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы.)
Таблица 2
Структура семейного бюджета
Семейные доходы |
% |
Семейные расходы |
% |
1. Заработная плата членов семьи |
80 |
1.Обязательные платежи |
25 |
2. Пенсии, стипендии, пособия |
9 |
2. Питание |
40 |
Продолжение Таблицы 2 | |||
3. Доход от личного подсобного хозяйства |
4 |
3. На непродовольственные товары |
20 |
4. Доход от других источников (– ценных бумаг; – от сдачи недвижимости и других средств в аренду; – выплат и льгот от общественных организаций; – от предпринимательской деятельности) |
7 |
4. На культурно-бытовые услуги |
10 |
5. Накопления, сбережения |
5 |
III. Изложение нового материала.
Методика: объяснение, рассказ
Можно ли в условиях семьи заниматься предпринимательским бизнесом? Ответ однозначный: да, можно, и не только можно, но и необходимо. Направлений такой деятельности много, всех их не перечислить. Ведь предпринимательская деятельность – это прежде всего деловая активность предприимчивого человека, вкладывающего свои средства в дело ради получения прибыли в условиях неопределенности и риска.
Такими видами деятельности могут быть:
Любая семья проживает в условиях ограниченности ресурсов. Это ее цели и задачи, капитал, технология и люди.
Капитал семьи – это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (Автомобиль, мотоцикл, велосипед, электрические устройства и т. п.), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую, стоимость.