Торговля как вариант деятельности семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Разработать приемы, способствующие формированию у учащихся представления о таком виде деятельности семьи, как торговля продуктами пчеловодства.

Содержание

Введение 3
I. Торговля, как вид индивидуально-трудовой деятельности семьи 5
1.1. Семья, как социальный институт 5
1.2. Потребности семьи 12
1.3. Виды индивидульно-трудовой деятельности семьи 17
1.4. Торговля, как вариант деятельности семьи 20
II. Методические аспекты изучения дисциплины «Экономика» в 8 классе 28
2.1. Разработка тематического плана по дисциплине «Технология»,
8 класс 28
2.2. План проведения урока на тему: «Торговля, как вариант деятельности семьи» 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа состоит из  1 файл

ВКР_Юракова В.С..doc

— 5.22 Мб (Скачать документ)

Программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 

 

Соответствие  программы возрастным особенностям

Программа рассчитана на учащихся 8 класса, это начало юношеского возраста 15-16 лет. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор  профессии. Выбор профессии и  типа учебного заведения неизбежно  дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Предполагаются  следующие принципы, формы и методы совместной деятельности:

Принципы  обучения:

  • Доступность обучения (природосообразность).
  • Принцип научности обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)
  • Систематичность и последовательность в обучении.
  • Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
  • Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.

Типы  и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.

Основные  методы обучения:

Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.

Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут  получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.

Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.

Проблемно-поисковый  – где учащимся предлагается самим  найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.

Методическая  база:

- подбор методической  литературы;

- разработка  и проведение занятий;

- посещение  интернет-сайтов посвященных данной  тематике и поиска необходимой информации;

- создание наглядного  материала.

В таблице 1 представлен  вариант наиболее возможного тематического плана «Экономика», 8 класс и разработка план-конспекта урока по теме «Торговля – как вариант деятельности семьи». Программа курса рассчитана на 16 учебных часов.

 

 

Таблица 1

Тематический  план по предмету «Экономика»

№ п/п

Темы уроков

Время проведения, мин.

Примечание

Экономика и экономическая наука

45

 

Экономические системы

45

 

Семейная экономика

45

 

Торговля, как  вариант деятельности семьи

45

 

Рынок: Спрос

45

 

Рынок: Предложение

45

 

Фирма

45

 

Менеджмент. Маркетинг.

45

 

Роль  государства в экономике

45

 

ВВП, его  структура и динамика

45

 

Рынок труда

45

 

Безработица

45

 

Деньги, банки

45

 

Инфляция

45

 

Элементы международной экономики

45

 

Основные проблемы экономики России

45

 

 

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную  работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор  выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

Требования  к уровню подготовки

Требования  направлены на реализацию деятельностного  и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения курса «экономика» ученик должен

Знать/понимать (включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися)

  • · функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь (включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.)

  • · приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • · описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • · объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать  приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни для (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые):

  • · получения и оценки экономической информации;
  • · составления семейного бюджета;
  • · оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

2.2. План проведения урока на тему: «Торговля, как вариант деятельности семьи»

Тема урока: «Торговля, как вариант деятельности семьи».

Цель: изучить экономические связи в семье, её ресурсы.

Задачи: развивать у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе, воспитывать уважение к членам семьи, ответственность.

Время урока: 45 минут.

Место проведения занятий: класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Материальное обеспечение: ПК, мультимедийное оборудование, наглядное пособие, раздаточный материал, калькуляторы, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационная часть

Методика: опрос

  1. Проверить наличие учащихся.
  2. Проверить подготовленность учащихся к уроку.
  3. Сообщить учащимся тему и цель урока.

II. Актуализация знаний учащихся

Методика: опрос

Повторить пройденный ранее материал по вопросам:

1. Что такое  семья? (Семья – социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственностью.)

2. Какие потребности  существуют у семьи? (материальные: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей; духовные: потребность в культуре, общении, занятиях, искусстве; физиологические: воспроизведение рода; социальные потребности: потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы.)

3. Что такое бюджет семьи и какова его структура? (Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год. Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы.)

 

Таблица 2

Структура семейного  бюджета

Семейные доходы 
(в % к общему доходу семьи)

%

Семейные расходы 
(в % к общим расходам семьи)

%

1. Заработная плата членов семьи

80

1.Обязательные  платежи

25

2. Пенсии, стипендии,  пособия

9

2. Питание

40

       

Продолжение Таблицы 2

3. Доход от  личного подсобного хозяйства

4

3. На непродовольственные  товары

20

4. Доход от других  источников

(– ценных бумаг;

– от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

– выплат и льгот от общественных организаций;

– от предпринимательской  деятельности)

7

4. На культурно-бытовые  услуги

10

   

5. Накопления, сбережения

5


 

III. Изложение нового материала.

Методика: объяснение, рассказ

Можно ли в условиях семьи заниматься предпринимательским  бизнесом? Ответ однозначный: да, можно, и  не только можно, но и необходимо. Направлений такой деятельности много, всех их не перечислить. Ведь предпринимательская  деятельность – это прежде всего деловая активность предприимчивого человека, вкладывающего свои средства в дело ради получения прибыли в условиях неопределенности и риска.

Такими видами деятельности могут быть:

  • индивидуальная трудовая деятельность (репетиторство, выращивание цветов, овощей, грибов, уход за малышами и престарелыми, выращивание и реализация домашних животных и птицы и т. д.)
  • создание частных семейных предприятий по производству товаров и услуг (ремонт обуви, швейных изделий, учебно-наглядных пособий, ремонт жилищ и т. д.)
  • выполнение различных работ на дому (секретарь при наличии средств коммуникации, пошив и вязание одежды и др.)

Любая семья  проживает в условиях ограниченности ресурсов. Это ее цели и задачи, капитал, технология и люди.

Капитал семьи  – это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (Автомобиль, мотоцикл, велосипед, электрические устройства и т. п.), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую, стоимость.

Информация о работе Торговля как вариант деятельности семьи