Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:32, реферат
Многие ученые – современники Аррениуса, вначале не приняли его теорию. У многих из них в то время еще не было четкого понимания, чем ионы отличаются от нейтральных атомов. В результате диссертация Аррениуса получила ряд отрицательных отзывов. К числу самых непримиримых противников Аррениуса принадлежал и Д.И.Менделеев, создавший «химическую» теорию растворов, в отличие от «физической» теории Аррениуса. Однако последующие успехи новой теории были столь впечатляющи, а признание ее (пусть и не всеобщее) таким воодушевленным, что на этом фоне забылись все сомнения. Теория электролитической диссоциации убедительно объяснила многие факты, которые были известны давно и тем не менее оставались непонятными [7].
Введение 3
1 Истоки теории электролитической диссоциации
1.1 Основоположник ТЭД – С.Аррениус 4
1.2 Новые представления о солях, кислотах и основаниях 6
1.3 Дальнейшее развитие ТЭД 7
2 Борьба за признание ТЭД
2.1 ТЭД и Д.И.Менделеев 11
2.2 ТЭД В России 13
3 Теория растворов
3.1 Химическая теория растворов Д.И.Менделеева 16
3.2 Осмотическая теория Вант-Гоффа 18
3.3 Неводные растворы 19
3.4 Дальнейшее развитие теории растворов 24
Заключение 25
Список литературы 26
СЛЕДСТВИЯ ИЗ ПРОТОННОЙ ТЕОРИИ
Теория Бренстеда резко расширила круг кислот и оснований. Но гораздо важнее то, что она заставила пересмотреть представление о роли растворителя в процессе растворения. Разберем это подробнее.
Молекула хлороводорода HCl довольно прочная, при обычных условиях на ионы не распадается. Поэтому газообразный и жидкий хлороводород при обычных условиях электрического тока практически не проводит. Но при попадании хлороводорода в воду из его молекул почти мгновенно вырываются протоны H+. Причем свободными они не остаются. В растворе обнаруживаются ионы H+×H2O. А это, согласно протонной теории, означает, что вода – сильное основание.
Таким образом, вода, которую Аррениус считал инертной средой, на самом деле вовсе не инертна. И если вещество, попав в воду диссоциирует с отщиплением H+, то это результат воздействия на него воды. Само по себе ни одно вещество не распадается на ионы в заметной степени, так как на разрыв связей требуется большая энергия.
Конечно в разных молекулах протоны удерживаются по разному. От одних молекул (HCl, HclO4, HNO3, H2SO4 и т.д.) оторвать протоны нетрудно, и потому они практически нацело диссоциированы в разбавленных водных растворах. Их считают сильными электролитами. От других молекул (H2S, HCN, HclO) отрыв протона затруднен, и молекулам воды удается разорвать лишь небольшую часть этих молекул. Такие вещества относят к слабым электролитам.
Естественно возникает вопрос: откуда берется энергия, необходимая для отрыва протонов? Оказывается, все просто. Ведь молекула воды – диполь. Из-за сдвига электронной плотности на атоме кислорода возникает значительный отрицательный заряд, а на атомах водорода возникают положительные заряды. Такие заряды на атомах называются эффективными зарядами. Протон также имеет положительный заряд, причем в отличие от других ионов он резко отличается по своим размерам. Если у других ионов диаметры составляют ~ 10-8 см, то у H+, полностью лишенного электронной оболочки, диаметр равен ~ 10-13 см. Из-за такого необычно малого размера протон имеет весьма высокую напряженность положительного электрического поля, и потому он буквально вонзается в отрицательные концы молекул воды, образуя с ними очень прочные соединения. При этом выделяется немалая энергия. Именно она и покрывает расход энергии, идущей на отрыв протона.
Однако вода способна выступать основанием не всегда, т.е. не всегда она вырывает протоны. Например, при растворении аммиака в воде, донорами протонов являются именно молекулы воды. Здесь вода проявляет кислотные свойства. Такая же картина наблюдается и при растворении аминов [3].
ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕОРИЯ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ
Эту теорию сформулировал в 1923 году американский химик Г.Н.Льюис. Кислотно-основное взаимодействие он тоже связывал с переходом элементарных частиц, но не протонов, как это было у И.Н.Бренстеда, а электронов.
Льюис,Гилберт Ньютон — выдающийся американский физикохимик. Основные научные работы в области химической термодинамики, фотохимии, химии изотопов, ядерной физики.
В первые годы жизни родители Льюиса занимались его домашним обучением, он научился читать уже в три года. В девять лет мальчик пошёл в школу в Линькольне, штат Небраска, в четырнадцать лет поступил в университет штата Небраска, через три года перевёлся в Гарвардский университет, который закончил в 1896, получив степень бакалавра. Далее он писал диссертацию под руководством Теодора Ричардса, которую и защитил в 1899. В это время (1898) он опубликовал свою первую научную статью, посвящённую термохимическим и электрохимическим свойствам амальгам. В 1890 начал преподавать в Гарвардском университете, затем стажировался в Европе у Вильгельма Оствальда и Вальтера Нернста.
В 1907 Льюис становится доцентом, в 1908— адъюнкт-профессором, в 1911 — профессором. В 1908 он публикует несколько статей по теории относительности, в которых он другим способом, отличным от способа Альберта Эйнштейна, выводит взаимосвязь массы и энергии. В 1912 он переезжает в Беркли, получив должность руководителя химического факультета и декана в Калифорнийском университете (на этой должности он и оставался до конца своей жизни).
Научные достижения Льюиса очень велики, его называют одним из самых выдающихся американских физхимиков (и химиков), он интересовался очень широким спектром научных проблем.
В 1919, изучая магнитные свойства растворов кислорода в жидком азоте.
В 1923 он сформулировал одну из основных современных теорий кислот и оснований — электронную (её второе название — теория Льюиса).
В 1926 Льюис предложил термин фотон для обозначения мельчайшей единицы излучения.
В 1933 он выделил в чистом виде тяжёлую воду (оксид дейтерия) (совместно с Г.К.Юри, (Harold C. Urey), своим учеником.
Льюис предложил новую формулировку третьего начала термодинамики.
В последние годы жизни он интересовался фотохимией, в частности, люминесценцией органических молекул.
В 1913 Льюис стал членом Национальной академии наук в Вашингтоне (однако в 1934 прекратил членство в этой организации из-за несогласия с внутренней политикой этой организации). В 1930 был награждён медалью Общества искусств и наук как «выдающийся американский химик». С 1942 почётный член Академии наук СССР. Более тридцати раз номинировался на Нобелевскую премию [5].
Г.Н. Льюис –
один из создателей теории ковалентной
связи. Именно он объяснил химическую
связь между атомами
Пытаясь найти
самый общий признак, объединяющий
все кислотно-основные реакции, Г.П.Льюис
заметил, что при этих реакциях всегда
происходит донорно-акцепторное
В соответствие с этим Льюис сформулировал новое представление о кислотах и основаниях. Основаниями он считал те реагенты, которые выступают донорами электронных пар, а кислотами те реагенты, которые являются акцепторами этих пар [3].
3.4 ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАСТВОРОВ
Последующее развитие теории растворов проходило весьма своеобразно. Химики разделились на две группы. Одни считали, что протон – особая частица с исключительными свойствами, и потому поддерживали «культ» протона, развивая представления Бренстеда. Другие, как и Льюис, протестовали против такого «культа» и пытались найти новые принципы классификации кислот и оснований. Аргументы у тех и у других были вескими.
Одним из самых последовательных защитников протонной теории был наш советский химик А.И. Шатенштейн. Он решительно настаивал на выделении Н-кислот в особый класс и кислотно-основные свойства веществ связывал только с переходом протонов. Протон, как уже отмечалось выше, обладает очень малыми размерами, и за счет этого способен с легкостью вступать во взаимодействие с другими частицами. Еще одной важной особенностью протона является то, что его перенос в химических реакциях обычно протекает без существенных перестроек электронных оболочек взаимодействующих атомов. Такая простота переноса протона приводит к легкости и удивительной быстроте протекания кислотно-основных реакций.
Доводы Шатенштейна были подкреплены интересными исследованиями различных углеводородов. Оказалось, что углеводороды при действии раплавленных щелочных и щелочноземельных металлов выделяют водород, а при растворении в сильноосновных средах отщепляют протоны, т.е. ведут себя как кислоты. Таким образом, в число кислот и оснований были включены сотни тысяч новых соединений – углеводородов. Этот обширный класс стали называть СН-кислотами, поскольку их кислотные свойства были обусловлены разрывом связей С-Н.
Шатенштейн также подчеркивал, что существуют вещества, не содержащие протонов, но имеющие свойства, сходные с протонными кислотами. Такие вещества он выделил в особый класс и назвал кислотоподобными, подчеркнув тем самым их сходство с Н-кислотами [3].
Возвращаясь к вопросу о влиянии природы растворителя на электропроводность, следует отметить исследования Д.П.Коновалова. Он систематически стал изучать двойные системы, образованные ароматическими аминами и жирными кислотами. В результате Коновалов открыл новый класс электролитов – сольвоэлектролиты, которые почти или совсем не проводят электрический ток; в смеси же, имеющей состав, близкий к молекулярному соотношению, наблюдается максимум проводимости, который возникает в результате кислотно-основного взаимодействия компонентов системы.
Также в конце XIX века ученые стали заниматься вопросом влияния неводных растворителей на скорость химического превращения. Одним из первых этим вопросом стал заниматься Н.А.Меншуткин [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Едва ли не в XVIII в. Естествоиспытатели установили, что все растворы можно разделить на две большие группы – на те, которые не проводят электрический, ток, и на растворы-проводники, или проводящие растворы. Но почему проводящие растворы проводят электрический ток – ученые не знали.
Собственно, в теориях, объясняющих тот странный факт, что растворы одних веществ обладают способностью проводить электрический ток, а растворы других веществ этой способностью не обладают, недостатка не было. Но это был тот самый случай, когда избыток теорий свидетельствовал только о том, что все эти теории плохи. Потому что если имеется одна правильная теория, то надобность в остальных отпадает. А такой теории не было. Во всяком случае до 80-х годов XIX века, когда изучением проводящих растворов занялся Сванте Аррениус.
Сегодня кажется,
что теорию, в основе которой лежит
столь очевидная предпосылка, ничего
не стоило создать. А тогда, в 1884 году,
Аррениус, по правде говоря, поостерегся
высказывать столь категорическ
Однако последующие успехи новой теории были столь впечатляющи, а признание ее (пусть и не всеобщее) таким воодушевленным, что на этом фоне забылись все сомнения. Теория электролитической диссоциации убедительно объяснила многие факты, которые были известны давно и тем не менее оставались непонятными. Так очень логично были объяснены закономерности изменения электропроводности растворов, которое происходит с изменением концентрации электролитов. Различие свойств растворов разных электролитов было разумно пояснено тем, что электролиты подразделяются на сильные – те, которые в растворе полностью распадаются на ионы, и слабые – те, которые распадаются на ионы лишь частично. Это в свою очередь пояснило и криоскопическое поведение растворов электролитов.
Таким образом,
теория электролитической диссоциации
многое объяснила, многое предсказала,
убедительно и естественно
А химическая теория растворов получила огромное практическое применение, помогла в изучении многих природных явлений. Огромный вклад в развитие этой теории внес Д.И.Менделеев, который говорил об определяющей роли сольватации при растворении веществ.
В настоящее
время выяснилось, что обе теории
были в равной степени правы и
сейчас процесс растворения рассматрив
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Истоки теории электролитической диссоциации. Возникновение теории растворов