Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:37, реферат
Одна из основных задач, которая стоит перед химиками — это предсказание возможности той или иной реакции. Ведь если уравнение какой-либо химической реакции записать на бумаге, то это еще не значит, что такая реакция действительно возможна
Введение
Одна из основных задач, которая стоит перед химиками — это предсказание возможности той или иной реакции. Ведь если уравнение какой-либо химической реакции записать на бумаге, то это еще не значит, что такая реакция действительно возможна. В одних случаях, скажем, для разложения карбоната кальция
СаСО3 = СаО + СО2
достаточно изменить условия (повысить температуру), чтобы реакция пошла. В других, например, для гипотетического процесса получения кальция путем восстановления его оксида водородом
СаО + H2 = Са + H2О
реакцию невозможно заставить идти ни при каких условиях.
Понятно, что экспериментальная проверка возможности осуществления даже одной конкретной реакции при разных условиях — дело трудоемкое, а сделать это для всех известных реакций попросту невозможно. А можно ли теоретически предсказать возможность той или иной реакции? Ответ на этот вопрос дает специальный раздел термодинамики — химическая термодинамика.
Химическая термодинамика – раздел физической химии, в котором рассматриваются положения и законы общей термодинамики в изучении химических явлений. Для расчетов в химической термодинамике используются параметры, вычисленные опытным путем. В свою очередь, этот раздел включает в себя несколько подразделов, один из которых – термохимия.
Термохимия - раздел химической термодинамики, включающий определение теплового эффекта реакции и установление его зависимости от физико-химических параметров. В задачу термохимии входит также измерение и вычисление теплот фазовых переходов, растворения, разбавления и других процессов, изучение теплоемкостей, энтальпий и энтропий веществ.
Несмотря
на совершенствование
Главные направления экспериментальных исследований в современной термохимии заключаются в надежном установлении ключевых термохимических величин, на которых основаны дальнейшие расчеты, а также в изучении новых и малоизученных классов: соединений-полупроводников, комплексных соединений, органических соединений бора, фтора, кремния, фосфора, серы и других. Интенсивно изучают высокотемпературные сверхпроводники. Возрастает применение термохимии в исследовании поверхностных явлений, областей, радиохимических процессов, химии полимеров, свободных радикалов.
Актуальность темы:
Термохимические
величины используют для установления
связи между энергетическими характеристиками
химического соединения и его строением,
устойчивостью и реакционной способностью;
для составления энергетического баланса
химических реакторов в технологических
процессах; исследования и прогнозирования
энергоемких структур при создании новых
видов топлива.
Цель
курсовой работы:
показать сущность и значение термохимии
как важнейшего раздела термодинамики.
Задачи курсовой работы:
На основе анализа учебно-методической литературы:
- рассмотреть основные понятия термохимии, такие как тепловой эффект химической реакции, закон Гесса, некоторые термохимические закономерности, энергия химических связей, зависимость тепловых эффектов от температуры, закон Кирхгофа;
- рассмотреть основной метод экспериментальной термохимии – калориметрия.
При выполнении практической части работы:
-определить
теплоту растворения нитрата аммония
в воде калориметрическим методом.
ГЛАВА 1. ТЕРМОХИМИЯ
1.1. Тепловой эффект химической реакции
В каждом веществе запасено определенное количество энергии. С этим свойством веществ мы сталкиваемся уже за завтраком, обедом или ужином, так как продукты питания позволяют нашему организму использовать энергию самых разнообразных химических соединений, содержащихся в пище. В организме эта энергия преобразуется в движение, работу, идет на поддержание постоянной (и довольно высокой!) температуры тела.
Энергия химических соединений сосредоточена главным образом в химических связях. Чтобы разрушить связь между двумя атомами, требуется затратить энергию. Когда химическая связь образуется, энергия выделяется.
Вспомним, что атомы не соединялись бы между собой, если бы это не вело к "выигрышу" (то есть высвобождению) энергии. Этот выигрыш может быть большим или малым, но он обязательно есть при образовании молекул из атомов.
Любая химическая реакция заключается в разрыве одних химических связей и образовании других.
Когда в результате химической реакции при образовании новых связей выделяется энергии больше, чем потребовалось для разрушения "старых" связей в исходных веществах, то избыток энергии высвобождается в виде тепла. Примером могут служить реакции горения. Например, природный газ (метан CH4) сгорает в кислороде воздуха с выделением большого количества теплоты (рис. 1.1). Такие реакции называются экзотермическими от латинского "экзо" - наружу (имея в виду выделяющуюся энергию).
В других случаях на разрушение связей в исходных веществах требуется энергии больше, чем может выделиться при образовании новых связей. Такие реакции происходят только при подводе энергии извне и называют эндотермическими (от латинского "эндо" - внутрь). Примером является образование оксида углерода (II) CO и водорода H2 из угля и воды, которое происходит только при нагревании (рис. 1.2).
Рис. 1.1, рис.1.2. Изображение химических реакций при помощи моделей молекул:
рис.1.1 - экзотермическая реакция, рис.1.2 - эндотермическая реакция.
Модели наглядно показывают, как при неизменном числе атомов между ними разрушаются старые и возникают новые химические связи.
Таким образом, любая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии. Чаще всего энергия выделяется или поглощается в виде теплоты (реже - в виде световой или механической энергии). Эту теплоту можно измерить. Результат измерения выражают в килоджоулях (кДж) для одного моля реагента или (реже) для моля продукта реакции. Такая величина называется тепловым эффектом реакции. Например, тепловой эффект реакции сгорания водорода в кислороде можно выразить любым из двух уравнений:
2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж
или
H2(г) + 1/2 O2(г) = H2О(ж) + 286 кДж
Оба уравнения одинаково правильны и оба выражают тепловой эффект экзотермической реакции образования воды из водорода и кислорода. Первое - на 1 моль использованного кислорода, а второе - на 1 моль сгоревшего водорода или на 1 моль образовавшейся воды.
Значки (г), (ж) обозначают газообразное и жидкое состояние веществ. Встречаются также обозначения (тв) или (к) - твердое, кристаллическое вещество, (водн) - растворенное в воде вещество и т.д.
Обозначение агрегатного состояния вещества имеет важное значение. Например, в реакции сгорания водорода первоначально образуется вода в виде пара (газообразное состояние), при конденсации которого может выделиться еще некоторое количество энергии. Следовательно, для образования воды в виде жидкости измеренный тепловой эффект реакции будет несколько больше, чем для образования только пара, поскольку при конденсации пара выделится еще порция теплоты.
Теплота образования вещества – тепловой эффект реакции образования 1 моля сложного вещества из простых. Теплоты образования простых веществ принимаются равными нулю.
Используется также частный случай теплового эффекта реакции – теплота сгорания. Из самого названия видно, что теплота сгорания служит для характеристики вещества, применяемого в качестве топлива. Теплоту сгорания относят к 1 молю вещества, являющегося топливом (восстановителем в реакции окисления), например:
C2H2 | + | 2,5 O2 | = | 2CO2 | + | H2O | + | 1300 кДж |
ацетилен | теплота сгорания ацетилена |
Запасенную в молекулах энергию (Е) можно отложить на энергетической шкале. В этом случае тепловой эффект реакции (∆ Е) можно показать графически (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Графическое изображение теплового эффекта (Q = ∆ Е): а) экзотермической реакции горения водорода; б) эндотермической реакции разложения воды под действием электрического тока.
Координату реакции (
В
настоящее время
Рассмотрим некоторые из эмпирических закономерностей для термохимических расчетов.
А. М. Беркенгейм в 1925году установил для теплот образования неорганических соединений приближенное правило, согласно которому теплота образования одного грамм-эквивалента соединения какого-либо элемента приблизительно равна среднему арифметическому из теплот образования аналогичных соединений элементов, соседних с данным в ряду или периоде таблицы Менделеева.
' А. Ф. Капустинский в 1948 году установил, что теплоты образования соединения элемента с другими элементами одного ряда или одной подгруппы таблицы Менделеева, рассчитанные на один грамм-эквивалент, линейно зависят от логарифма порядкового номера Z этих элементов:
где n —валентность, а и b—постоянные.
Применяя это правило к узким группам аналогичных соединений родственных элементов, можно получить ориентировочные данные для теплот образования неизученных соединений.
Особенно много эмпирических правил найдено для теплот образования (или тесно связанных с ними теплот сгорания) органических соединений в газообразном состоянии. Правила эти основаны на эмпирическом подборе величин, характерных для различных функциональных групп и элементов структуры. В одном из методов эти величины, сведенные в таблицы, вводятся как поправки, (добавочные члены) к теплоте образования основного, простейшего представителя данного класса соединений, которую надо знать.
Так, например, для вычисления теплоты образования о-диметилфталата C2H4(COOH3)2 необходимо сложить теплоты следующих процессов:
1) образования основного вещества (газообразный бензол) = 19,8 ккал/моль
2) первичного замещения H группой CH3 = 4,5 ккал/моль
3) замещения H группой СН3 в орто-положении = 6,3 ккал/моль
4) замещения двух групп СН3 группами СООН = 2 (—87,0) ккал/моль
5) замещения H в двух группах СООН группами СН3 = 2(-9,5) ккал/моль
Суммируя, получаем, что теплота образования о-диметилфталата равна —146,0 ккал/моль.
Расчет по теплоте сгорания дает —147,1 ккал/моль.