Оптимизация производственно-отраслевой структуры предприятия ООО «Нагорский хлебокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение оптимальной структуры производства предприятия при наличии имеющихся производственных ресурсов с целью получения максимальной.
Задачи работы:
изучить теоретические основы оптимизации производственно-отраслевой структуры предприятия;
оценить результаты производственно-хозяйственной деятельности хлебокомбината;
провести научный анализ фактической специализации, размера и сочетания производства на предприятии и разработать числовую модель задачи;
провести анализ оптимального решения и предложить пути повышения эффективности производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы оптимизации производственной структуры предприятия………………………………………………………………………5
1.1 Предприятие как объект экономико-математического моделирования………………………………………………………….……….5
1.2Постановка экономико-математической задачи оптимизации структуры производства………………………………………………………………………6
1.3 Современное состояние отрасли хлебопроизводства…………………….9
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Нагорский хлебокомбинат»…………………………………………………...12
3. Обоснование информационно-нормативной базы ……………………...16
3.1 Обоснование нормативов выхода продукции……………………………16
3.2 Обоснование нормативов затрат...………………………………………...18
4. Экономико-математическая модель оптимизации производственно-отраслевой структуры предприятия…………………….……... ….………..19
4.1 Матрица ЭММ………………………………………………………………19
4.2 Экономико-математический анализ оптимального решения..………….22
Выводы и предложения………………………………………….………...……26
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эмм 2011.docx

— 75.46 Кб (Скачать документ)

Весьма ответственным  этапом моделирования является процесс сбора и обработки исходной информации. В зависимости от постановки задачи и объекта, по которому эта задача должна быть построена, определяют характер и объем необходимой информации, источники ее сбора и методы обработки. В качестве источников информации используют годовые отчеты, производственно-финансовые и перспективные планы, различные нормативные справочники.

Необходимо найти такие  неотрицательные значения переменных        (xi >0xij >0), чтобы функция F=∑сij * xij  →   max. [9]

 

1.3 Современное состояние  отрасли хлебопроизводства

Хлебопекарная промышленность России относится к ведущим пищевым  отраслям АПК. Производственная база хлебопекарной  промышленности Российской Федерации  включает в себя около 1500 заводов  по производству хлеба и более 5000 мини-пекарен, которые обеспечивают ежегодную выработку примерно 21 млн тонн хлебной продукции.

Годовой объем выработки  в России составляет 7,5 млн. тонн хлебопекарной  продукции, в том числе около 80% массовых сортов хлеба.

В последние годы, считают  эксперты, возросла доля хлебопекарных  предприятий, на которых велась целенаправленная работа по техническому обновлению производства, внедрению технологических инноваций, развитию ассортимента по всем группам  изделий.

В то же время, несмотря на определенные позитивные сдвиги, есть и проблемы, оказывающие негативное влияние  на дальнейшее развитие отрасли. В настоящее время более 60% активной части основных фондов физически изношены и морально устарели, а объемы инвестиций для их обновления значительно меньше необходимого. Положение усугубляется тем, что более 50% оборудования для замены устаревшего – импортное.

А теперь в условиях экономического кризиса решение существующих проблем  замедлилось, а во многих случаях  приостановлено. Растут цены на основные виды сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Так за электроэнергию  и газ предприятиям установлены  авансовые платежи и лимиты потребления, не учитывая колебаний спроса.

Для решения существующих проблем,  необходимы системные, консолидированные  действия федеральных органов власти, субъектов Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций.

Одно из важнейших направлений  повышения эффективности производства и улучшения качества продукции  хлебопекарной промышленности - создание рациональной структуры предприятия  отрасли, механизация и автоматизация  производственных процессов на базе новейших технологий. Также важна разработка современных технологий упаковки и автоматизированных приборов для контроля свойств сырья.

Необходимо разработать  комплекс мер, направленных на совершенствование  отношений между поставщиками газа, электроэнергии и хлебопекарными предприятиями. Решив проблемы этой отрасли промышленности, можно сохранить многовековую традицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия ООО  «Нагорский хлебокомбинат»

 

     В качестве объекта исследования было выбрано предприятие, занимающее ведущее место на рынке хлебобулочных изделий в Нагорском районе Кировской области : ООО «Нагорский хлебокомбинат».

«Нагорский хлебокомбинат» как юридически самостоятельная  единица  образовалась 1 апреля 2001 года. До этого он входил в состав структуры  Нагорского районного потребительского общества. Изменения были проведены  в результате разукрупнения организации. Единственным учредителем  ООО «Нагорский хлебокомбинат» является юридическое  лицо: Нагорское районное потребительское  общество.  Размер уставного капитала Общества составляет 16000 руб.  Предприятие  имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе.

Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Нагорский хлебокомбинат». Сокращенное фирменное наименование: ООО «Нагорский хлебокомбинат». Место  нахождения Общества:613260 Российская Федерация  Кировская область Нагорский  район  пос. Нагорск ул. Леушина, 35.

Общество обладает правами  юридического лица с момента его  государственной регистрации. Оно  руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  и Уставом.

Предприятие расположено  в 130 км от г.Кирова. Организация имеет хорошие подъездные пути и занимает 800 м2. земли, где расположены цеха, склады сырья и готовой продукции, кочегарка, столярный цех и помещение для вахтера.

Предприятие находится практически  в центре районного центра, имея свой автотранспорт, каждый день происходит развоз продукции по основный точкам - это магазины и в самом п.г.т. Нагорске и  за пределами поселка.

          Целями деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

           Структура выручки от реализации продукции ООО «Нагорский хлебокомбинат» указана в Приложении А. На протяжении анализируемого периода  наибольший удельный вес денежной выручки приходится на хлеб и хлебобулочные изделия во все годы, это не удивительно, так как основной вид деятельности предприятия это хлебопекарная промышленность.  Но не смотря на это в  2010 году по сравнению с 2008 годом денежная выручка по хлебу и хлебобулочным изделиям сократилась на  947,9 тыс. руб(или 5,83%). Второе место в структуре денежной выручки занимает производство пряников ,но уже с 2010 года реализация безалкогольных напитков значительно растет и разница между реализацией пряников и напитков не так уж велика. За исследуемый период увеличилась денежная выручка от реализации  кондитерских изделий на 123,19% и напитков на 24,51%.

Состав и структура  персонала ООО «Нагорский хлебокомбината»  представлены в Приложении Б. К 2010 году работники с высшим образованием составили всего 150% от 2008года,  со средне- специальным - 81,8%, со средним и неполным средним – 135,7%. Это  объясняется расширением производства на пряничном и хлебобулочном  цехах, увеличением ассортимента выпускаемой продукции. Некотррые работники  с образованием увольняются с предприятия и пытаются найти более перспективную и высокооплачиваемую работу. Преобладающий возраст работников от 30 до 50 лет, на рынке труда им более сложно найти работу. Работники до 30 лет не заинтересованы  низкой оплатой труда, чем обусловлен  больший отток молодых кадров из района. Работники свыше 50 лет увольняются в связи с достижением пенсионного возраста. Но несмотря на это их численность к 2010году увеличилась на 50%.

           Финансовые результаты деятельности предприятия представлены в Приложении В. По данным таблицы  видно, что выручка сократилась  за исследуемый период на 1,2%. При этом себестоимость  выросла на 1,32 %. А прибыль уменьшилась на 29%. Можно отметить, что в 2008 году наблюдался более высокий размер как выручки, так и прибыли. Это связано с кризисом, который уменьшил объемы  продаж и спрос на продукцию, а цены на сырье и материалы возросли. Рентабельность  затрат и продаж за исследуемый  период сократилась на 4,86 и 3,90% соответственно. Предприятие имеет 11 копеек чистой прибыли с рубля продаж.

Показатели, характеризующие  использование основных фондов и  оборотных активов указаны в Приложении Г. Коэффициент оборачиваемости характеризует скорость обращения оборотных средств, показывает , сколько раз стоимость оборотных средств оборачивалась и возвращалась в денежной форме. Сокращение коэффициента оборачиваемости говорит об неэффективности использования оборотных средств. Продолжительность оборота в 2010 году по сравнению с 2008 увеличилась на 132,95%., то есть в 2010 году оборотные средства стали оборачиваться на 60,73 дня медленнее. Рентабельность оборотных средств уменьшилась на 75,89%. Это говорит о недостаточной эффективности  текущей деятельности оборотных средств. Так, значительная доля оборотных средств приходится на дебиторскую задолженность, это свидетельствует о низкой платежной дисциплине и о том, что проблема задержки платежей за отгруженную продукцию не потеряла своей остроты. Следовательно, оборачиваемость средств в расчетах низкая. Фондовооруженность характеризует оснащенность работников основными производственными фондами. К 2010 году она сократилась на 11,02 % по отношению  к 2008. Это говорит о плохой технической оснащенности предприятия.  Коэффициент фондоотдачи показывает, сколько продукции получает организация с каждого рубля, вложенного в основные средства. Чем выше фондоотдача, тем более эффективно и рационально используются основные средства. В 2010 году одним рублем фондов производилось 19,10 рублей реализованной продукции. Фондоемкость показывает сколько фондов приходится на каждый рубль выпущенной  продукции. В 2008 и 2009 годах этот показатель составил 6 коп. , а к 2010 уменьшился на 16,67%  и составил 5 копеек. Рентабельность  является  наиболее обобщающим качественным показателем эффективности производства, эффективности функционирования предприятия. Рентабельность ОПФ сократилась на 54,76%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обоснование информационно-нормативной базы 

 

3.1 Обоснование нормативов выхода продукции

На данном этапе необходимо проанализировать динамику выхода продукции  с помощью временной функции. Временная функция – это уравнение  зависимости объемов выпуска  продукции на год прогноза  от достигнутого  среднего уровня  и  количества лет прогноза. Для этого  используем программу «Регрессионный анализ однофакторной модели связи». (Приложение Д)

Среднее значение результативного признака = 7051,300; среднеквадратичное отклонение = 1137,014. Коэффициент вариации=0,161 <0,33 => наблюдения количественно однородны.

Необходимо произвести выбор  оптимальной модели по следующим  критериям:

  1. Средний коэффициент аппроксимации = 0,032(9 модель). Выбираем наименьший, что означает минимальное отклонение фактического значения результата от теоретического.
  2. Корреляционное отношение = 0,968 (9 модель). Выбираем наибольшее, то есть, при котором связь теснее.
  3. Т-критерий корреляционного отношения = 10,864 (9 модель). Выбираем максимальное, при котором связь достоверна. Причем, должны сравнить выбранное значение с табличным: 10,864 >1,860.  Это свидетельствует о достоверности связи между признаками.
  4. Среднеквадратическое отклонение остатков = 303,859 (9 модель). Выбираем наименьшее отклонение расчетных значений от фактических.
  5. F-критерий = 118,017 (9 модель). Выбираем максимальное, при котором связь достоверна. Причем, должны сравнить выбранное значение с табличным: 118,017 >5,318.  Это свидетельствует о достоверности связи между признаками.
  6. Коэффициент автокорреляции = 0.025 (9 модель). Выбираем наибольшее отклонение от табличного показателя (0.360).
  7. Нормальность распределения отклонений = 0,989 (2 и 8 модели), поскольку это значение ближе к 1.

Таким образом, выбираем  9 модель, то есть парабола третьего порядка , так как она по большинству  критериев отвечает предъявленным  требованиям и имеет общий  вид:

у=А01х+А2х23х3

В нашем случае получим:

     у=5545,8-70,085х + 94,032х2 5,717х3

При х=12, у = 8367,133  - для целей планирования.

Прогноз объемов выпуска  на 2012 год составил  8367,133т.

Рассматривая фактические  значения признака, можно увидеть, что в 2001, 2002, 2005, 2006, 2007 и 2010 годах объем производства по факту был выше, чем по прогнозу, а следовательно предприятие перевыполнило нормативы на 65,969; 33,974; 108,396; 241,338; 451,012 и 267,431 тыс. т. соответственно. Невыполнение плана отмечено в 2003,2004,2008, 2009 годах на 127,486; 274,112; 422,280; 344,241 тыс. т. соответственно.

Таким образом, при помощи данной модели были спрогнозированы  объемы производства продукции предприятием ООО «Нагорский хлебокомбинат» на 2012 год. Но в данном случае нужно заметить, что не было учтено влияние других немаловажных факторов (производственные мощности, спрос на продукцию и т.д.), поэтому можно сказать, что прогноз, проведенный с помощью регрессионной факторной модели нельзя считать достаточно достоверным.

 

 

3.2. Обоснование нормативов затрат

Здесь необходимо определить основные затраты для производства продукции  на предприятия ООО «Нагорский хлебокомбинат» .Данные представим в виде таблицы 1.

Таблица 1  - Затраты и наличие ресурсов на предприятии.

Вид ресурса

Хлеб

пшеничный

Ржано-

пшеничный

ржаной

батоны

Булочная

смесь

макароны

Наличие ресурса

Производственные мощности, т

0,97

0,85

0,94

0.9

0.85

0.6

1300

Сырье, т:

       -Мука

       -Соль

       -Дрожжи

 

0.97

0.86

0.49

 

0.83

0.87

0.33

 

0.73

0.9

0.4

 

0.61

0.7

0.53

 

0.67

0.7

0.7

 

0.59

0.82

0.2

 

8815,3

715

360,2

Трудовые ресурсы,ч-ч

0.94

1.02

0.88

0.96

0.8

0.75

1460


 

Данные таблицы необходимы для построения задачи линейного  программирования и ее дальнейшего  решения.

 

  1. Экономико-математическая модель оптимизации производственно - отраслевой структуры предприятия

 

4.1 Матрица ЭММ

Задачей данного моделирования  является определение оптимальной  производственной структуры предприятия  на плановый год, при которой обеспечивается максимальный объем  производства продукции  с учетом имеющихся в наличии  производственных ресурсов.

Информация о работе Оптимизация производственно-отраслевой структуры предприятия ООО «Нагорский хлебокомбинат»