Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Целью данной работы является определение оптимальной структуры производства предприятия при наличии имеющихся производственных ресурсов с целью получения максимальной.
Задачи работы:
изучить теоретические основы оптимизации производственно-отраслевой структуры предприятия;
оценить результаты производственно-хозяйственной деятельности хлебокомбината;
провести научный анализ фактической специализации, размера и сочетания производства на предприятии и разработать числовую модель задачи;
провести анализ оптимального решения и предложить пути повышения эффективности производства.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы оптимизации производственной структуры предприятия………………………………………………………………………5
1.1 Предприятие как объект экономико-математического моделирования………………………………………………………….……….5
1.2Постановка экономико-математической задачи оптимизации структуры производства………………………………………………………………………6
1.3 Современное состояние отрасли хлебопроизводства…………………….9
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Нагорский хлебокомбинат»…………………………………………………...12
3. Обоснование информационно-нормативной базы ……………………...16
3.1 Обоснование нормативов выхода продукции……………………………16
3.2 Обоснование нормативов затрат...………………………………………...18
4. Экономико-математическая модель оптимизации производственно-отраслевой структуры предприятия…………………….……... ….………..19
4.1 Матрица ЭММ………………………………………………………………19
4.2 Экономико-математический анализ оптимального решения..………….22
Выводы и предложения………………………………………….………...……26
Список литературы…………………………
Целевая функция – получение максимальной выручки.
Обозначения:
i - номер вида продукции;
j - номер канала реализации;
h - номер вида ресурса.
Переменные:
xij - объем реализации i вида продукции по j каналу реализации.
X1 – Объем производства хлеба пшеничного, т;
X2 – Объем производства хлеба ржано-пшеничного, т;
X3 – Объем производства хлеба ржаного, т;
X4 – Объем производства батонов пшеничных, т;
X5 – Объем производства булочной мелочи, т;
Х6 - Объем производства макаронных изделий, т;
Х7 - Объем реализации хлеба пшеничного оптом, т;
Х8 - Объем реализации хлеба пшеничного в розницу, т;
Х9 - Объем реализации хлеба ржано-пшеничного оптом, т;
Х10 - Объем реализации хлеба ржано-пшеничного в розницу, т;
Х11 - Объем реализации хлеба ржаного оптом, т;
Х12 - Объем реализации хлеба ржаного в розницу, т;
Х13 - Объем реализации батонов пшеничных оптом, т;
Х14 - Объем реализации батонов пшеничных в розницу, т;
Х15 - Объем реализации булочной мелочи оптом, т;
Х16 - Объем реализации булочной мелочи в розницу, т;
Х17 - Объем реализации макаронных изделий оптом, т;
Х18 - Объем производства макаронных изделий в розницу, т.
Коэффициенты:
Аih - нормативы затрат h вида ресурса на единицу объема i вида продукции;
Аh - наличие j вида ресурса;
dj - доля j канала реализации в общей структуре продаж;
Сij - цена реализации i вида продукции по j каналу реализации.
Ограничения:
0,97Х1 +0,85 X2 +0,94 X3 + 0,9X4 +0,85X5 +0,6X6 ≤ 1300
0,94Х1 +1,02Х2 +0,88Х3 +0,96Х4 +0,80Х5 +0,75Х6 ≤ 1460
0,97Х1 +0,83Х2 +0,73Х3 +0,61Х4 +0,67Х5 +0,59Х6 ≤ 8815,3
0,49Х1 +0,33Х2 +0,4Х3 +0,53Х4 +0,7Х5+ 0.2х6≤ 360,2
0,86Х1 +0,87Х2 +0,9Х3 +0,7Х4 +0,70Х5 +0,82Х6 ≤ 715
3. Ограничения по каналам реализации:
1) Хлеб пшеничный, т.
а) min реализации оптом, т. Х7 >=0,25(Х7 +Х8)
max реализации оптом, т. Х7 =< 0,7(Х7 + Х8)
б) min реализации в розницу, т. Х8 >= 0,3(Х7 + Х8)
max реализации в розницу, т. Х8 =< 0,65(Х7 + Х8)
2) Хлеб ржано-пшеничный, т.
а) min реализации оптом, т. Х9 >= 0,35(Х9 + Х10)
max реализации оптом, т. Х9 =< 0,5(Х9 + Х10)
б) min реализации в розницу, т. Х10 >= 0,6(Х9 + Х10)
max реализации в розницу, т. Х10=< 0,7(Х9 + Х10)
3) Хлеб ржаной, т.
а) min реализации оптом, т. Х11 >= 0,3(Х11 + Х12)
max реализации оптом, т. Х11=< 0,45(Х11 + Х12)
б) min реализации в розницу, т. Х12 >= 0,45(Х11 + Х12)
max реализации в розницу, т. Х12 =< 0,65(Х11 + Х12)
4) Батоны, т.
а) min реализации оптом, т. Х13 >= 0,15(Х13 + Х14)
max реализации оптом, т. Х13 =< 0,7(Х13 + Х14)
б) min реализации в розницу, т. Х14 >= 0,45(Х13 + Х14)
max реализации в розницу, т. Х14 =< 0,6(Х13 + Х14)
5)Булочная мелочь, т.
а) min реализации оптом, т. Х15 >= 0,7(Х15 + Х16)
max реализации оптом, т. Х15 =< 0,35(Х15 + Х16)
б) min реализации в розницу, т. Х16 >= 0,25(Х15 + Х16)
max реализации в розницу, т. Х16 =< 0,35(Х15 + Х16)
6)Макаронные изделия, т.
а) min реализации оптом, т. Х17 >= 0,35(Х17 + Х18)
max реализации оптом, т. Х17 =< 0,55(Х17 + Х18)
б) min реализации в розницу, т. Х18 >= 0,5(Х17 + Х18)
max реализации в розницу, т. Х18=< 0,75(Х17 + Х18).
4.Ограничения
по производственному
10)max производства булочной мелочи, т. ≤30,3
11) min производства макаронных изделий, т. ≥20
12) max производства макаронных изделий, т. ≤25.
Целевая функция имеет вид: F= ∑ Ci * Xi max
F = 29Х7 + 33Х8 + 30Х9 + 32Х10 + 25Х11 + 29Х12 + 35,5Х13 + 37Х14 + 20,5Х15 + 25Х16 + 29,5Х17 + 32Х18 → max.
4.2.Экономико-математический анализ оптимального решения
Решение экономико –математической задачи осуществим симплекс-методом с помощью программы «Решение задачи линейного программирования симплекс методом». В результате получим приложение Е.
В результате проведения
оптимизации производственно-
Необходимо определить структуру сдвигов и перспектив развития предприятия. Для этого нужно сравнить фактические результаты деятельности предприятия с полученным оптимальным планом.
Сначала проанализируем производственную структуру. (таблица 2)
Таблица 2 - Производственная структура.
Виды продукции |
Объемы производства | |
тонны |
% | |
Пшеничный хлеб |
183,3 |
21,85 |
Ржано-пшеничный |
357,8 |
42,65 |
Ржаной хлеб |
175,9 |
20,97 |
Батоны |
79,251 |
9,45 |
Булочная мелочь |
22,7 |
2,70 |
Макаронные изделия |
20,0 |
2,38 |
ВСЕГО: |
838,951 |
100 |
По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что ведущим видом продукции является хлеб ржано-пшеничный. Объем его производства составляет 357,8т или 42,65%. Последнее место занимают макаронные изделия с долей производства 2,38%.
Проведем анализ объемов и структуры реализации продукции. (Таблица3 )
Таблица 3 - Объем и структура реализации продукции.
продукция |
план |
факт |
отклонение | |||
Т. |
% |
Т. |
% |
Абсол(т) |
Относит(%) | |
Пшеничный оптом |
64,155 |
7,65 |
62,00 |
8,27 |
2,155 |
3,48 |
Пшеничный розница |
119,145 |
14,20 |
101,32 |
13,51 |
17,825 |
17,59 |
Ржано-пшеничный опт |
125,23 |
14,93 |
108,00 |
14,40 |
17,23 |
15,95 |
Ржано-пшеничный розница |
232,57 |
27,72 |
205,50 |
27,40 |
27,07 |
13,17 |
Ржаной опт |
61,565 |
7,33 |
58,90 |
7,85 |
2,665 |
4,52 |
Ржаной розница |
114,335 |
13,63 |
111,37 |
14,85 |
2,965 |
2,66 |
Батоны опт |
31,701 |
3,78 |
26,90 |
3,59 |
4,801 |
17,85 |
Батоны розница |
47,551 |
5,67 |
45,858 |
6,12 |
1,693 |
3,69 |
Булочная мелочь опт |
14,755 |
1,76 |
7,45 |
0,99 |
7,305 |
98,05 |
Булочная мелочь розница |
7,945 |
0,95 |
7,60 |
1,01 |
0,345 |
4,54 |
Макаронные изделия опт |
7.000 |
0,83 |
5,00 |
0,67 |
2,000 |
40,00 |
Макаронные изделия розница |
13,000 |
1,55 |
10,00 |
1,34 |
3,000 |
30,00 |
ВСЕГО: |
838,951 |
100 |
749,898 |
100 |
- |
- |
Опираясь на данные плана, можно сделать вывод, что выпуск любого вида продукции должен быть увеличен. Больше всего реализуется хлеба ржано-пшеничного розницей и оптом, пшеничного розницей (27,72%, 14,93% и 14,20% соответственно). Планируется в будущем реализовывать больше всех видов продукции по всем каналам.
Таким образом, чтобы предприятию
повысить денежную выручку от реализации
продукции, нужно увеличивать объемы
производства продукции до максимально
возможного объема, а для этого
необходимо задействовать полностью
производственную мощность оборудования,
трудовые ресурсы, а также использовать
по максимуму имеющееся в
При анализе оптимального решения важное значение имеет рациональное использование производственных ресурсов. Для этого рассмотрим показатели в таблице 4.
Таблица 4 – Использование производственных ресурсов
Ресурс |
Факт |
План |
Отклонение |
Оценка ресурса |
Производ.мощности,т |
1300 |
749.898 |
550,102 |
- |
Мука,т |
8815,3 |
678,534 |
8136,766 |
- |
Дрожжи,т |
360,2 |
340,144 |
20,056 |
- |
Соль,т |
715 |
715 |
0 |
-52,00 |
Труд, чел.-час. |
1460 |
801,291 |
658,709 |
- |
По оценкам ограничений
можно выявить дефицитные виды ресурсов
в хозяйстве, которые показывают,
насколько изменится значение целевой
функции при дополнительном вовлечении
в производство единицы ресурса
(в ограничениях типа >) или при
недоиспользовании единицы
Таблица 5 – Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель |
Факт |
План |
Структура | |
отклонение |
% | |||
Выручка от продаж |
18379 |
25854,614 |
7475,614 |
40,67 |
Таким образом, при оптимизации производственной структуры предприятия выручка от продажи продукции составила 25854,614 тыс. руб., что на 7475,614 тыс. руб. или на 40,67% выше фактического значения.
Отсюда мы можем сделать вывод, что план предприятия на последующий период является более оптимальным, чем в предшествующих периодах деятельности предприятия.
Выводы и предложения
В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ООО «Нагорский хлебокомбинат». Преобладающим видом деятельности предприятия является производство хлеба и хлебобулочных изделий.
Данное предприятие считается самым успешным в районе, но за последние годы его рентабельность имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить большим ростом себестоимости продукции по сравнению с ростом денежной выручки.
На предприятии ООО «Нагорский хлебокомбинат» делается все, чтобы не только сохранить предприятие на данном уровне, но и поднять на более высокий. Предприятие каждый год увеличивает объемы производства, тем самым увеличивая и прибыль от реализации. Рост прибыли обусловлен ростом выручки от продаж, которая возросла в связи с ростом цен и увеличением количества реализованной продукции.
Для получения большей прибыли предприятие также может, учитывая неэластичность спроса, повысить цену или постараться снизить свои затраты.
Результативным показателем эффективности производства хлебобулочных изделий является прибыль от реализации, которая зависит от выручки от продаж и себестоимости продукции. Эти показатели включают в себя множество других, которые оказывают огромное влияние на прибыль.
Целью данной работы является
определение оптимальной
После проведения экономико-математического анализа оптимального решения было выявлено следующее:
1. Найдено оптимальное значение функции - 25854.614 тыс. руб. Это число соответствует максимальной денежной выручке, полученной при оптимальных объемах производства и реализации продукции по разным каналам сбыта. Нужно отметить, что данное значение выручки в значительной степени превышает фактическое значение, что говорит о том, что план является оптимальным.
2. В оптимальный план
вошли следующие виды
- хлеб пшеничный – 183,3 т.;
- хлеб ржано-пшеничный – 357,8 т.;
- хлеб ржаной – 175,9 т.;
- батоны – 79,251 т.;
- булочная мелочь – 22,7т.;
- макаронные изделия – 20 т.
3. Ресурсы, находящиеся
у предприятия, используются