Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, реферат
Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.
Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний.
В
этом смысле в экспериментах по изучению
законов колебания маятника Земля
выступает не просто как природное
тело, а как своеобразный "искусственно
изготовленный" объект человеческой
практики, ибо для природного объекта
"Земля" данное свойство не имеет
никаких "особых привилегий" по сравнению
с другими свойствами. Оно существует
реально, но на передний план как особое,
выделенное свойство выступает только
в системе определенной человеческой
практики. Экспериментальная деятельность
представляет собой специфическую
форму природного взаимодействия, и
важнейшей чертой, определяющей эту
специфику, является именно то, что
взаимодействующие в
В
развитых формах эксперимента такого
рода объекты изготовляются
С таких позиций вполне правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию, как "квазиприборные" устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе независимо от деятельности человека. Так, в экспериментальной ситуации по изучению законов колебания Земля "функционирует" как особая приборная подсистема, которая как бы "приготовляет" постоянную силу тяготения (аналогично тому, как созданный человеком ускоритель при жестко фиксированном режиме работы будет генерировать импульсы заряженных частиц с заданными параметрами). Сам маятник играет здесь роль рабочего устройства, функционирование которого дает возможность зафиксировать характеристики колебания. В целом же система "Земля плюс маятник" может быть рассмотрена как своеобразная квазиэкспериментальная установка, "работа" которой позволяет исследовать законы простого колебательного движения.
В свете сказанного специфика эксперимента, отличающая его от взаимодействий в природе "самой по себе", может быть охарактеризована так, что в эксперименте взаимодействующие фрагменты природы всегда выступают в функции приборных подсистем. Деятельность по "наделению" объектов природы функциями приборов будем в дальнейшем называть созданием приборной ситуации. Причем саму приборную ситуацию будем понимать как функционирование квазиприборных устройств, в системе которых испытывается некоторый фрагмент природы. И поскольку характер взаимоотношений испытуемого фрагмента с квазиприборными устройствами функционально выделяет у него некоторую совокупность характеристических свойств, наличие которых в свою очередь определяет специфику взаимодействий в рабочей части квазиприборной установки, то испытуемый фрагмент включается как элемент в приборную ситуацию.
В
рассматриваемых выше экспериментах
с колебанием маятника мы имели дело
с существенно различными приборными
ситуациями в зависимости от того,
являлось ли целью исследования изучение
законов колебания или законов
движения в равномерно вращающейся
системе. В первом случае маятник
включен в приборную ситуацию
в качестве испытуемого фрагмента,
во втором он выполняет совершенно
иные функции. Здесь он выступает
как бы в трех отношениях: 1) Само
движение массивного тела (испытуемый
фрагмент) включено в функционирование
рабочей подсистемы в качестве ее
существенного элемента (наряду с
вращением Земли); 2) Периодичность
же движения маятника, которая в
предыдущем опыте играла роль изучаемого
свойства, теперь используется только
для того, чтобы обеспечить стабильные
условия наблюдения. В этом смысле
колеблющийся маятник функционирует
уже как приготовляющая приборная
подсистема; 3) Свойство маятника сохранять
плоскость колебания позволяет
использовать его и в качестве
части регистрирующего
Такого рода связь выступает как объект исследования, который изучается и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познавательной деятельности. Выделение объекта исследования из совокупности всех возможных связей природы определяется целями познания и на разных уровнях последнего находит свое выражение в формулировке различных познавательных задач. На уровне экспериментального исследования такие задачи выступают как требование зафиксировать (измерить) наличие какого-либо характеристического свойства у испытуемого фрагмента природы. Однако важно сразу же уяснить, что объект исследования всегда представлен не отдельным элементом (вещью) внутри приборной ситуации, а всей ее структурой.
На примерах, разобранных выше, по существу было показано, что соответствующий объект исследования - будь то процесс гармонического колебания или движение в неинерциальной системе отсчета - может быть выявлен только через структуру отношений, участвующих в эксперименте природных фрагментов.
Аналогичным образом обстоит дело и в более сложных случаях, относящихся, например, к экспериментам в атомной физике. Так, в известных опытах по обнаружению комптон-эффекта предмет исследования - "корпускулярные свойства рентгеновского излучения, рассеянного на свободных электронах" - определялся через взаимодействие потока рентгеновского излучения и рассеивающей его графитной мишени при условии регистрации излучения особым прибором. И только структура отношений всех этих объектов (включая прибор для регистрации) репрезентирует исследуемый срез действительности. Такого рода фрагменты реальных экспериментальных ситуаций, использование которых задает объект исследования, будем называть в дальнейшем объектами оперирования. Данное различение позволит избежать двусмысленности при использовании термина "объект" в процессе описания познавательных операций науки. В этом различии фиксируется тот существенный факт, что объект исследования не совпадает ни с одним из отдельно взятых объектов оперирования любой экспериментальной ситуации. Подчеркнем также, что объекты оперирования по определению не тождественны "естественным" фрагментам природы, поскольку выступают в системе эксперимента как своеобразные "носители" некоторых функционально выделенных свойств. Как было показано выше, объекты оперирования обычно наделяются приборными функциями и в этом смысле, будучи реальными фрагментами природы, вместе с тем выступают и как продукты "искусственной" (практической) деятельности человека.
Наблюдения выступают в этом случае не просто фиксацией некоторых признаков испытуемого фрагмента. Они несут неявно информацию и о тех связях, которые породили наблюдаемые феномены.
Но
тогда возникает вопрос: справедливо
ли сказанное для любых
Ответы на эти вопросы и могут показаться неожиданными. Они состоят в следующем.
Систематические и случайные наблюдения
Научные
наблюдения всегда целенаправленны
и осуществляются как систематические
наблюдения, а в систематических
наблюдениях субъект
Рассмотрим один из типичных случаев эмпирического исследования в современной астрономии - наблюдение за поляризацией света звезд в облаках межзвездной пыли, проводившееся с целью изучения магнитного поля Галактики.
Задача
состояла в том, чтобы выяснить, каковы
величина и направление напряженности
магнитного поля Галактики. При определении
этих величин в процессе наблюдения
использовалось то свойство частиц межзвездной
пыли, что они ориентированы
Нетрудно
видеть, что сам процесс наблюдения
предполагал здесь
В
зависимости от типа исследовательских
задач в астрономии конструируются
различные типы приборных ситуаций.
Они соответствуют различным
методам наблюдения и во многом определяют
специфику каждого такого метода.
Для некоторых методов
Довольно отчетливо обнаруживается приборная ситуация и в наблюдениях, связанных с определением расстояния до небесных объектов. Например, в задачах по определению расстояния до ближайших звезд методом параллакса в функции прибора используется Земля; при установлении расстояний до удаленных галактик методом цефеид этот класс переменных звезд также функционирует в качестве средств наблюдения и т.д.
Правда,
можно указать и на такие виды
систематических наблюдений в астрономии,
которые на первый взгляд весьма далеки
от аналогии с экспериментом. В частности,
при анализе простейших форм астрономического
наблюдения, свойственных ранним этапам
развития астрономии, нелегко установить,
как конструировалась в них приборная
ситуация. Тем не менее здесь все
происходит аналогично уже рассмотренным
случаям. Так, уже простое визуальное
наблюдение за перемещением планеты
на небесном своде предполагало, что
наблюдатель должен предварительно
выделить линию горизонта и метки
на небесном своде (например, неподвижные
звезды), на фоне которых наблюдается
движение планеты. В основе этих операций
по существу лежит представление
о небесном своде как своеобразной
проградуированной шкале, на которой
фиксируется движение планеты как
светящейся точки (неподвижные же звезды
на небесном своде играют здесь роль
средств наблюдения). Причем по мере
проникновения в
Информация о работе Эмпирический и теоретический уровни научного исследования