Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, реферат
Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.
Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний.
Во-вторых, следует уточнить само понятие интерпретации. Известно, что интерпретация уравнений обеспечивается их связью с теоретической моделью, в объектах которой выполняются уравнения, и связью уравнений с опытом. Последний аспект называется эмпирической интерпретацией.
Эмпирическая
интерпретация достигается за счет
особого отображения
Процедуры
отображения состоят в
Фундаментальные уравнения теории приобретают физический смысл и статус физических законов благодаря отображению на фундаментальную теоретическую схему. Но было бы большим упрощением считать, что таким образом обеспечивается физический смысл и теоретических следствий, выводимых из фундаментальных уравнений. Чтобы обеспечить такой смысл, нужно еще уметь конструировать на основе фундаментальной теоретической схемы частные теоретические схемы. Нетрудно, например, установить, что математические выражения для законов Ампера, БиоСавара и т.д., выведенные из уравнений Максвелла, уже не могут интерпретироваться посредством фундаментальной теоретической схемы электродинамики. Они содержат в себе специфические величины, смысл которых идентичен признакам абстрактных объектов соответствующих частных теоретических схем, в которых векторы электрической, магнитной напряженности и плотности тока в точке замещаются другими конструктами: плотностью тока в некотором объеме, напряженностями поля, взятыми по некоторой конечной пространственной области, и т. д.
Учитывая
все эти особенности
Вся
эта сложная система
Каждая
из теорий даже специального характера
имеет свою структуру, характеризующуюся
уровневой иерархией
При выводе следствий из базисных уравнений любой теории, как фундаментальной, так и специальной (микротеории), исследователь осуществляет мысленные эксперименты с теоретическими схемами, используя конкретизирующие допущения и редуцируя фундаментальную схему соответствующей теории к той или иной частной теоретической схеме.
Специфика
сложных форм теоретического знания
таких, как физическая теория, состоит
в том, что операции построения частных
теоретических схем на базе конструктов
фундаментальной теоретической
схемы не описываются в явном
виде в постулатах и определениях
теории. Эти операции демонстрируются
на конкретных образцах, которые включаются
в состав теории в качестве своего
рода эталонных ситуаций, показывающих,
как осуществляется вывод следствий
из основных уравнений теории. Неформальный
характер всех этих процедур, необходимость
каждый раз обращаться к исследуемому
объекту и учитывать его
Итак, эмпирический и теоретический уровни научного знания имеют сложную структуру. Взаимодействие знаний каждого из этих уровней, их объединение в относительно самостоятельные блоки, наличие прямых и обратных связей между ними требуют рассматривать их как целостную, самоорганизующуюся систему. В рамках каждой научной дисциплины многообразие знаний организуется в единое системное целое во многом благодаря основаниям, на которые они опираются. Основания выступают системообразующим блоком, который определяет стратегию научного поиска, систематизацию полученных знаний и обеспечивает их включение в культуру соответствующей исторической эпохи.
Основания науки
Можно
выделить по меньшей мере три главных
компонента оснований научной
Идеалы и нормы
Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д..
Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.
Познавательные
идеалы науки имеют достаточно сложную
организацию. В их системе можно
выделить следующие основные формы:
1) идеалы и нормы объяснения и
описания, 2) доказательности и
На разных этапах своего исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, инвариантные, так и особенные черты в содержании познавательных идеалов и норм.
Если
общие черты характеризуют
Первый
уровень представлен
Второй уровень содержания идеалов и норм исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе ее развития.
Так,
сравнивая древнегреческую
При
сопоставлении способов обоснования
знания, господствовавших в средневековой
науке, с нормативами исследования,
принятыми в науке Нового времени,
обнаруживается изменение идеалов
и норм доказательности и
Становление естествознания в конце XVI - начале XVII в. утвердило новые идеалы и нормы обоснованности знания. В соответствии с новыми ценностными ориентациями и мировоззренческими установками главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было сформулировано требование его экспериментальной проверки. Эксперимент стал рассматриваться как важнейший критерий истинности знания.
Можно
показать, далее, что уже после
становления теоретического естествознания
в XVII в. его идеалы и нормы претерпевали
существенную перестройку. Вряд ли, например,
физик XVIIXIX века удовлетворился бы идеалами
квантово-механического
Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.).
Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.
В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только вступающих в стадию теоретизации и математизации.
Современная
биология не может обойтись без идеи
эволюции и поэтому методы историзма
органично включаются в систему
ее познавательных установок. Физика же
пока не прибегает в явном виде
к этим методам. Если для биологии
идея развития распространяется на законы
живой природы (эти законы возникают
вместе со становлением жизни), то физика
до последнего времени вообще не ставила
проблемы происхождения действующих
во Вселенной физических законов. Лишь
в последней трети XX в. благодаря
развитию теории элементарных частиц
в тесной связи с космологией,
а также достижениям
Специфика
исследуемых объектов непременно сказывается
на характере идеалов и норм научного
познания, и каждый новый тип системной
организации объектов, вовлекаемый
в орбиту исследовательской
Но не только спецификой объекта обусловлено их функционирование и развитие. В их системе выражен определенный образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Этот образ всегда имеет социокультурную размерность. Он формируется в науке под влиянием социальных потребностей, испытывая воздействие мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи. Эти влияния определяют специфику обозначенного выше второго уровня содержания идеалов и норм исследования, который выступает базисом для формирования нормативных структур, выражающих особенности различных предметных областей науки. Именно на этом уровне наиболее ясно прослеживается зависимость идеалов и норм науки от культуры эпохи, от доминирующих в ней мировоззренческих установок и ценностей.
Информация о работе Эмпирический и теоретический уровни научного исследования