Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:04, контрольная работа
1. Предмет анатомии, ее место среди других наук. Уровни анатомических исследований. Современные направления анатомической науки, развивающиеся в рамках общей анатомии.
Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» - рассекать, расчленять.
Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.
Все эти признаки могут рассматриваться как явные приспособления к условиям жаркого и влажного климата. Вместе с тем тропическая зона весьма неоднородна (в отдельных районах ведущее значение приобретают, например, факторы дефицита белка или распространения эндемичных заболеваний).
4. Аридный адаптивный тип.
5. Высокогорный адаптивный тип.
В условиях высокогорья, для
которого характерен
Нетрудно убедиться в том, что эти особенности представляют собой приспособление к гипоксии, выступающей в сочетании с пониженной температурой среды.
В условиях высокогорья в целом менее интенсивно идут процессы роста и развития, позднее наступает старость, продолжительней жизненный цикл.
6. Адаптивный тип умеренной зоны.
Население умеренной зоны, безусловно,
не остается нейтральным по
отношению к воздействию
Межгрупповая и
Задачей антропоэкологии является исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологических методов (рассматривается система «человек-культура-среда»).
Под влиянием меняющейся естественной среды в ходе длительного расселения, человеческие популяции приобретают свойства, делающие их более приспособленными к тем или иным географическим условиям жизни. Приспособление осуществляется не только с помощью культурных усовершенствований, но и в результате перестроек функциональных и структурных систем организма.
Любые подобные приспособительные
черты (биологического и небиологического
порядка), возникшие естественным образом
или специально выработанные для
успешного существования в
Таким образом, взаимодействие в системе «организм-среда» выстраивается в последовательную схему: изменение экзогенных факторов среды → приспособление к новым условиям → экологическая изменчивость.
При этом важно помнить, что под приспособлением (адаптацией) понимается:
Приспособление может быть генетически детерминированным явлением, возникающим в ходе естественного отбора по данному ведущему фактору – это т.н. генотипическая адаптация, связанная с "направленным" изменением генных частот в популяции (адаптация ~ отбор, ведущий к изменению наследственной нормы реакции).
Другой вариант приспособления связан с быстрой фенотипической или поведенческой реакцией, возникающей в ответ на тот же фактор в течение короткого времени (адаптацией на уровне фенотипа). Такие индивидуальные изменения никак не затрагивают частоту того гена, который связан с развитием данного адаптивного признака. Механизм развития таких изменений можно описать, используя концепцию физиологического стресса, а частный пример этого явления представляет акклиматизация.
Можно выделить два соподчиненных между собой уровня адаптации: биологический и социальный (небиологический). Процесс биологической адаптации человека находится в постоянном взаимодействии с изменениями в культурной и социальной сфере, а для каждой конкретной группы человека значение того или иного составляющего элемента общего процесса различно. Чаще всего культурные системы сглаживают давление окружающей среды на организм человека, но они же могут многократно усиливать существующий стресс или продуцировать новые типы стресса.
Степень приспособленности – достаточно относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации. Адаптация всегда конкретна, но ее невозможно описать словами «хорошо» или «плохо». Организм или популяция могут быть лишь более или менее приспособленными к конкретному сочетанию факторов по сравнению с другими организмами или группами, тот признак, который не выглядит в данный момент адаптивным, может стать таковым в других условиях среды, и наоборот. Идеальной (абсолютной) адаптации, как и адаптивно совершенных организмов, не существует.
В результате изучения закономерности географического распределения множества антропологических признаков, было введено понятие об адаптивном типе человека как норме биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, возникающей независимо в сходных условиях, и в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Достаточно четко выделяются несколько таких устойчивых комплексов (арктический тип, континентальный тип, умеренный тип, аридный тип, тропический тип и высокогорный тип).
Тенденции и черты адаптивной изменчивости человека находят близкие аналогии в закономерности приспособления различных видов животных.
Судя по географической приуроченности, адаптивные типы формировались на протяжении всей истории человечества, а разнообразие популяций значительно возрастало по мере расширения нашего видового ареала. Наиболее древним является, видимо, тропический адаптивный комплекс, а все остальные могут рассматриваться как дочерние по отношению к нему. Изучением истории адаптации человека занимается т.н. историческая антропоэкология. Это направление посвящено изучению образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников. Оно включает в себя исследования в области палеодемографии, палеопатологии, скелетной морфологии и изучение микроэлементного состава ископаемых останков человека.
Итак, адаптивность – свойство человеческого вида. Приспособительные реакции проявляются на протяжении всей нашей истории. Благодаря этому свойству человек смог освоить всю ойкумену. Для ранних стадий становления человечества воздействие географической среды носило более жесткий характер, но по мере развития социальной жизни и хозяйственно-культурной деятельности давление естественных условий обитания «смягчалось». Тем не менее, в настоящий момент очевидно, что без постоянно происходящих адаптивных изменений человеческие популяции не могут успешно освоить разнообразные экологические регионы Земли. Наша биологическая эволюция продолжается.
Существовало много попыток дать периодизацию онтогенеза, или индивидуального развития. Само понятие «онтогенез» было введено в биологию Э. Геккелем при формулировании им биогенетического закона. С понятием онтогенеза Э. Геккель связывал только внутриутробное развитие. Вслед за ними многие исследователи противопоставляли период онтогенеза взрослому состоянию. А.Н. Северцов расширил это понятие, выделив два периода в жизненном цикле: период собственно индивидуального развития, или онтогенеза, и период половой зрелости, или взрослого состояния, когда осуществляются функции размножения. В дальнейшем с понятием онтогенеза стали связывать всю совокупность последовательных изменений организма от стадии оплодотворенной яйцеклетки до старости и смерти38. <...>.
Разработка научно обоснованной периодизации онтогенеза человека исключительно сложна. Очевидно, что только одни какие-либо признаки – морфологические, физиологические или биохимические – не могут быть положены в основу периодизации. Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учитывать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.
В наиболее общей форме периодизация онтогенеза млекопитающих вообще и человека в частности была предложена школой А.В. Нагорного в 60х гг. Весь полный цикл индивидуального развития эти авторы делят на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный).
Таблица. Схема периодизации
Стадия |
Период |
Возраст |
Пол | |
мужской |
женский | |||
Внутриутробный цикл | ||||
эмбриональный |
0-8 нед. | |||
переходный |
8-16 нед. | |||
фетальный |
ранний |
4-6 мес | ||
средний |
7-8 мес | |||
поздний |
8-10 мес | |||
Внеутробный цикл | ||||
Прогрессивная |
младенческий |
начальный |
1-3 мес 4-6 мес | |
средний |
7-9 мес | |||
конечный |
10-13 мес | |||
первого детства |
начальный |
1-4 года | ||
конечный |
5-7 лет. | |||
второго детства |
начальный |
8-10 лет |
8-9 лет | |
конечный |
11-13 лет |
10-12 лет | ||
подростковый |
14-17 лет |
12-16 лет | ||
юношеский |
18-21 год |
17-20 лет | ||
Стабильная |
взрослый |
первый |
22-28 лет |
21-26 лет |
второй |
29-35 лет |
27-32 года | ||
зрелый |
первый |
36-45 » |
33-40 лет | |
второй |
46-55 » |
41-50 лет | ||
Регрессивная |
пожилой (предстарческий) |
первый |
56-63 года |
51-57 лет |
второй |
64-70 лет |
58-63 года | ||
старческий |
первый |
71-77 лет |
64-77 лет | |
второй |
78-83 года |
70-77 лет | ||
позднестарческий |
84 года |
78 лет |
В постнатальном развитии выделяются три периода:
1) период роста, когда
происходит формирование всех
особенностей организма (
2) период зрелости, в течение которого все эти особенности достигают полноценного развития и остаются в основном неизменными;
3) период старости, характеризующийся
уменьшением размеров тела, постепенным
ослаблением физиологических
В 1965 г. детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком (см. Табл. ниже). По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии – увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии – падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости движений.
1 . Новорожденные |
1-10 дней |
2. Грудной возраст |
10 дней – 1 год |
3. Раннее детство |
1 – 3 года |
4. Первое детство |
4 – 7 лет |
5. Второе детство |
8 – 12 лет (мальчики) 8 – 11 лет (девочки) |
6. Подростковый возраст |
13 – 16 лет (мальчики) 12 – 15 лет (девочки) |
7. Юношеский возраст |
17 – 21 год (юноши) 16 – 20 лет (девушки) |
8. Зрелый возраст, I период |
22 – 35 лет (мужчины) 21 – 35 лет (женщины) |
Зрелый возраст, II период |
36 – 60 лет (мужчины) 36 – 55 лет (женщины) |
9. Пожилой возраст |
61 – 74 года (мужчины) 56 – 74 года (женщины) |
10. Старческий возраст |
75 – 90 лет (мужчины и женщины) |
11 . Долгожители |
90 лет и выше |