Антропология – наука о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание

1. Предмет анатомии, ее место среди других наук. Уровни анатомических исследований. Современные направления анатомической науки, развивающиеся в рамках общей анатомии.
Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» - рассекать, расчленять.
Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.

Работа состоит из  1 файл

Antropologia.doc

— 914.50 Кб (Скачать документ)

 В общем можно  сказать, что основные расовые  типы были выделены уже в  XVIII в. Заложенные таким образом  основы систематики могли послужить  для непосредственного продолжения  работы в этой области. <...>

Накапливавшийся фактический  материал не позволял ограничиваться небольшим числом основных рас, доставшимся  от классиков систематики XVIII в. Неизбежно  должны были наступить дальнейшее дробление  и увеличение числа выделяемых расовых  типов, что приносило с собой новые трудности»9.

 «...XVIII-XIX века потратили свои усилия не только на большую детализацию классификации рас, но и на поиск методических принципов, которые могли бы быть положены в основу такой классификации. На первых порах, как это не кажется сейчас странным, понадобилось больше 150 лет, чтобы осознать своеобразие физического строения народов сравнительно, например, с языками, на которых они говорили. Поэтому и в XVIII, и в XIX вв. большинство ученых составляли классификации, в которых одновременно клались в основу выделения рас и физическое строение, и язык или группа родственных языков, на которых говорили народы. Поэтому же выделялись индоевропейская, тюркская, финская расы и т.д. Внутри индоевропейской расы выделялись кельтская, славянская и другие расы, опять соответствовавшие единицам лингвистической классификации»10.

 «Последующий ход развития систематики рас до известной степени определялся необходимостью разобраться, во-первых, в границах и признаках этих более дробных делений, а во-вторых, в том месте, которое малые единицы расовой классификации занимали относительно более крупных. <...>

 Учение Дарвина  оказало сильное влияние и  на расовые классификации. Это  влияние имело как положительные,  так и отрицательные стороны.

Вместе с торжеством эволюционного принципа для авторов классификаций рас пришла возможность опираться на более глубокое и продуманное знание закономерностей развития и превращения форм. <...> Аргументация Дарвина в пользу монофилетического происхождения рас, покоившаяся на анализе сходства между ними, в то же время позволяла приблизиться к пониманию того, как могли возникнуть их различия, несмотря на общность происхождения»11.

Однако в отличие  от других областей, где влияние  учения Дарвина было весьма плодотворным, здесь оно оказалось скорее отрицательным, стерев окончательно в сознании и без того нечеткую грань, отделявшую человеческие расы от рас животных, и потопив их специфику в эволюционном подходе. Этот подход приводил к рассмотрению рас как различных этапов эволюционного развития человека. Те или иные расовые типы объявлялись ближе или дальше стоящими по отношению к ископаемым вымершим формам предков человека, а отсюда часто невольно, без специального желания авторов таких классификационных схем возникла идея о высших и низших в эволюционном аспекте расах»12.

 «К числу важнейших вопросов классификации рас, по-разному разрешавшихся и разрешаемых в антропологии, относятся следующие:

1) каково число основных  рас, 

2) какие признаки должны  быть положены в основу при  построении классификации,

3) следует ли ограничиться  только морфологическими признаками  или принимать во внимание  также и положение географического  ареала каждой расы,

4) при установлении  степени родства между расами, опираться ли на мнение о  преобладании дивергенции в процессе происхождения человеческих рас или, наоборот, придавать важнейшую роль конвергенции и, наконец,

5) рассматривать ли  промежуточные расовые типы у  человека как продукты смешения  или как переходные, нейтральные  типы, близкие по своим признакам к исходным формам. Большое число авторов разделяло человечество на три основные (большие) расы или ствола»13.

 «К концу XIX в. относится разработка И.Е. Деникером расовой классификации, которую если не по форме, то по существу можно считать фундаментом всего последующего развития в этой области. Впервые опубликованная еще в прошлом веке, <...> эта классификация получила полноценную и окончательную аргументацию в книге, вышедшей как раз на стыке прошлого и нашего столетия (Deniker, 1900). Новизна подхода и принципов, положенных в основу этой классификации, состояла в том, что, во-первых, она опиралась только на физические признаки без всякого учета лингвистических и этнокультурных, во-вторых, признаки рассматривались не обобщенно, а сообразно со своей классификационной ценностью. Иными словами, была выделена группа основных признаков, служивших для разграничения главных расовых типов, и группа признаков менее важных, с помощью которых были выделены и охарактеризованы второстепенные расовые варианты главных типов14 <...>.

Пожалуй, единственное, в  чем сказалась дань И.Е. Деникера традиции – это терминология: в его классификации многие расы носили названия по группам языков, на которых говорили соответствующие народы. Но сами расы числом около 30 почти все получили подтверждение, как реальные единицы расовой систематики, в ходе дальнейших исследований.

Попытки построить все  более и более полную и объективную  классификацию человеческих рас  завяли значительное место в антропологической  литературе в последеникеровское время, вплоть до современности. В основном они базировались на морфологии15.

Трудности усугубляются еще и тем, что отдельные попытки  классификации рас по физиологическим  признакам пока противоречат морфологическим  классификациям.

Схема расовой классификации по И. Е. Деникеру16

Общее для всех классификаций XX в. проведение принципа иерархического соподчинения в группировке расовых  типов. Нет ни одной схемы классификации, в которой выделенные типы, даже если их число невелико, выстраивались  бы в ряд один подле другого. Любой исследователь непременно объединяет их в более крупные генетически связанные группы, исходя из имеющихся данных об их родстве и своих представлений в области расовой генеалогии. Таким образом, оба основных достоинства классификационной системы И.Е. Деникера были безоговорочно приняты исследователями позднейшего времени.

До сих пор активно  дебатируется проблема числа основных рас. <...>

Существующие точки  зрения варьируют от гипотезы двух основных расовых стволов, начиная  с автора этой гипотезы Т. Гексли (Huxley, 1870), причем гипотеза сама выступает то в форме противопоставления европеоидов и монголоидов расам тропического пояса (Keith, 1949; Siasutti, 1959), то в форме противопоставления европеоидов и негроидов монголоидам (Рогинский, 1941; Алексеев, 1969), и до гипотезы 15 самостоятельных рас (Бунак, 1934).

 В.В. Бунак в более  поздней работе (1956) группирует расы, правда, в четыре ствола, но не  отвергает свои прежние представления.  Между этими крайними точками  зрения лежит широкий спектр гипотез, постулирующих и три, и четыре, и пять основных расовых стволов»17.

«В нашей стране наиболее известны три классификации. Одна приведена  в учебнике «Антропология» Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, вторая предложена Г.Ф. Дебецем, третья разработана В.В. Бунаком.

Первая имеет довольно строгую структуру: три большие  расы подразделяются на малые расы, промежутки между большими заполнены  шестью промежуточными расами. В названиях  соблюден географический принцип Символ схемы – круг».

В качестве примера приведем классификацию Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина как одну из наиболее известных.

 «При построении классификации учитывались: степень морфологического сходства рас, их географическое распространение и по возможности древность их формирования, причем последняя в ряде случаев за отсутствием материала устанавливалась и использовалась лишь предположительно.

Большие расы

Расы

 

Экваториальная,

или

австралонегроидная

Австралийская

Веддоидная

Меланезийская

Негрская

Негрилльская (центральноафриканская)

Бушменская (южноафриканская)

 

Эфиопская (восточноафриканская)

Южноиндийская (дравидийская)

 

Евразийская,

или

европеоидная

Атлантобалтийская

Среднеевропейская

Индосредиземноморская

Беломорскобалтийская

Балканокавказская

 

Южносибирская (туранская)

Уральская

 

Азиатско-американская,

или

монголоидная

Североазиатская

Арктическая (эскимосская)

Дальневосточная

Южноазиатская

Американская

 

Полинезийская

Курильская (айнская)


На схеме видно, что  промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопская и южноиндийская; между евразийской и азиатско-американской размещаются также две расы – южносибирская и уральская; наконец, особое место по значительной части признаков промежуточное между американской и австралийской занимают полинезийская и курильская расы (См. рис. 1.).

 

Рис. 1. Схема расовой классификации

Вопрос о происхождениях этих промежуточных форм разрешается  различно для каждой из них»18.

 

 

«Классификация Г.Ф. Дебеца в логике построения имеет тройную иерархию, а переплетения и слияния ветвей отражают процессы смешения при образовании антропологических типов. Символ схемы – дерево.

Классификация В.В. Бунака также имеет тройную иерархию, для нее характерен отказ от принципа дихотомии при ветвлении. Символ схемы – куст.

В свою классификацию  В.В. Бунак ввел меру различий между  иерархическими уровнями, которую он описывает следующим образом. «Для характеристики различий между формами  современных гоминид английский морфолог Кизс (Keith, 1923) предложил термин, указывающий степень различимости («диакритичности») типов. Типы, различимые с «первого взгляда», т.е. состоящие из индивидуумов, несущих полный набор отличий группы, Кизс назвал «пандиакритическими». Если различимы не менее 80% индивидуумов, то тип называется макродиакритическим, при 50 % различимости тип определяется как мезодиакритический. Древние типы и типы, характерные для континентов, виды и стволы принадлежат к разряду пандиакритических, вести соответствуют макродиакритическим формам, подветви – мезодиакритическим, конечные разветвления – микродиакритическим»19.

 «...При большом количестве разных классификаций у исследователей существует некое «молчаливое» согласие по многим отдельным антропологическим типам и их группировке в более крупные подразделения. Практически во всех классификациях упоминаются следующие антропологические типы независимо от их ранга: европеоиды (евразийская, кавказоидная раса), среди которых обязательно выделяют светло и темнопигментированные, а также лопарский варианты; монголоиды (азиатскоамериканская) с американоидным, эскимоидным и дальневосточным типами; негроиды (экваториальная) с австралоидным, меланезийским, негритосским, собственно негрским, бушменским (южноафриканским, койсанским, капоидным) и пигмейским (негрильским, центральноафриканским) типами. В самостоятельные варианты со спорным происхождением выделяются: полинезийская, айнская (курильская), эфиопская (восточноафриканская), веддоидная, дравидийская (южноиндийская). В заведомо смешанные причисляются: южносибирская (туранская) и уральская (угорская). Очень часто в категорию самостоятельных или смешанных рас попадают: австралийская, бушменская, лопарская, негритосская и негрильская, американоидная»20.

Рис. Схема классификации человеческих рас по Г.Ф. Дебецу (1958). Переплетение и слияние ветвей отражают процессы смешения, имевшие место в различные периоды эволюции современного вида

 «В пользу того или иного понимания первичной дифференциации человечества на расы приводятся разнообразные морфофизиологические и историко-этнологические аргументы, но пока ни одна из упомянутых точек зрения не получила полной поддержки, и проблема, следовательно, не решается однозначно21 <...>.

В числе и характеристике второстепенных локальных рас не меньше разнобоя, чем в понимании крупных делений расовой классификации. Разные авторы различно понимают объем этих локальных рас и их географию. Они тоже имеют сложный состав и распадаются на многочисленные локальные комплексы, представленные отдельными популяциями и совокупностями популяций22 <...>.

Из предыдущего краткого обзора совершенно ясно, что проблема классификации человеческих рас  далека от Полного решения и перед  расовой систематикой стоят сложные задачи <...>.

...Новые задачи классификации  связаны с осознанием факта  популяционной структуры человечества  и выяснением роли этой структуры  на разных этапах его истории.  Популяционная концепция расы (согласно  этой концепции, раса есть совокупность  популяций) в отличие от традиционной типологической (раса есть сумма индивидуумов) учитывает это обстоятельство теоретически, но практическая систематика огромного числа человеческих популяций требует еще грандиозной работы»23.

14. Факторы расообразования.  Влияние изоляции на концентрации признаков.

 

Основные  факторы расообразования. «Теория происхождения современного человечества от единого корня тесно связана с признанием важной роли географической среды в процессе формирования человеческих рас.

Сторонники моногенизма  еще в XVIII в. видели в различиях природных условий единственную или главную причину возникновения расовых особенностей у расселившихся по земле потомков одного общего предка. Полигенисты же резко критиковали и даже высмеивали идею о том, что «белый» человек может превратиться в негра, а негр в «белого» в результате перемены климата. Ошибка полигенистов заключалась в том, что они стремились, разрешить вопрос о происхождении рас в пределах одного или нескольких поколений, между тем как в действительности речь, очевидно, должна была идти только о весьма длительном влиянии внешних условий. Кроме того, полигенисты не предусматривали возможности существования в прошлом промежуточного, исходного типа, который менее резко отличался от своих потомков – негров и «белых», чем эти последние друг от друга24.

Информация о работе Антропология – наука о человеке