Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:21, дипломная работа
Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.
Задачи исследования:
1.Изучить причины, особенности и основные проявления синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста;
2.Провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания 6
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания 9
1.3. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания 13
1.4. Использование игровых упражнений в коррекции СДВ 24
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА 30
2.1. Исследование по проблеме. 30
2.2.Коррекционная работа по устранению СДВ. 33
2.3.Анализ проведённой работы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ
СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания 6
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания 9
1.3. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания 13
1.4. Использование
игровых упражнений в
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА 30
2.1. Исследование по проблеме. 30
2.2.Коррекционная работа по устранению СДВ. 33
2.3.Анализ проведённой работы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем детской психологии - синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов – педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов. Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребёнка, первое описание которой появилось около 100 лет назад.
Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.
Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» (Заваденко Н. Н.).
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.
Факторами, нарушающими это развитие являются биологические, психосоциальные, экологические и генетические (наследственная предрасположенность).
Ведущим, симптомом в СДВ является нарушение произвольного внимания детей. Кроме того, следует отметить, что уровень интеллекта этих детей, как правило, не ниже возрастной нормы. Но их интеллектуальный потенциал не может проявиться должным образом и получить своё дальнейшее развитие и реализацию в силу их эмоциональных и психофизиологических особенностей.
Поэтому основным принципом нашей работы явился комплексный подход к проблеме отклонений в развитии личности детей с синдрома дефицита внимания, сочетающий в себе нейрофизиологическое с психическим.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детском возрасте и его большой социальной значимостью.
Объект исследования: игровые упражнения, как средство коррекции синдрома дефицита внимания у младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игровые упражнения как средство коррекции синдрома дефицита внимания младшего школьного возраста.
Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.
Задачи исследования:
1.Изучить причины,
2.Провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Гипотеза: игровые упражнения будут эффективным средством коррекции синдрома дефицита внимания, если составить и апробировать систему игровых упражнений.
База исследования: МОБУ СОШ №2, 3-г класс.
1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания
Синдром дефицита внимания (СДВ) представляет собой самую распространенную форму хронических нарушений поведения у детей (от 2 до 20 % по разным данным). Это означает, что в среднем, по крайней мере, один ребёнок в каждом школьном классе нуждается в помощи по поводу данного расстройства. Тем не менее, школьные валеологи, психологи, педагоги часто не располагают информацией о СДВ, приводящем к серьёзным проблемам в обучении и воспитании. Настоящий обзор позволит работникам образовательных учреждений ознакомиться с современными представлениями о причинах, симптоматике и принципах коррекции СДВ.
Младший школьный возраст -
наиболее ответственный этап школьного
детства. Высокая сензитивность
этого возрастного периода
Концепция синдромов дефицита
внимания была сформулирована на базе
представлений о минимальной
мозговой дисфункции (ММД) у детей. Однако
объединение всех детей с ММД
в единую диагностическую группу
затруднялось в связи с отсутствием
постоянно встречающихся
В международной классификации болезней принят термин «гиперкинетические расстройства» (включает нарушения активности и внимания и гиперкинетические расстройства, прежде всего двигательного поведения), который представляется менее точным и разработанным, поэтому в дальнейшем мы будем ссылаться на последнюю редакцию американской классификации - DSM-IV.
Как уже говорилось, СДВ представляет собой самое распространённое нарушение у детей. По данным Cowan , 35 % детей, направляемых в клинику по поводу психического здоровья, имеют СДВ. Причем мальчики страдают СДВ значительно чаще, чем девочки. Разными авторами приводятся соотношения от 2:1 до 9:1.
Причины СДВ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на многочисленные исследования. В качестве возможных причинных факторов изучаются генетические, нейроанатомические, нейрофизиологические, биохимические, психосоциальные и др. Поскольку в настоящее время трудно обозначить ведущий этиологический фактор, СДВ рассматриваются с позиции широкой биопсихосоциальной патологической модели. При этом большинством исследователей отмечается, что СДВ имеет в своей основе биологические факторы, а не является результатом плохого воспитания или неблагоприятной домашней обстановки.
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
Генетические факторы
Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.
Следовательно, данные факторы оказывают огромное влияние на формирование дефицита внимания и учебную деятельность.
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания
В DSM-IV приводятся характерные клинические проявления СДВ, выступающие как диагностические критерии данного расстройства. Согласно этой классификации, синдром нарушения внимания разделен на два подтипа - с гиперактивностью и без гиперактивности. Возможен также и смешанный вариант.
Симптоматика СДВ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности.
Все проявления СДВ можно разделить на три группы: признаки невнимательности и отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности.
Симптомы СДВ обнаруживаются в разных сферах деятельности детей в школе, дома, в труде, в играх и проявляется ухудшением в успешности выполнения задач, а также в значительном психологическом дискомфорте и дезадаптацией.
Для постановки диагноза СДВ без гиперактивности из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее полугода. Невнимательность проявляется в следующих симптомах:
Для постановки диагноза СДВ с гиперактивностью из перечисленных ниже признаков данные хотя бы пять должны сохраняться не менее полугода.
Гиперактивность двигательная:
Импульсивность - гиперактивность эмоциональная:
Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описаниям учителей, дети с СДВ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Невнимательность во время игр в сочетании с отвлекаемостью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводят к тому, что ребёнок отвергается сверстниками. Импульсивность может проявляться неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно, частыми выкриками с места и другими шумными выходками во время уроков, частыми драками с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. У детей раннего и дошкольного возраста это может быть недержание мочи и кала; в начальных классах - излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя, крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребёнок старше, тем импульсивность, выраженная и заметнее для окружающих. Из-за импульсивности дети с СДВ склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются. Проявления гиперактивности также имеют возрастные особенности. В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. В школе такие дети постоянно мешают учителям и провоцируют к неправильному поведению одноклассников. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы СДВ могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков. Среди всех детей с СДВ дети без гиперактивности составляют примерно одну треть. Возможно, их гораздо больше, но они реже попадают в руки специалистов, так как доставляют меньше хлопот и неудобств, чем гиперактивные дети.