Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:21, дипломная работа
Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.
Задачи исследования:
1.Изучить причины, особенности и основные проявления синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста;
2.Провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания 6
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания 9
1.3. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания 13
1.4. Использование игровых упражнений в коррекции СДВ 24
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА 30
2.1. Исследование по проблеме. 30
2.2.Коррекционная работа по устранению СДВ. 33
2.3.Анализ проведённой работы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Нормализовать обстановку в семье ребёнка, его взаимоотношений с родителями и другими взрослыми. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
Добиться повышения у ребёнка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребёнка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Достичь у ребёнка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить ребёнка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
Условия организации игр:
Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.
Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, ибо известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.
Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить правил поведения на уроке, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени. Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять импульсивность. Контроль за собственной импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать “мышечную радость” и может допускать определённую долю рассеянности внимания. Проводимая нами психокоррекционная и коррекционно-педагогическая работа представляет собой комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные составляющие синдрома гиперактивности (Шевченко Ю.С., 1997; Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю., 1997). Так, нами были выделены несколько групп развивающих игр для детей с синдром гиперактивности, которые могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, а также включаться в содержание свободного времяпрепровождения в школе и дома:
Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости (не требующие напряжения активного внимания и допускающие проявления импульсивности).
Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности (позволяющие при этом быть невнимательным и подвижным).
Три вида игр с двуединой задачей (требующие быть одновременно внимательным и сдержанным, внимательным и неподвижным, неподвижным и неимпульсивным);
Игры с триединой задачей (с одновременной нагрузкой на внимание, усидчивость, сдержанность).
Таким образом, подбор игр для коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учётом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Цель: выявить уровень устойчивости внимания и особенности его распределения.
Исследование проходило на базе МОБУ СОШ №2 г. Благовещенска в 3 «Г» классе. Диагностика по выявлению уровня устойчивости внимания и особенности его распределения проводилось по рекомендации учителя у трёх учеников - Никиты, Егора и Евгении.
Для выявления уровня
устойчивости внимания
1.Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) - используется для определения объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Время работы 5 минут. Инструкция: « На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые, (приложение 1.)
Вывод: исследование показало уровни: Егор (низкий), Никита и Евгения (средний).
2.Методика «Красно- чёрная таблица» - предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и чёрные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребёнку предлагают показать на таблице чёрные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т (1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1( время выполнения Т (2) фиксируется). Затем ученика просят показать попеременно чёрные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в убывающем( время выполнения Т (3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3)-(Т(1)+Т(2)), (приложение 2.)
Вывод: В результате исследования выяснилось, что Никита и Егор имеют средний, а Евгения высокий уровень.
3. Таблица Шульте. Данная
методика используется для
« начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы. Анализ результатов: сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма- 30-50 секунд на 1 таблицу. Средняя норма- 40-42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время, (приложение 3.)
Вывод: анализ результатов: Никита - высокий, Егор - средний и Евгения высокий уровень.
4-5.Методики изучения
Вывод: Анализ результата: Никита, Егор и Евгения – средний уровень.
(образец 2) таблица 2, (приложение 5)
Оценка результатов:
Вывод: Результаты исследования: Никита, Егор и Евгения - высокий уровень.
6.Развивающая игра «
Найди отличия». Она развивает
мышление, логику, внимание. Нужно ребёнку
внимательно рассмотреть
Вывод: в результате исследования выяснилось, что у Никиты и Егора - средний, а у Евгении – высокий.
Результат исследования уровня внимания показал:
Имена детей |
задания |
Средний уровень развития внимания | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Никита |
средний |
низкий |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
Егор |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
средний |
средний |
Евгения |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
средний |
Общий уровень развития внимания |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
Вывод: Таким образом, при проведении диагностики выяснилось, что в основном преобладает средний уровень развития внимания у младших школьников, имеющих синдром дефицита внимания, поэтому необходимо проводить работу в системе.
Цель: провести игровые упражнения, направленные на коррекцию синдрома дефицита внимания младшего школьного возраста.
На этом этапе эксперимента использовались игровые упражнения для формирования произвольности внимания согласно возрасту детей. Работа проводилась по двум направлениям:
Детям предлагались следующие упражнения:
1. Упражнение "Следи за своей речью".
В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, чёрное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещённые слова.
- Вы хотите купить чёрное
платье?
- Я хочу купить зелёное платье.
- А разве зелёное вам к лицу?
- Мне просто нравится зелёный бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зелёное платье должно
быть длинным?
- Да(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".
Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещённых слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.
Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.
Например, такие:
Вы сегодня завтракали? Ваша причёска вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия?
Вы левша?
Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?
2. Упражнение "Запрещённая буква".
В этой игре каждому придется
следить за самим собой, чтобы
не проговориться.
А проговориться не мудрено, как мы в этом
сейчас убедимся.
Одного из участников игры назначают водящим. Поочерёдно обращаясь к играющим, водящий каждому задаёт какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращён вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещённой. Предположим, что запрещённой объявлена буква "А".
Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придётся ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.
Игра ведётся в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своём ответе запрещённую букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Как вариант игры - условием может быть не проговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.
3. Упражнение "Скрытая подсказка".
В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.
Выбираем водящего и объявляем
его отгадчиком. Попросим отгадчика
на минутку уйти из комнаты или
отойти в сторонку. Тем временем
загадаем какое-нибудь слово. Это должно
быть имя существительное
Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придётся ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.
Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.
- Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.
Это его право - требовать подсказку, причём подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.