Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:21, дипломная работа
Цель работы: определить эффективность использования игровых упражнений как средства коррекции дефицита внимания.
Задачи исследования:
1.Изучить причины, особенности и основные проявления синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста;
2.Провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и причины синдрома дефицита внимания 6
1.2. Проявления синдрома дефицита внимания 9
1.3. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания 13
1.4. Использование игровых упражнений в коррекции СДВ 24
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА 30
2.1. Исследование по проблеме. 30
2.2.Коррекционная работа по устранению СДВ. 33
2.3.Анализ проведённой работы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящей коррекции. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребёнком, но его поведение их раздражает. Объясняя все «неправильным воспитанием», они начинают обвинять самих себя и друг друга. Почти всегда родители не знают, что делать с ребёнком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребёнка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Родителям ребёнка объясняют, что улучшение его состояния зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребёнка с гиперактивностью необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности - с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Поскольку наибольшие сложности дети с СДВ испытывают в школе, к организации помощи им необходимо привлечь педагогов. Прежде всего, учителю предоставляют подробные сведения о природе СДВ и о том, как такие дети обычно ведут себя в классе. Подчеркивается, что работа с ними должна строиться индивидуально, при этом основное внимание уделяется их отвлекаемости и слабой самоорганизации. Важно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребёнка с СДВ. Во время уроков целесообразно ограничивать отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика (в центре класса напротив доски). Ребёнку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений. Учебные занятия должны строиться по чётко распланированному стереотипному распорядку. При этом гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход выполнения каждой части. Иногда необходимо дать ребёнку дополнительное время для выполнения задания, чтобы он смог показать, на что он способен. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной разрядки (выполнение физической работы, занятия физкультурой). Многие стратегии специального образования - просто хорошие методы обучения, использующие визуальную помощь, не только устные, но и письменные инструкции. Нужно предоставлять ребёнку альтернативное поведение, которое не мешает учителю (например, тихо спросить что-нибудь у другого ученика). Учитель может часто останавливаться, чтобы спросить учеников, направлено ли их внимание на урок или они думают о чем-то другом. Это способствует тому, что ребёнок с СДВ начинает лучше осознавать своё поведение, видеть прогресс в обучении.
Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с СДВ - невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития - в класс для догоняющих. Но по возможности ребёнку предпочтительно позволить учиться со сверстниками, не быть изолированным. Ребёнок может обучаться в обычном классе, но по индивидуальной образовательной программе, вырабатываемой учителем с помощью родителей, школьного психолога, администрации школы.
Важное место в лечении СДВ занимает фармакотерапия. В настоящее время наиболее широкое применение нашли стимуляторы ЦНС. По данным зарубежной литературы, медикаментозное лечение эффективно примерно в 75-80 % случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском (около 80 %) и во взрослом возрасте (50 %). То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить СДВ, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов СДВ облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Поэтому очень важно помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в условиях ежедневного приёма препаратов. Для выработки у ребёнка позитивного отношения к лечению можно предложить сравнение с другими препаратами (например, от аллергии), убедить, что это всего лишь инструмент, который помогает поддержать внимание, а значит, облегчает достижение необходимых результатов (например, в школе). При неэффективности психостимуляторов назначают нейролептики, антидепрессанты и некоторые другие лекарственные средства.
Обсуждается также возможность применения метода электроэнцефалографической биологической обратной связи для коррекции СДВ. Он может быть полезен тем детям с СДВ, электрическая активность мозга которых отличается от таковой у здоровых детей преобладанием медленных колебаний. Метод электроэнцефалографической биологической обратной связи призван научить ребёнка редуцировать свою чрезмерную медленно волновую активность. В двух случаях из трёх он даёт положительный эффект. Метод электроэнцефалографической обратной связи даёт хорошие результаты у детей старше 7 лет со средним или высоким IQ, хуже - с низким IQ, у очень маленьких детей и, особенно у детей, которые не могут высидеть спокойно несколько минут ни при каких обстоятельствах. Процедура состоит из 25-40 сеансов по 30 мин. Один из недостатков этого метода заключается в его крайней дороговизне.
Среди других дискуссионных
методов лечения упоминают
Лекарственные препараты не излечивают СДВ полностью, они лишь временно контролируют симптомы. Поэтому наиболее эффективным представляется сочетание медикаментозного лечения с психотерапией, психологическим консультированием. Для помощи людям с СДВ используют как индивидуальное, так и групповое консультирование, где клиенту дают почувствовать, что он не одинок в своих проблемах. Иногда вся семья больного СДВ нуждается в консультировании. Если ребёнок, страдающий СДВ, очень маленький, то большинство терапевтических работ проводится с родителями. Родители должны знать различные типы терапий.
Психотерапия призвана научить человека любить и принимать себя, несмотря на расстройство. Терапевт обсуждает с пациентом его мысли и чувства, выявляет образцы саморазрушительного поведения, пытается помочь найти альтернативные способы регуляции эмоций, а также понять, как можно изменить поведение. Однако люди с СДВ обычно нуждаются в более прямом контроле поведенческой симптоматики. Когнитивно-поведенческая терапия даёт практические советы по изменению поведения. Она основана на поощрении желательного поведения. Так, ребёнок должен получать приз или награду всякий раз, когда он ведёт себя правильно. Тренинг социальных умений даёт шанс ребёнку потренировать различные способы поведения, чтобы в дальнейшем успешно применять их в реальной жизни. Терапевт обсуждает и моделирует соответствующее поведение в ситуациях, вызывающих у ребёнка с СДВ затруднения, например, в ситуации ожидания в очереди, игры с другими детьми, где нужно поделиться игрушками и т.д. Группы поддержки связывают людей с общими интересами и проблемами. За рубежом даже имеются специальные организации поддержки родителей, дети которых страдают СДВ (Ассоциация помощи детям с нарушениями внимания и другие). Тренинг родительских умений предлагает методы и инструменты для родителей, которые помогут им в управлении поведением детей с СДВ. Психологи рекомендуют родителям детей с СДВ следующие приёмы модификации поведения: хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте его успехи, особенно в видах деятельности, требующих концентрации внимания; избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», говорите сдержанно, спокойно и мягко; давайте ребёнку только одно задание на определённый срок времени; подкрепляйте устные инструкции наглядной зрительной стимуляцией; поддерживайте дома четкий распорядок дня; избегайте по возможности большого скопления людей возле ребёнка, а также беспокойных и шумных приятелей; оберегайте ребенка от переутомления, так как оно приводит к снижению самоконтроля; давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию во время прогулок, занятий спортом, особенно на свежем воздухе; постоянно учитывайте недостатки ребёнка. К тому же родители могут использовать различные методы управления стрессами (медитация, релаксационные техники, упражнения на повышение устойчивости к фрустрации), что позволит им реагировать более спокойно на необычное поведение своих детей.
Хотя опыт применения психотерапии при СДВ недостаточен, уменьшение психологической напряжённости в семье, создание благоприятной для ребёнка обстановки, несомненно, способствуют лечению. Неотъемлемая часть психотерапии - объяснение ребёнку на понятном ему языке, в чём причина его неудач в жизни. Психотерапия может быть результативной в запущенных случаях СДВ, когда ребёнок уже сполна познал на себе все отрицательные последствия этого заболевания.
Таким образом, СДВ как наиболее распространённое нарушение у детей выступает фактором, во многом определяющим успешность школьного обучения, особенно на его начальных этапах. Поэтому одной из важнейших задач родителей, педагогов, психологов является своевременное выявление и коррекция синдрома, что поможет младшему школьнику успешно овладевать знаниями, сохраняя при этом своё здоровье.
Психологический портрет ребенка с синдромом гиперактивности проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители. Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребенку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля. Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В школе и в любой учебной деятельности у таких детей наблюдается “импульсивный тип работы”: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Эта склонность к риску часто становится причиной травм и несчастных случаев. В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом; она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго. Импульсивность, часто сочетаясь с агрессивным и оппозиционным поведением, приводит к трудностям в контактах и социальной изоляции. Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, сибсами, учителями и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними. Проявления СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти особенности в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе СДВГ.
Подбирая игры (особенно
подвижные) для гиперактивных детей,
необходимо учитывать следующие особенности
таких детей: дефицит внимания, импульсивность,
очень высокую активность, а также неумение
длительное время подчиняться групповым
правилам, выслушивать и выполнять инструкции
(заострять внимание на деталях), быструю
утомляемость.
В игре им трудно дожидаться своей очереди
и считаться с интересами других. Поэтому
включать таких детей в коллективную работу
целесообразно поэтапно. Начинать можно
с индивидуальной работы, затем привлекать
ребенка к играм в малых подгруппах и только
после этого переходить к коллективным
играм. Желательно использовать игры с
чёткими правилами, способствующие развитию
внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции (описание самих игр и упражнений приведено ниже). Например, игры, направленные на развитие только внимания ("Найди отличие") или игры, которые учат ребёнка контролировать свои импульсивные действия ("Говори!"). Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности ("Разговор с руками").
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребёнок мог четко усвоить требования, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребёнка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
Например, для тренировки внимания и контроля импульсивности хорошо подойдут - "Кричалки - шепталки - молчалки" "Гвалт"; для внимания и контроля двигательной активности - "Колпак мой треугольный" "Расставь посты"; для контроля импульсивности и двигательной активности - "Час тишины и час "можно", для тренировки внимания, контроля импульсивности и двигательной активности - "Слушай команду" "Слушай хлопки" и т.д.
Игровая деятельность с гиперактивным ребёнком должна быть направлена на решение следующих задач:
Провести комплексную диагностику ребёнка, проявляющего симптомы дефицита внимания и гиперактивности.