Архитектурный облик западноевропейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Описание

Термин романский стиль (от лат. romanus) возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми формами и конструкциями римской архитектуры. Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем.

Работа состоит из  1 файл

6.docx

— 27.35 Кб (Скачать документ)

     В средние века архитектура становится главным видом художественной культуры, подчиняющим себе другие виды пространственных искусств. В ней традиционно выделяют два стиля:романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.).

Термин романский стиль (от лат. romanus) возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми формами и конструкциями римской архитектуры. Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы. Несмотря на влияниевизантийского зодчества, у романской архитектуры было свое собственное лицо.

Архитектура романского стиля сурова, тяжеловесна и замкнута. Ей присуще стремление к целостности, строгости, простоте, отсутствию украшений и орнамента. Ее характерный элемент —арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов оформлялись в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал. Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление массивности и мощи. Вместе с тем оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Главный строительный материал — камень. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. 

Важнейшим типом  культового здания стала монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о модели мира. Церковь была не только главной идеологической силой средневековья, но и его культурным центром. Господствующим типом храма становится базилика. Вытянутая в плане, она отражала главную идею католической церкви — «крестный путь», путь страданий и искупления грехов.

Храм подобного типа должен был вмещать большое количество паломников, а поэтому перед архитекторами вставала задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объемами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с каменными перекрытиями. От неэффективных деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, а поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора) предназначенной для духовенства. Особенностью романского храма является расположенное под хором небольшое подземное помещение (крипта), служившее для хранения церковных реликвий, а также местом для погребений.

Для освещения  центрального нефа стали использоваться высоко поднимающиеся своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни.

Фресковые росписи  храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли  клеевые краски по мокрой и сухой  штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки. Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. Таким образом, облик романского храма сочетал в себе взаимодействие разных видов искусств. В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но и живописцы, скульпторы.

Центральное положение  в средневековой романской архитектуре занимала Франция, где активным строителем выступил клюнийский монашеский орден. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (1088-1120), к сожалению не сохранившаяся до нашего времени, являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. По описанию и рисункам это была пятинефная базилика с тридцатиметровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные — на главном фасаде, одну — на средокрестье и две — на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, — использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. Другими крупнейшими центрами романской архитектуры стали Германия и Италия. 

Знаменитую «Падающую  башню» в общем архитектурном ансамбле итальянского города Пизы сегодня знает каждый. Построенный в XI-XII вв. Пизанский собор облицован белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «Падающую башню», получившую такое название из-за сильно выраженного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).

Архитектурный облик средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося неотъемлемой частью образа жизни. Здесь протекала жизнь, отвечавшая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок — это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и очаг культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных средневековых замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Большинство из них теперь превращено в руины, но и в сохранившемся их облике легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей средневековья. 

Простейший замок состоял  из двухэтажной башни — донжона, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем размещались склады провианта и воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающий замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы.

Для строительства  подобных цитаделей выбирались труднодоступные места: скалистые, обрывистые кручи, излучины рек, небольшие островки. Архитектура замков  
XII-ХIII вв. была простой и незатейливой: в те времена больше заботились об их надежности и безопасности, чем о роскошном оформлении. Из-за массивной толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать его внешнему облику устрашающий характер. Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный грубый камень, изредка покрытый простой резьбой. Запутанный план внутренних помещений изобиловал потайными ходами, которыми в случае необходимости можно было выбраться из здания. Французский поэт XIX в. Т. Готье писал:

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,  
Я к замкам уходить люблю средневековым.   
Мне сердце радует их сумрачная тишь,  
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы  на башнях и воротах,  
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.  
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,  
Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах  рассказывает мне...

И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства  и блеск средневековья.  

 

В готическом периоде  развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (XII-ХIII вв.), высокая готика (XIII в.) и поздняя, или «пламенеющая»  готика (XIV – XV вв., а в отдельных случаях  XVI в.).

Термин готический стиль возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего средневековья становятся готические соборы. Именно они являются центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных праздничных литургий и будничных богослужений. Здесь проводились торжественные церемонии и процессии, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления.     

Внешний вид готического  собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он горделиво возвышался над городом.  

 

В основе готического  собора — несколько упрощенная в  плане романская базилика, претворенная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить его внутреннее пространство. Зодчие добились того, что перекрытие зала стало более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора. 

 

Сущность готической конструкции состояла в каркасном  перекрытии здания, составляющем как бы его скелет. В нем сочетались три главнейших архитектурных элемента: свод на нервюрах(арках) стрельчатой формы, система так называемых аркбутанов, т. е. связующих открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы — вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие устойчивость сооружения. Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавала ему ту ажурность, которая характеризует готический стиль. Невидимая изнутри, эта система снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым. 

 

Единственной  массивной частью храмового готического  здания является главный фасад, на котором располагаются две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы оченьнарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают  остроугольные резные или ажурные вимперги.Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами. Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов вдвое больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений, она придает зданию впечатление устремленности вверх, к небесному своду.  

 

Архитектура позднего средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна. Каждая страна создала свой, неповторимый облик готического собора. И все же родиной готики по праву считают провинцию Иль-де-Франс на северо-востоке Франции. Здесь впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода. К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (начат около1167 г., закончен в XIV в.).

Крестообразная  в плане базилика делится внутри на пять продольных нефов, а на фасаде это отражается в наличии пяти порталов. Вот как описан собор Парижской Богоматери в одноименном романе В. Гюго:  

 

«Вряд ли в истории  архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала, за ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам... Высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа».

Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь готика приобрела несколько иной вид. Основное строительство осуществлялось из кирпича, который облицовывался декоративной глазурованной плиткой. Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность их внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо «розы» в центре фасада — большое стрельчатое окно.

Собор в Кёльне (XIII-XIX вв.) — характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые благодаря нарочитому перепаду высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками, образно запечатленными в стихотворении О. Мандельштама «Реймс и Кёльн»:

...Но в старом  Кёльне тоже есть собор,

Неконченый и  все-таки прекрасный,

И хоть один священник беспристрастный,

И в дивной целости  стрельчатый бор. 

 

 

 

Информация о работе Архитектурный облик западноевропейского средневековья