Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:18, реферат
Термин романский стиль (от лат. romanus) возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми формами и конструкциями римской архитектуры. Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем.
В средние века архитектура становится главным видом художественной культуры, подчиняющим себе другие виды пространственных искусств. В ней традиционно выделяют два стиля:романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.).
Термин романский стиль (от
лат. romanus) возник гораздо позднее, в начале XIX в.,
когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропей
Архитектура романского
стиля сурова, тяжеловесна и замкнута. Ей присуще стремление
к целостности, строгости, простоте, отсутствию украшений и орнамента.
Ее характерный элемент —арочная форма
дверных и оконных проемов. В период расцвета
романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов
оформлялись в виде расположенных одна
за другой, уменьшающихся полукруглых
арок, опирающихся на пристенные
колонны, так называемый перспективный порта
Важнейшим типом культового здания стала монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о модели мира. Церковь была не только главной идеологической силой средневековья, но и его культурным центром. Господствующим типом храма становится базилика. Вытянутая в плане, она отражала главную идею католической церкви — «крестный путь», путь страданий и искупления грехов.
Храм подобного типа должен
был вмещать большое
Для освещения
центрального нефа стали использоваться
высоко поднимающиеся своды с многочисленными
окнами. Внешний облик романски
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки. Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. Таким образом, облик романского храма сочетал в себе взаимодействие разных видов искусств. В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но и живописцы, скульпторы.
Центральное положение
в средневековой романской
Знаменитую «Падающую башню» в общем архитектурном ансамбле итальянского города Пизы сегодня знает каждый. Построенный в XI-XII вв. Пизанский собор облицован белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «Падающую башню», получившую такое название из-за сильно выраженного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).
Архитектурный облик
Простейший замок состоял из двухэтажной башни — донжона, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем размещались склады провианта и воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающий замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы.
Для строительства
подобных цитаделей выбирались труднодоступные
места: скалистые, обрывистые
кручи, излучины рек, небольшие островки. Архитектура
замков
XII-ХIII вв. была простой
и незатейливой: в те времена больше заботились
об их надежности и безопасности,
чем о роскошном оформлении.
Из-за массивной толщины стен окна больше
походили на амбразуры, используемые в
военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать
его внешнему облику устрашающий характер.
Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный
грубый камень, изредка покрытый простой
резьбой. Запутанный план внутренних помещений
изобиловал потайными ходами, которыми
в случае необходимости можно было выбраться из здания. Французский
поэт XIX в. Т. Готье писал:
В погоне за стихом,
за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить
люблю средневековым.
Мне сердце радует
их сумрачная тишь,
Мне любы острый
взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы
на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек
в свинцовых переплетах.
Подъемные мосты,
глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы
и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывает мне...
И погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.
В готическом периоде
развития архитектуры условно различают
Термин готический стиль возник
в эпоху Возрождения. Главными архитектурными
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он горделиво возвышался над городом.
В основе готического
собора — несколько упрощенная в
плане романская базилика, претворенная
в новые архитектурные формы и очертания.
Для большей вместимости помещения и создания
ощущения простора требовалось расширить
его внутреннее пространство. Зодчи
Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет. В нем сочетались три главнейших архитектурных элемента: свод на нервюрах(арках) стрельчатой формы, система так называемых аркбутанов, т. е. связующих открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы — вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие устойчивость сооружения. Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавала ему ту ажурность, которая характеризует готический стиль. Невидимая изнутри, эта система снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Единственной
массивной частью храмового готического
здания является главный фасад, на котором
располагаются две огромные башни, переходящие
в тонкий шпиль. Готические соборы оченьнарядны и
богато декорированы: контрфорсы
украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна
и перспективные порталы венчают остроугольные
резные или ажурные вимперги.Впечатление
легкости, невесомости, ажурности обусловлено
и своеобразной пластикой архитектурных
форм: подчеркнутыми вертикалями опор,
имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок,
стрельчатыми арками, остроконечными
шатрами и фронтонами. Таким
образом, формы готического здания
приобрели характерную вертикальность,
расчлененность, остроконечност
Архитектура позднего средневековья Западно
Крестообразная в плане базилика делится внутри на пять продольных нефов, а на фасаде это отражается в наличии пяти порталов. Вот как описан собор Парижской Богоматери в одноименном романе В. Гюго:
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала, за ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам... Высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа».
Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь готика приобрела несколько иной вид. Основное строительство осуществлялось из кирпича, который облицовывался декоративной глазурованной плиткой. Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность их внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо «розы» в центре фасада — большое стрельчатое окно.
Собор в Кёльне (XIII-XIX вв.) — характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые благодаря нарочитому перепаду высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками, образно запечатленными в стихотворении О. Мандельштама «Реймс и Кёльн»:
...Но в старом Кёльне тоже есть собор,
Неконченый и все-таки прекрасный,
И хоть один священник беспристрастный,
И в дивной целости стрельчатый бор.
Информация о работе Архитектурный облик западноевропейского средневековья