Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:27, реферат
Цель: Рассмотреть художественные особенности готических соборов Франции. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
-выявить особенности готического стиля.
-раскрыть архитектурный замысел готики.
Введение.
1. Глава I «Стилевые особенности готического искусства».
1.1 Готический стиль.
1.2 Зарождение готики во Франции.
2. Глава II «Архитектурные решения готики.»
2.1 Строительные материалы и типы зданий.
2.2 Решения пространства.
2.3 Витражи.
3. Глава III «Соборы Франции.»
3.1 Соборы ранней готики.
3.2 Соборы зрелой (высокой) готики.
3.3 Соборы поздней (пламенеющей) готики.
Заключение.
Список использованной литературы.
План
Введение.
1. Глава I «Стилевые особенности готического искусства».
1.1 Готический стиль.
1.2 Зарождение готики во Франции.
2. Глава II «Архитектурные решения готики.»
2.1 Строительные материалы и типы зданий.
2.2 Решения пространства.
2.3 Витражи.
3. Глава III «Соборы Франции.»
3.1 Соборы ранней готики.
3.2 Соборы зрелой (высокой) готики.
3.3 Соборы поздней (пламенеющей) готики.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В период с XII по XIV во Франции господствовала готическая культура. Ведущую роль в ней играла архитектура, главным образом церковная. Ярким примером чего является кафедральный собор в Лане, Париже, Амьене, Шартре, Реймсе и тд. Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Цель: Рассмотреть художественные особенности готических соборов Франции. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
-выявить особенности готического стиля.
-раскрыть архитектурный замысел готики.
Глава I «Стилевые особенности готического искусства».
Готический стиль.
Наименование «готический стиль» (от итал. gotico ― «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готический» в те времена означал «варварский» - противоположность «римскому»: готическим считался стиль который не следовал античным традициям, а значит, не представлял интереса для современников. Подобные представления изменились лишь в XIX в., когда эпоху Средневековья перестала считаться «тёмными веками». В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её влиянием феодально-церковные основы сохранялись в культуре Готики.
Предшественником готики является романский стиль. Она появилась в Северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.
Тридцатые годы XII в. были временем бурного роста французской культуры. Облик Франции сильно изменился, много церквей сгорело и на их месте строятся новые, уже не похожие на прежние.
Именно в эту эпоху, когда сталкивались различные воззрения могло зародиться готическое искусство. Именно XIII в. оставил наиболее совершенные памятники готического зодчества, постепенно перерождаясь, готические формы продолжают жить вплоть до начала XIV в.
Высшим выражением готики явился готический храм.
В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города. Собор теперь предназначался не только для богослужения, но и должен был вмещать в себя все население города. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Устраивались здесь и театрализованные религиозные представления. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде).
Ставшая делом всей городской коммуны архитектура соборов воплотила существенные черты средневековой идеологии. Поднявшиеся высоко над кровлями обычных зданий грандиозные каменные соборы, украшенные кружевом почти ювелирной резьбы, явились важнейшим и наиболее ярким порождением готики (которую многие исследователи считают национальным французским стилем).
Художественное совершенство готических сооружений немыслимо без великолепного качества работ, выполнявшихся организованными в цеха строителями-профессионалами.
Зарождение готики во Франции.
Днем рождения готической архитектуры можно считать 14 июля 1140 года. Именно в этот день в нескольких километрах к северу от Парижа по инициативе аббата Сугерия начались строительные работы по обновлению хора церкви в бенедиктинском монастыре Сен-Дени. Эта церковь поистине стала вершиной художественного мастерства, гармонично объединив в себе элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, и тем самым заложив основу для возникновения нового стиля - готики. Важнейшее значение церкви Сен-Дени в данном отношении неоспоримо.
Ко времени начала строительных работ по реконструкции церкви Сен-Дени, т. е. к первой половине 12 века, власть французских королей существенно укрепилась. Друг и советник королей Людовика XI (1108 - 1137) и Людовика XII (1137 - 1180), аббат Сугерий сыграл решающую роль в процессе укрепления королевской власти. Это позволило ему вернуть в собственность аббатства монастырские земли, присвоенные местными баронами. И только затем аббат приступил к обновлению монастырской церкви. Эта церковь не только стала центром монастыря и его земельных владений, но и сыграла ключевую роль в утверждении французской монархии.
Церковь в Сан-Дени заняла важное место в истории архитектуры благодаря использованию при ее строительстве последних достижений архитектуры. Не являясь по своему стилю строго готическим, западный фасад церкви идеально вписывался в контекст архитектурных новшеств, возникавших и распространявшихся в те годы в Париже и его окрестностях. Поэтому архитектуру церкви Сен-Дени можно назвать импульсом к движению, которое началось несколькими годами ранее. Очевидное тому свидетельство - использование нервюрных сводов, которые в будущем станут одной из главных отличительных черт готической архитектуры. Явные преимущества этой конструкции свода признали уже в первые годы 12 столетия в некоторых районах Европы - главным образом в Северной Италии и в Англии откуда нервюрный свод попал в Нормандию. Еще до реконструкции церкви в Сен-Дени архитекторы Иль-де-Франса экспериментировали с нервюрными сводами хора.
Ранний образец такой практики мы встречаем в церкви бенедиктинского аббатства Сен-Жерме-де-Фли (на границе между Иль-де-Франсом и Нормандией). В 1132 году монахи этого аббатства вновь обрели мощи святого Жерме, благодаря чему увеличился приток паломников, посещавших церковь, а английский король Генрих I даже отправил в дар монастырю лес для строительных работ. Таким образом, архитектура этой церкви в целом демонстрирует невиданную доселе свободу в обращении с традиционным репертуаром форм. Более того, новаторский способ использования этого репертуара позволяет предположить, что зодчий сознательно отдалился от него, чтобы создать нечто совершенно необычное. Эта жажда новизны, эта готовность к эксперименту и стали характерными чертами раннего периода готической архитектуры.
Архитектура самой столицы не оставалась глуха к новым идеям. Это можно показать на примере хора колонийской церкви Сен-Мар-тен-де-Шамп, строительство которой началось при приоре Гуго. С первого взгляда в плане этой церкви разобраться сложно: он несимметричен и лишен четкой геометрической структуры. Окна играют важную роль в конструкции двух церквей: в Сен-Жерме, и в Сен-Мартен они отчетливо выделяются на фоне стен - так, что промежутки между окнами и верхние части опорных конструкций стен почти не заметны.
Глава II «Архитектурные решения готики.»
Строительные материалы и типы зданий.
Уходящее вглубь на 100—120м внутреннее пространство, поднятые на непостижимую высоту своды (в парижском, реймсском, амьенском соборах соответственно на 32,5, 38 и 42,5 м), пропорции нефа, высота которого превышает ширину в 2,8—3 раза), стройность, вытянутость всех видимых зрителю конструктивных элементов рождают поразительное впечатление динамической устремлённости ввысь. Сумеречная, переливающаяся красочными бликами среда кажется ирреальной, как бы исполненной тайны божественного присутствия. В противоположность Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости.
Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Развитие готических форм начинается с выделения в крестовых сводах несущих нервюр и облегчённых распалубок , что дало возможность перекрывать помещения любой формы (напр., апсиды, кольцевые обходы), деля их в плане на треугольники, очерченные по граням сводов нервюрами, а также уменьшить размеры, а следовательно, и толщину каждой распалубки
Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Эта масса с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась подпружными арками, столбами и прочими архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредоточивал главное внимание. Именно совершенствованию опорной системы суждено было произвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве.
Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов— полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы— контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы,— все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция.
Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.
Надо напомнить еще об одной особенности готических построек: их части доступные более внимательному рассмотрению были раскрашены.
Художественное совершенство готических сооружений немыслимо без великолепного качества работ, выполнявшихся организованными в цеха строителями-профессионалами. Впечатляющая целостность, присущая даже тем зданиям, где первоначальный замысел значительно менялся в процессе строительства, их до тонкостей продуманная структура были бы недостижимы без нового лица — возглавлявшего строительство мастера-каменщика, большей частью остававшегося неизвестным и лишь кое-где поименованного среди узоров декора, т. н. лабиринтов, на каменном полу с где впервые произошло разделение строительных конструкций на активный несущий остов и несомую оболочку-заполнение, родился художественный язык готической архитектуры. Её тектонической основой явился каркас — сложная система локализующих усилия нервюрных сводов, столбов, аркбутанов (передающих распор внешним контрфорсам), что позволило дать прямой свет в средний неф храма через окна возвышающейся центральной части; а её характерными формами — стрельчатые очертания сводов, арок и проёмов, профилированные нервюры и пучковые опоры, остроконечные вимперги, этому плотная, вполне материальная наружная масса собора, поддерживаемая рёбрами аркбутанов, взъерошенная пинаклями, шпилями башен, вимпергами порталов, всплывшая над городом, словно корабль в полной парусной оснастке, поражает своей могучей вещественностью. Эти конструкции громоздятся за величественным главным фасадом с его парными башнями, между которыми неф открывается большим круглым, изысканным по рисунку каменных переплётов окном-розой.
Старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни и получивший во Франции свои классические формы.
Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения ранне готического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух пролетные аркбутаны.
Они будто вобрали в себя мир средневекового города. Если даже сейча современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены
Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклор
В готический период изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.
В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве в виде скульптур — химер или статуй-водостоков — гаргулей.