Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:27, реферат
Цель: Рассмотреть художественные особенности готических соборов Франции. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
-выявить особенности готического стиля.
-раскрыть архитектурный замысел готики.
Введение.
1. Глава I «Стилевые особенности готического искусства».
1.1 Готический стиль.
1.2 Зарождение готики во Франции.
2. Глава II «Архитектурные решения готики.»
2.1 Строительные материалы и типы зданий.
2.2 Решения пространства.
2.3 Витражи.
3. Глава III «Соборы Франции.»
3.1 Соборы ранней готики.
3.2 Соборы зрелой (высокой) готики.
3.3 Соборы поздней (пламенеющей) готики.
Заключение.
Список использованной литературы.
Витражи.
Несмотря на то что витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали такого значения, как фрескам или произведениям станковой живописи.
Вплоть до начала 14 века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой гризайлью. Но затем в среде придворных французских живописцев была заново открыта серебряная краска (которая, впрочем, уже давно была известна исламским художникам). Из Франции это новшество быстро распространилось в соседние страны - в Англию и на юго-запад Германии.
Почти до середины 12 века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 года начался процесс постепенного 'растворения ' стены: размеры окон неуклонно увеличивались. В конце концов гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу, свелась к каркасу для окон. Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце 12 столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия). Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру. Правда, витражи в окнах верхнего яруса центрального нефа по-прежнему содержали только одну-две сцены или одну фигуру
На витраже из собора в Бурже изображено начало притчи о блудном сыне. Герой библейской притчи представлен здесь в облике типичного аристократа 13 века. Он восседает на серой лошади и держит на запястье ловчего сокола. Его длинное фиолетовое одеяние струится мягкими складками, на плечи наброшен роскошный плащ с меховой подбивкой. Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанных поочередно в большие квадрифолии и маленькие медальоны. Промежутки между этими сценами заполнены сплошным орнаментом, а весь витраж обрамлен бордюром из пальметок. Данная трактовка библейской притчи рассчитана на восприятие представителя правящих классов. Аристократу той эпохи падение блудного сына до жалкой участи свинопаса должно было внушать ужас и отвращение.
В орнаментальных зонах этого витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных - белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.
Ранне готический стиль с характерными для него 'текучими' складками драпировки, блестящими, яркими красками и богатым орнаментальным декором удерживал господствующие позиции во Франции вплоть до 30-х годов 13 века. Первым признаком смены стиля стали витражи работы мастера Каронуса (мэтра де Сен-Шерона), а также композиции из цветного стекла, украсившие окна трансепта в Шартре. При этом шартрские мастера не были непосредственно вовлечены в процесс развития нового типа витража, начинавшийся в Париже - колыбели большинства художественных инноваций той эпохи. Возможно, новый витражный стиль сформировался в Шартре под влиянием приезжих парижских скульпторов. Но как бы то ни было, к 40-м годам 13 века на родине французской готики в области изображения человеческой фигуры возобладал зрелый готический стиль, для которого были характерны изящество пропорций и крупные, четко обрисованные складки одежд.
Следующим этапом в развитии французской зрелой готики стал цикл витражей, украсивший хор аббатства Сент-Уэн в Руане (1325 - 1338). Уже отмечалось, что при работе с ажурными окнами витражисты столкнулись с целым рядом новых проблем, поскольку теперь необходимо было строить композицию в расчете на высокий и узкий оконный проем. В то же время детализированность и орнаментальность 'лучистого' стиля требовали хорошей освещенности интерьера, без которой посетителю храма было бы трудно оценить все достоинства этого варианта готики. В ответ на это последнее требование витражисты стали делать более тонкие и прозрачные стекла и пользоваться более яркими красками. В конце концов они перестали заполнять весь проем окна цветным стеклом и ограничивались теперь яркими цветными вставками в прозрачную бесцветную основу.
В ходе работ над остеклением хора руанского аббатства Сент-Уэн техника сочетания бесцветного и цветного стекла была стандартизирована. В капеллах деамбулатория оконные проемы заполнены бесцветным стеклом с цветным бордюром и центральным цветным включением. Бесцветное стекло выложено ромбовидными пластинами, образующими сетку, которая походит на шпалеру, увитую изящными стеблями растительного орнамента. Центральные полноцветные включения, занимающие около половины высоты окна, образуют в совокупности широкую цветную полосу, охватывающую весь нижний ярус хора.
С середины 15 столетия художественное развитие французского витража определялось фламандскими влияниями. В 1474 году герцог Жан 2 де Бурбон отдал распоряжение о постройке новой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. (В 1527 году работы были приостановлены, и церковь достроили только в 19 веке.) Около 1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна. Одно из этих окон украсил великолепный витраж Распятие, выполненный по заказу кардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона.
Глава III «Соборы Франции.»
Соборы ранней готики.
К соборам ранней готики относятся Собор в Лане и широко известный собор Парижской Богоматери.
Ланский собор.
Единство и цельность, близкие к идеалу, появляются только в соборе города Лан. Ланский собор - своеобразное и оригинальное явление ранней готики, и хотя его влияние было очень значительным, невозможно назвать близких ему по существу памятников. Строительство собора в Лане началось в 1160 году, и важнейшие части здания были завершены вскоре после 1200 года. Этот собор первоначально представлял собой базилику с галереей, деамбулаторием и длинным трансептом. Западный фасад и фасады трансептов предполагалось украсить двойными башнями, однако исполнить это намерение удалось лишь в отношении главного, западного фасада; центром фасада, как и в соборе Парижской богоматери, является роза. Справа и слева от нее по одному окну. Они глубоко вдвинуты в толщину стен, и поэтому надежно защищены от непогоды полукруглыми навесами. Ниже,под карнизом пробиты маленькие полуциркульные окна; перед ними выступают вперёд три портала с полукруглыми завершениями, увенчанными остроконечными крышами. Высоко поднятое обрамление розы заставило поднять центральную часть галереи, украшенной аркатурой на стройных колоннах. Две башни имеют два этажа и очень сложны по своей конструкции. В нижнем этаже два спаренных окна фланкированы мелкими четырех угольными беседками; во втором этаже одно центральное окно обрамлено по краям двухъярусными различной формы павильонами.
Декор интерьера достаточно богат, но не чрезмерно пышен. Не превращаясь в хаотичное нагромождение украшений, он обеспечивает четкую и ритмичную организацию архитектурного пространства, идеально вписываясь в общую структуру здания.
В отличии от церквей Сен-Дени в Париже и Сен-Реми в Реймсе собор в Лане обретает величественное достоинство не с помощью контрастного противопоставления различных частей здания, а благодаря тому, что представляет собой единое согласованное целое - как в своей конструкции, так и в декоре. Создатели собора остались верны этому принципу и после 1200 года, когда старый, короткий хор, построенный около 40 лет назад, был снесен и на его месте начали возводить новый, гораздо более длинный и просторный он насчитывает десять аркад, в то время как в нефе их одиннадцать. Стиль нового хора в точности соответствует стилю более ранних частей здания. О причинах, по которым было решено снести старый хор и построить новый, мы можем только догадываться. Не исключено, что реконструкция была предпринята по сугубо эстетическим соображениям: ведь в результате хор по длине приблизительно сравнялся с центральным нефом, и эти две части здания стали располагаться симметрично относительно средокрестия. Вдобавок над тремя стрельчатыми окнами нового хора появилось большое окно-роза - точная копия находящегося строго напротив окна-розы на западном фасаде. А поскольку на обоих фасадах трансепта окна-розы красовались еще до начала реконструкции, это означало, что теперь на все четыре стороны от средокрестия расположилось по огромному круглому световому отверстию. Иными словами, изменения, произошедшие с хором, способствовали созданию гораздо более цельного и единообразного интерьера здания.
Западный фасад собора в Лане, возведенный в последние годы XII века, - весьма значительное достижение готической архитектуры. Здесь структура двубашенного фасада старого типа была последовательно подкреплена в интерьере здания, благодаря чему фасад впервые естественно вписался в общую композицию здания, а не остался стоять перед ним независимым архитектурным блоком. При этом фасад демонстрирует присущее зодчему великолепное чувство ритма и пространственной формы: порталы резко выдаются вперед, напоминая триумфальные арки. Более того, башни служат логическим продолжением нижней части фасада, а не просто надстроены над ним, как в Сен-Дени. Архитектор, проектировавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что чрезвычайно искусно замаскировал передние контрфорсы: с первого взгляда трудно даже заметить, что они начинаются от порталов и поднимаются к башням между окнами. Таким образом собор производит совершенно иное впечатление, нежели собор в Санлисе, где контрфорсы, поднимающиеся от основания здания к башням, доминируют в структуре фасада. Современники так высоко ценили западный фасад собора в Лане, что возникло множество его имитаций. Уже в начале 20-х годов XIII века средневековый художник и зодчий Виллар д'Оннекур включил его изображение в свой знаменитый альбом, заявив, что не видел башен прекраснее, чем на этом фасаде.
Собор Парижской Богоматери.
Колыбелью готического искусства считается французская провинция Иль де Франс, центр владений французских королей. В XIII - XIV вв. одним из самых значительных центров европейской культуры становится Париж. Именно здесь был построен один из шедевров ранней готики - собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам-де-Пари (означает "Наша Госпожа", то есть Богородица). Строительство его было начато в 1163 г. с восточной части при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III . Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовал король, епископы и простые граждане. На втором этапе строительства (1182 - 1200 гг.) была в основном закончена и западная, пятинефная часть собора. Тогда же был начат и западный фасад, возведение которого заняло первую половину XIII в. и составило третий этап строительства. Во второй половине XIII в. началась отделка собора.
Порталы западного фасада были закончены лишь к 1230 г. Порталы трансепта относятся к 1250 - 1270 гг.
Храм представляет собой базилику длиной 129 метров, состоящую из пяти продольных нефов и короткого трансепта, почти не превышающего ширины фасада. Прежде такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких, как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одного этого достаточно, чтобы поставить Нотр-Дам в привилегированное положение, особенно учитывая то, что и позже готические соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях. Разделенные пополам продольными рядами гигантских колонн, эти двойные нефы в апсиде переходят в двойной деамбулаторий. Проблему деамбулатория, состоящую в том, что радиус его в восточной точке вынужденно оказывается шире, чем в местах соприкосновения с боковыми нефами, решили посредством удвоения числа колонн и установки треугольных сводов вплотную друг к другу. В результате обход Нотр-Дам может по праву гордиться своей правильной формой.
В интерьере все ячейки бокового и основных нефов перекрыты крестовыми сводами на нервюрах. Опорами сводов служат различные в плане столбы (круглые, круглые с приставленными колоннами, ромбические и квадратные с приставными колоннами).
Западный фасад, в котором преобладают горизонтальные линии и плоскости, имеет два ясно выраженных яруса. Первый из них завершается "королевской галереей" - лентой ниш, занятых 28 статуями, изображающими родословную Богоматери в образе "королей". Окно-роза занимает всю плоскость средней части стены над карнизом "королевской галереи". Боковые части второго яруса заняты парными арочными окнами. Над вторым ярусом уже на последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада на тонких колонках. Массивные боковые башни прорезаны парными окнами. Они завершают композицию западного фасада.
Скульптурные украшения XIII - XIV веков - статуи и рельефы не покрывают всей плоскости фасада, а группируются по тематическому плану в отдельных местах.
Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1285 прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную службу. к 1196 году храм был практически закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.
Левый портал, посвященный Святой Деве, украшает скульптура «Слава Пресвятой Девы». Это один из лучших образцов ранней французской готики. Правый портал посвящен Святой Анне, и на нем высечены сцены из ее жизни. Средний портал производит более суровое впечатление. В центре находится трехъярусная композиция «Страшный суд», над которой возвышается фигура грозного Судьи мира - скульптура Христа, окруженного апостолами, по шесть с каждой стороны. Скульптуры всех трех порталов являются одним из лучших произведение средневековья. Они объединены одним замыслом: изобразить всю религиозную историю христианства от грехопадения до страшного Суда. Значительная часть скульптур Собора Парижской Богоматери, включая всех двадцать восемь статуй галереи Королей, является копиями XIX века, как и большинство витражей. В неприкосновенности до нас дошло только окно-роза. оригиналы были уничтожены в годы французской революции. Храм так же сильно пострадал от времени.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, а единственным источником света в однообразно - сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков.
Изображение на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из жизни святых. В окна боковых капелл представлены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого Завета.
В зависимости от времени дня и погоды, собор окрашивается в самые различные тона серого цвета: от стального до дымчатого. А вечером, в лучах заходящего солнца башни храма выглядят розово- пепельными
В ходе одной из реконструкций в контрастную систему стен и опор центрального нефа Нотр-Дам были внесены некоторые изменения. Теперь пролеты галерей разделены на три части, а боковые стены галерей поддерживаются не круглыми колоннами, а плоскими пилястрами. Эти опоры контрастируют с пилястрами центрального нефа (более тонкими, чем даже пилястры хора) - высокими монолитными стойками, уже не сливающимися со стеной, как первоначально.