Готическое искусство франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:27, реферат

Описание

Цель: Рассмотреть художественные особенности готических соборов Франции. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
-выявить особенности готического стиля.
-раскрыть архитектурный замысел готики.

Содержание

Введение.
1. Глава I «Стилевые особенности готического искусства».
1.1 Готический стиль.
1.2 Зарождение готики во Франции.
2. Глава II «Архитектурные решения готики.»
2.1 Строительные материалы и типы зданий.
2.2 Решения пространства.
2.3 Витражи.
3. Глава III «Соборы Франции.»
3.1 Соборы ранней готики.
3.2 Соборы зрелой (высокой) готики.
3.3 Соборы поздней (пламенеющей) готики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

готическое искусство франции.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

 

Амьенский собор.

Амьен - главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, на реке Сомма . В центре города возвышается огромный собор - самая большая готическая постройка во Франции. Размеры собора действительно впечатляют: длина - 145 м, максимальная ширина - 59 м, высота сводов центрального нефа - около 42 м, а общая площадь сооружения составляет 7800 кв. м. Собор был настолько велик, что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек.

Собор, построенный Робером де Люзаршем - это истинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль-де-Франс, воздвигнутых в XIII веке. 

О его создании сохранилось мало  документальных сведений. Строительство собора в Амьене началось почти одновременно с Реймсом. В 1218 году пожаром, вызванном ударом молнии, был уничтожен существовавший здесь собор романской архитектуры. Первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере (он скончался в 1247 году и был погребен в центральной капелле собора).  Работы были начаты со среднего нефа и шли, по-видимому, параллельно  с возведением фасада. В 1238 году приступили к постройке нижнего этажа хора с венцом капелл, законченных около 1247 года. Прерванные почти на десять лет, они возобновились после пожара 1258года, который не причинил зданию большого вреда. С этого времени достраиваются верхние этажи хора и трансепта. В 1288 году на полу собора был выложен лабиринт с надписью, где имена зодчих читались в такой последовательности: Робер де Люзарш, Тома де Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу проекта строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив проект. Согласно первоначальному плану, башни собора должны были быть в два раза шире и гораздо выше существующих, но строители решили остановиться, возведя башни только до половины высоты, отчего возникает ощущение дисгармонии. В 1366 году было начато сооружение шатра над южной башней. Северная башня была достроена только в начале XV века.Роберу удалось возвести в Амьене храм, превзошедший по величине даже шартрский и реймсский соборы. Ключевую роль сыграло здесь решение зодчего отказаться от обычной установки крупных каменных блоков друг на друга. В качестве модели он избрал не реймсские и шартрские массивные опорные столбы, а более изящные колонны собора в Суасоне, совершенно адекватные замыслу собора в Амьене не только с декоративной, но и со структурной точки зрения. И в то же время из Шартра была заимствована система четырех тонких колонн, окружающих опорный столб. Проигрывая реймсским и шартрским колоннам в толщине, амьенские опоры превосходят их по высоте.  Что касается конструкции хора, то зодчие Амьена даже отказались от задней стены трифория (которая прежде считалась обязательным элементом), благодаря чему этот ярус, темный в других храмах, стал здесь ярко освещенным и зрительно объединился с великолепным ажурным декором верхних окон центрального нефа. Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон. И "роза", и стрельчатые окна высотой в 12 метров,  раньше были застеклены многоцветными витражами. Поэтому высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны - в зависимости от времени дня. А самой светлой частью в соборе был алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды. Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, создавало особое возвышенное настроение у молящихся. Но для того, чтобы правильно распределить эти потоки света, нужно было быть незаурядным мастером.

Прекрасный средний неф собора рассматривался как олицетворение идеи вертикальной композиции готического храма; при трехчастном делении его стен высота аркады опор нижнего яруса достигла высоты трифория и фонаря вместе взятых. Ощущение высоты усиливается благодаря потокам света, льющимся сквозь стекла фонаря, стройным, устремленным ввысь группам колонн со стрельчатыми арками, а также изящным вертикальным линиям решетки витражного окна в алтаре.        

Издали фасад Амьенского собора кажется вычеканенным, как драгоценный ларец. Все скульптурные украшения имеют точно определенные мета. Если      внутренность собора кроме опоясывающей ее гирлянды  и капителей не имеет скульптурных украшений, то его наружное убранство черезвычайно богато.

Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил строитель, который был выдающимся скульптором и возглавлял большую артель мастеров-каменотесов. Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур). Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем темам: теме Страшного суда, Деве Марии и местно чтимому святому - первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура "Золотая Мадонна", относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная скульптура послужила образцом для многих последующих построек Франции и Европы.

После прихотливого резного убранства фасадов внутри собора ожидаешь увидеть нечто необыкновенное. Стены храма почти лишены убранства - их опоясывает только рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма почти пополам делится широким трансептом. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 метров создает в храме впечатление простора, свободного пространства, пронизанного воздухом и светом. Во многом это ощущение достигается за счет больших размеров здания, но еще больше - из-за отсутствия традиционных витражей.

Амьенский собор оказал большое влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции.

 

Соборы поздней (пламенеющей) готики.

Примером поздней готики является Нантский собор.

Готический кафедральный собор святых Петра и Павла, где находятся усыпальницы великих герцогов - красивейшее здание в стиле «пламенеющей готики», шесть веков истории города - строительство собора велось 457 лет. Гигантский собор в Нанте был полностью перепланирован в эпоху поздней готики, однако реконструировать его в этот период удалось лишь наполовину. В XV веке Нант все отчетливее принимал на себя функции столицы Бретани, и возникла необходимость воздвигнуть здесь большой храм, который    соответствовал бы статусу этого города. В 1434 году герцог и епископ вместе заложили первый камень в основание нового собора. Строительные работы начались с двух башенного западного фасада, который, как и центральный неф (за исключением сводов), был завершен в 1498 году. Однако затем работы надолго приостановились. Только в XVII столетии центральный неф был перекрыт готическими сводами; тогда же возвели южный рукав трансепта. И лишь в период с 1835 по 1891 год, в эпоху расцвета неоготики, здесь наконец возвели хор с деамбулаторием и венцом из пяти капелл, созданным по новому проекту. Тот факт, что эти части здания выдержаны в позднеготическом стиле, нельзя считать само собой разумеющимся: напротив, теоретики неоготического направления признавали только формы начала XIII века. Поэтому можно считать везением, что в нантском хоре использован тот же репертуар форм, что и в центральном нефе, - репертуар, который сторонники неоготики считали “упадническим”. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств во Франции сохранилась хотя бы одна позднеготическая епископская церковь, по своим монументальным пропорциям сопоставимая с соборами XIII столетия.

В стилистическом отношении это здание можно считать типичным образцом поздней готики. Поверхность несущих конструкций расчленена по вертикали бесчисленными нитевидными торусами и выступами, которые, чередуясь с узкими каветто, смело устремляются ввысь, к крыльям арок и сводам, не прерываясь горизонтальными линиями. В соответствии с композиционными принципами поздней готики опорные столбы, софиты аркадных арок и опоры сводов сливаются в сплошные единообразные массы. Тем не менее архитектор мастерски отделил друг от друга пролеты, в духе готики XIII века превратив своды и опорные столбы в каркасную структуру, которая благодаря своей отчетливой и согласованной трехмерности кажется практически независимой от стен.  

 

 

 

 

 

 

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами.

В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской.

Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с  Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в английских храмах.

Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора»

Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.

Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Норвежский король Магнус, получив от Филиппа смелого кусок тернового венца, строит в Бергене Капеллу, которая имитирует  парижскую Святую капеллу.

Мы знаем о работе Виллара де Оннекур в Венгрии. Там же работал Мартен Равежи. Экспансия французов на восток не могла не отразиться на сооруженных там памятников. В горах, к востоку от Триполи, была построена сильная крепость Крак, закрывавшая доступ в христианские владения. Она была воздвигнута в XII веке  и расширена около 1200 года. Но во времена Людовика IX  был еще выстроен  большой зал, окруженный галереей.

Собор в Никозии напоминает собор Парижской богоматери. Интересно, что в Фамагусте в первой половине XIV века (около 1311 года) была выстроена церковь с апсидой, скопированной с апсиды в Сент-Юрбент в Труа.

Фасад с высокими вимпергами напоминает фасад Реймского собора. 

Выводы, к которым мы пришли, заканчивая характеристику церковного готического зодчества во Франции, относится именно к её национальному стилю. Однако французская готика в силу особых исторических условий явилась выразительницей высокого подъёма средневековой культуры в целом. Она в самом деле была каменной энциклопедией, стояла значительно выше современной литературы. Всё время, опираясь на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения.  Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых различных слоёв средневековой Франции. Поскольку готический стиль должен был удовлетворять потребности широких масс народа, он был в своей основе монументальным. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Он так богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что его создатели сумели одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой игры цвета.  Благодаря этим своим качествам французская готика, несмотря на наслоение веков, сохраняет своеобразное единство, и дошедшие до нас памятники не кажутся дисгармоничными. Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.       

Список использованной литературы.

1.      Е.П. Ювалова

Франция-родина готики. Спб: 2000г. 304с.

2.      Р.В. Варданян

Мировая художественная культура: Архитектура. М:2003г. 400с.

3.      О.А. Лясковская

Французская готика М: 1973г. 175с.

4.      Б. Шюц

Великие соборы Франции. М:2003г. 371с.

5.      Н.В. Бирюкова

История архитектуры. Учеб. пособие – М: 2005г. 367с.

6.      Г. Вейс 

История культуры народов мира. Европейское Средневековье. Пламенеющая готика.  М: 2005г. 144с.

Другие источники:

1.      http://infolio.asf.ru

2.      http://www.longsoft.ru

3.      http://www.wikiznanie.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Готическое искусство франции