Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:27, реферат
Цель: Рассмотреть художественные особенности готических соборов Франции. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
-выявить особенности готического стиля.
-раскрыть архитектурный замысел готики.
Введение.
1. Глава I «Стилевые особенности готического искусства».
1.1 Готический стиль.
1.2 Зарождение готики во Франции.
2. Глава II «Архитектурные решения готики.»
2.1 Строительные материалы и типы зданий.
2.2 Решения пространства.
2.3 Витражи.
3. Глава III «Соборы Франции.»
3.1 Соборы ранней готики.
3.2 Соборы зрелой (высокой) готики.
3.3 Соборы поздней (пламенеющей) готики.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема плоской поверхности стены повторяется и на западном фасаде Нотр-Дам. Поскольку башни здесь в отличие от башен ланского собора венчают двойные боковые нефы, они шире и устойчивее. Благодаря этому контрфорсы не слишком выдаются вперед; более того, на уровне первого этажа они почти “тонут” в стене, которая, напротив, выступает так далеко вперед, что порталы глубоко уходят внутрь фасада, а не выдаются наружу, как в Лане. При взгляде на этот фасад кажется, будто перед нами - триумфальная арка с королевской галереей: над порталами вдоль стены выстроились в ряд статуи всех французских королей, символизирующие непрерывность династии и силу монархии. Ни в каком другом образце средневековой архитектуры мы не встречаем такой внушительной королевской галереи, демонстрирующей череду монархов столь эффектно. Эффектность же эта объясняется исключительно тем, что создатели Нотр-Дама в отличии от строителей ланского собора не стали наращивать интенсивность декора в направлении к центру фасада. Только на верхнем ярусе и на башнях, где появляются более изящные формы, пышность декора несколько убывает, что, впрочем, не наносит ущерба общему впечатлению.
А о том, насколько мощное впечатление производил Нотр-Дам-де-Пари в ту эпоху, можно судить хотя бы на примере коллегиальной церкви Нотр-Дам в Манте - городе, расположенном почти на самой границе между королевским доменом Франции и Нормандией (которая тогда принадлежала Англии) и потому игравшем особо важную роль в политике французского короля. Строительство этой церкви началось, по-видимому, около 1160 года и проводилось по плану старого образца - с тонкими монолитными колоннами в апсиде и с чередованием массивных и изящных опор в центральном нефе. Но вскоре план был видоизменен в подражание архитектуре Нотр-Дам-де-Пари. В результате здесь также появился мотив обширной плоскости тонких стен-перегородок; хор также лишен трифория; лопасти сводов столь же огромны; тонкие пучки пилястров контрастируют с гладкими стенами. Однако на западном фасаде церкви в Манте черты фасадов ланского и парижского соборов смешались. Из-за влияния собора в Лане этот фасад не столь величествен, как фасад Нотр-Дам-де-Пари, однако заимствует у последнего горизонтальную структуру (впрочем, не вполне ясно, какой из двух фасадов появился раньше - парижский или мантский). В соборе имеются несколько колоколен, высота которых-69м., вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне: 13 тонн, его язык: 500 кг. Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма". Начиная с 17 века различные исследователи - Гобино де Монлюизан и Камбриэль - и уже в нашем веке - Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу "Загадки соборов" - уже стал авторитетом в этой области - (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах - где появляется нечистая сила - имеются обязательные ссылки на Фульканелли). Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотор Дама" - пишет Фульканелли. Символ Неба Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора - такие круглые витражи иногда называют "розеткой". Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней. И, наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой. В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свою он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что кто-то видел, как он ковал ворота Нотр Дама"....
Соборы зрелой (высокой) готики.
К соборам зрелой готики относят Шартрский, Реймсский и Амьенский соборы.
Шартрский собор.
Шартрский собор, самый значительный из французских храмов Богоматери, начали строить в новом монументальном суасонском стиле после пожара в 1194 году на месте старого здания. Правда, огонь пощадил крипту и западный фасад, которые можно было сохранить, но они не пользовались особым почетом и не считались общезначимыми “святынями”. К концу 12 века все чаще предпочитали строить совершенно новое здание и уже не старались сохранить как можно больше элементов прежнего. Эта тенденция становится очевидной при анализе преданий и легенд, возникавших в связи с разрушительным пожаром в Шартре и с реконструкцией, которую тот за собой повлек. Поначалу пожар воспринимали как катастрофу, ибо думали, что вместе с храмом погибли и священные реликвии Богоматери. Но когда реликвии обнаружили в целости и сохранности, отношение к пожару резко изменилось: его истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели новый храм, прекраснее прежнего.
Являясь одним из самых больших храмов во Франции, Нотр Дам Де Шартр – гораздо крупнее собора Богоматери в Париже ! – вот уже 8 столетий поражает своей грандиозностью, единством стиля и гармонией. Собор, возведенный в рекордно короткий срок – всего за 25 лет, создан из уникального камня, который твердеет со временем, собор и прилегающие к нему кварталы старого города, сохранились практически в первозданном виде. Витражи шартрского собора, созданные в XII - XIII веке, стали образцом для подражания средневековой Европы. Мастера Шартра вдохновляли и принимали участие в строительстве и оформлении готических соборов в Реймсе, Суасоне, Лаоне, Руане, Амъене, Каркасоне, Праге и т.д.
В развитии готики Шартрский собор отмечает важную ступень. Особенность его плана заключается в значительном увеличении пространства хора, вызванном необходимостью разместить в хоре собора большое количество певчих и в перемещении из-за этого алтаря в глубину апсиды. Трансепт, отодвинутый к западу, был расчленен на три нефа и стал просторнее. Боковые нефы хора сделались шире. Все нефы утратили коридорообразный вид, значительно улучшилась обозреваемость происходящих в храме церемоний. Иными стали опоры, получившие форму цилиндрического столба с четырьмя приставными колонками. Все своды и арки получили стрельчатую форму.
Внешний вид собора, особенно его западный фасад, во многом еще сохранил романские черты и находится в контрасте с его готическим интерьером. Узкая средняя часть с тремя порталами как бы зажата между двумя самостоятельными башнями. Как в средней части, так и в башнях доминирует стена, плоскости которой оставлены гладкими. По-романски узки оконные проемы башен. Перспективные порталы близко придвинуты друг к другу. Их тимпаны украшены барельефами, а нижняя часть романскими статуями, оставшимися от прежнего храма.
Сохранив прежний декор западного фасада, новые строители собора перенесли основную массу своих изображений на фасады трансепта. Каждый из фасадов имеет по три портала, обильно украшенных скульптурой.
Помимо скульптуры огромную роль в декорировке, этого, как идругих готических соборов играли витражи.
Окна с витражами пропускают гораздо больше света, чем кажется. Суть в том, что они выполняют роль множества цветных рассеивающих фильтров, изменяющих характеристики обычного дневного света, придавая ему поэтичность, наделяя символическим значением "неземного света". Это впечатление создает в человеке глубокое религиозно-мистическое чувство, лежащее в основе духовности эпохи готики.
Шартрский собор Нотр-Дам имел 146 витражей, из которых кроме отдельных больших фигур было изображено 1359 различных сюжетов.
Над фасадом собора возвышаются две башни, отличающиеся и высотой, и внешним видом. Более ранняя (1134-1150 гг.) северная башня имеет романское основание, а венчающий башню ажурный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, был завершен только в начале 16 века. Южная башня - "старая колокольня" (1145-1165 гг.) - ближе к основным идеалам готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Строительство храма велось до 1225 года (не считая капелл, пристройка которых была осуществлена в начале 16 века).
Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.
Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с трехнефным трансептом и пятинефным хором. Каждый фасад трансепта имеет по три портала, богато украшенных ранней готической скульптурой.
В интерьере храма в центральном портале южного фасада можно увидеть рельеф "Страшный суд" (около 1210-20 гг.), отличающийся благородством форм и глубокой одухотворенностью образов. Он считается одним из лучших рельефов периода расцвета готики.
В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг "лабиринта" – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 годом. Круг в диаметре почти 13 м., а протяженность лабиринта составляет 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях - в церковных записях он называется "путь в Иерусалим" и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.
Шартр - один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Порталы северного фасада - витражи Шартрского собора отличаются чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок и разнообразной тематикой изображений. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми – им отводили по преимуществу верхнюю зону – внизу находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, пожертвовавших витражи в собор, а одна из "роз" посвящена крестьянам.
Особым мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери, витраж с житием Св.Евстафия и "портрет" Карла Великого.
Богатейшее наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. На изготовление алтаря ушло более двух столетий - он был начат в 1514 году, а закончен только в начале 18 века.
Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии христианства, находившиеся в Шартрском соборе. Помимо Покрова, до 18 столетия в соборе хранились голова матери Богородицы — святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Девы Марии, носящей под сердцем ребенка. Это было одно из самых первых изображений Богоматери, относившееся, вероятно, к первым векам христианства, а по одной из версий – статуэтка имела даже языческое происхождение, связанное с культом плодородия и богини-праматери. В конце 18 века, в бурные времена революций, фигурка погибла в огне пожара...
Реймсский собор.
Одним из самых совершенных творений зрелой французской готики является собор Нотр-Дам в Реймсе (1211 - 1330 гг.), где короновались французские короли, свидетельство силы и богатства города Реймса и его жителей, активно участвовавших в строительстве своего городского собора.
Реймсский собор является классическим образцом архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета. Удлиненное алтарное пространство окружает галерея деамбулатория с пятью радиально расходящимися капеллами (венцом капелл). Трансепт короткий, но имеет собственные боковые нефы; в продольной части храма главный неф, насчитывающий 10 травей (пролетов крестового свода), фланкирован боковыми, по одному с каждой стороны. Вопреки установившейся традиции, первоначальный план не нарушен добавлением капелл, предназначавшихся для гильдий или особых обрядов. Замысел Реймсского собора основывается на том, что уже было достигнуто в архитектуре Шартрского собора, но он больше (длина 138 м), торжественнее и строже, перекрыт более массивными сводами, достигающими полуметровой толщины. В планировке представлена типичная для готики система, при которой квадратной в плане травее бокового нефа соответствует прямоугольная травея главного нефа, обе – с четырехчастными крестовыми сводами. Высокий свод, достигающий в вершине 38 м, несет эффектно сгруппированные ряды аркбутанов, которые впервые применены в столь монументальных формах. После 1919 деревянная стропильная кровля, горевшая в 1481 и в 1914, была заменена железобетонной каркасной конструкцией. Другие повреждения были успешно отреставрированы, за исключением витражей. Лишь верхние части прославленных средневековых окон главного нефа уцелели в пожаре 1914, и их цветные стекла были соединены заново в меньшем по числу, но зато полностью восстановленном ряду окон. По первоначальному замыслу собор должны были украшать шесть башен со шпилями. Шпили так и не были построены, но удалось завершить две башни западного фасада.
Он удивительно контрастирует с фасадом Нотр-Дам в Париже, хотя он и был задуман всего около тридцати лет спустя. Многие архитектурные детали использованы и там и тут, но в более позднем варианте они были видоизменены и сочетаются совсем по-иному. Порталы не утоплены вглубь, а напротив, выступают вперед, наподобие островерхих крылец, место тимпанов над входом заняли окна.
Ряд изображающих королей статуй ("королевская галерея"), который в парижском Нотр-Дам делит по горизонтали первый и второй этажи, поднят в Реймсе столь высоко, что сливается с аркадой третьего этажа. Все архитектурные элементы, за исключением окон-розеток, стали выше и уже.
Множество остроконечных пинаклей еще сильнее подчеркивают неизменную устремленность ввысь. Скульптура распространилась и на многие другие, нетрадиционные прежде участки, такие как выступы и карнизы, не только на главном фасаде, но и на боковых, так что собор со стороны становится похож на голубятню, где "живут" статуи (их около 1000). Из витражей XIII века, заполнявших прежде все окна собора, сохранились лишь немногие.
Соперничая с Собором Парижской Богоматери, Реймсский собор восхищает своим внешним обликом. Он не избежал наслоений последующих веков, но талантливейший мастер XV века завершал башни собора. В удивительной гармонии со всем массивом здания, высокие и мощные, вместе с тем легко и просто высятся они на фоне неба своими кубическими формами, прорезанными узкими вертикальными пролётами. Башенки по углам смягчают резкость контуров. Собор настолько выше всего окружающего, что главная его масса рисуется на фоне проходящих облаков и в такие минуты точно движется. К новшествам Реймского собора принадлежат пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Этим в полной мере завершается композиционное оформление интерьера готических соборов.
На аркбутанах Реймского собора в лёгких беседках как бы нашли приют ангелы, готовые снова взлететь. Святые у врат беседовали между собой. На балюстраде венчающей капеллы апсиды - разные животные. Живые головы появились на консолях в потаённых уголках. Реймсский собор полон неожиданностей.
Интерьер Реймсского собора не так богат как, например, Амьенского; Интерес представляет только лабиринт выложенный на плитах собора. В нем называются имена архитекторов, части здания, над которыми они трудились, и сроки, в течении которых они руководили работами. Вместе с тем нет возможности с точностью назвать имя составителя первого проекта и указать последовательность в работе мастеров. Виной этому расположение фигур на центральной плите. Они расположены квадратом. Счет может быть начат с разных точек и продолжаться в разных направлениях.