Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – вершины реалистической живописи.
Цель - углубление знаний по одной из тем по дисциплине «Мировая художественная культура», необходимых для работы в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выяснить, почему XIX век называют «Золотым веком»;
2. Исследовать историко-культурные предпосылки «Золотого века»;
3. Выявить достижения культуры второй половины XIX века;
4. Проанализировать художественные достижения в реалистической живописи на примере товарищества передвижных выставок.

Работа состоит из  1 файл

МХК Курсовая_1.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Мировая культура и искусство» на тему:

 

 

«Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века»

 

 

 

 

                                                                                                    Студент:

                                                                                                    Группа:                                                                                                                   Преподаватель:

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Работа сдана 

 
 

(дата)

Допуск нормоконтроля

 
   

Работа защищена

 
 

(оценка)

   
 

(дата)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 
Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

XIX век занимает особое место в истории русской художественной культуры. По количеству шедевров в литературе, изобразительном искусстве, музыке он несравним ни с каким другим периодом не только в истории русской, но и мировой культуры.

В современном мире, в связи с развитием новых технологий и бешенным ритмом жизни, человек постепенно утрачивает связь с духовным миром и культурой. Ныне материальные ценности доминируют, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, справедливости, великодушии, и патриотизме. Именно поэтому тема курсовой работы актуальна, с точки зрения современного мира. Каждый  гражданин должен знать и ценить культуру своей страны.

Для туризма тема также является очень актуальной, так как музеи, памятники архитектуры, театры, позволяющие ознакомиться с художественной культурой, являются объектом интереса туристов. А специалист, предлагающий подобные услуги должен быть компетентен во всех аспектах предлагаемого им турпродукта.

Объектом исследования данной работы являются особенности формирования русской художественной культуры «Золотого века».

Предмет исследования – вершины реалистической живописи.

Цель - углубление знаний по одной из тем по дисциплине «Мировая художественная культура», необходимых для работы в сфере туризма.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Выяснить, почему XIX век называют «Золотым веком»;

2. Исследовать историко-культурные предпосылки «Золотого века»;

3. Выявить достижения культуры второй половины XIX века;

4. Проанализировать художественные достижения в реалистической живописи на примере товарищества передвижных выставок.

Для написания работы были использованы учебники по мировой художественной культуре, истории, культурологии, энциклопедический словарь Бачинина, интернет-сайт о Товариществе Передвижных Художественных Выставок, периодические  журналы из серии «50 русских художников», атлас мировой живописи и другая литература.

В первой главе рассмотрены историко-культурные предпосылки «Золотого века», описано развитие образования и науки, акцент сделан на достижениях художественной культуры второй половины XIX столетия.

Во второй главе речь идёт о товариществе передвижных выставок, выявляются особенности русской живописи исследуемого периода, а в последней главе подробно рассмотрено 3 шедевра живописи. К сожалению, в рамках курсовой работы проанализировать большее количество картин не представляется возможным.

 

 

1.   «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

    1. Историко-культурные предпосылки «Золотого века»

XIX век переработал и развил многие тенденции, сложившиеся в культуре России в Петровскую и послепетровскую эпохи. Но все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия - государственное переустройство общества, положение крестьянства, выбор между западным и славянским путями развития.

Способы решения этих проблем были выражены в социально-политической, религиозной и духовной сферах жизни  общества. В творчестве писателей, художников, композиторов, архитекторов их решение и соответствующее выражение обрели черты новой картины мира, произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.

Культура во второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения. С каждым десятилетием все более углублялись классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал от чудовищной эксплуатации. Крестьянские волнения послужили одной из главных причин отмены в 1861 году крепостного права. Царь вынужден был признать, что лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они сами освободят себя «снизу».

Отмена Александром II крепостного права 19 февраля 1861 г. сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.

Изменения в экономической  и политической жизни создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях. Оживление общественно-политической борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа. [5, с. 317]

После отмены крепостного права капиталистическое развитие страны пошло ускоренными темпами. «Освобождение» явилось в действительности бессовестным грабежом крестьян. Развитие капитализма несло трудящимся лишь новые оковы. Движение народных масс становилось все более опасным для господствующих классов. В 70-80-х годах первые шаги делало русское рабочее движение.

Страдающий от реформ, угнетенный эксплуатацией, классовыми противоречиями народ стал центральной темой искусства. Но и, одновременно - народ-творец истории, народ-борец и созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Культура стала непосредственным участником крупных общественных движений и приобрела черты гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.

Стиль реализма принимал критический характер и в этом качестве стал основным художественным направлением. Критический реализм заметно изменил общественные функции искусства. Оно должно было не только воспроизводить и показывать жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».

В XIX столетии держава заняла в мировой культуре одно из самых почетных мест. Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии. Российская культура, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.

Благодаря всему этому XIX век называют золотым веком  русской культуры.

Далее более подробно рассмотрим достижения русской культуры.

 

1.2  Развитие образования и  науки во второй половине XIX века

В связи с ростом потребности городского населения в образовании возникла необходимость в общедоступной школе для широких слоев горожан.

В сфере посвящения и образования произошел огромный скачок вперед. В 60-х гг. сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ расширились для низших сословий. Также возникли воскресные школы для взрослых. Уже в начале 60-х гг. их число достигло 316. Велика заслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населения. Также значительна роль и вольной крестьянской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до 100 тыс. человек. В 1864-1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных школах, методикой обучения. Они, по существу создали оптимальный для того времени тип сельской школы и активно способствовали ее распространению. [5, с. 320-321]

Система среднего образования  включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. [5, с. 320-321]

Демократизации высшего  образования способствовали вечерние народные университеты, в которые  принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

 Несмотря на все сложности, которые испытывало университетское образование во второй половине XIX века, развитие его происходило поступательно. Увеличилось количество университетов и студентов: в 1864 году их было 4 328 человек во всех университетах России, а к 1894 году их количество составило 13 944. [17, с. 343]

В популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы большую роль играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей,  детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось  число общедоступных библиотек  и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, преимущественно химии, физики, естествознания и математики.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие в марте 1869  Д.И. Менделеевым (1834-1907) Периодического закона химических элементов. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.

 Классическую теорию  химического строения органических  тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д. Зелинский (1828-1886) заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.

В середине XIX в. Н.Н. Зинин (1812-1888) открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин - основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков  П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской  в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова (1847-1894) (дуговая лампа, наиболее известная, как «свеча Яблочкова»), А.Н. Лодыгина (1847-1923) (лампа накаливания  с применением вольфрама для накала). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже был удостоен Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио).

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Провел ценные географические исследования во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма.

Прогресс отечественной  науки, распространение просвещения  оказали сильное влияние на положение  русской печати и издательского  дела. В 1865 году был издан цензурный  устав, который несколько облегчил издательскую деятельность.

В 60-е годы ведущую  роль играли журналы общественно-политического  и литературно-критического направления  – «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и другие. Уделяя большое внимание освещению таких общественно значимых проблем, как проведение в жизнь буржуазных реформ, крестьянского и, позднее, рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом литературные, основательно знакомили читателей с произведениями русских и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной жизнью. С 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные статьи.

Информация о работе Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века