Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа
Предмет исследования – вершины реалистической живописи.
Цель - углубление знаний по одной из тем по дисциплине «Мировая художественная культура», необходимых для работы в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выяснить, почему XIX век называют «Золотым веком»;
2. Исследовать историко-культурные предпосылки «Золотого века»;
3. Выявить достижения культуры второй половины XIX века;
4. Проанализировать художественные достижения в реалистической живописи на примере товарищества передвижных выставок.
Одним из наиболее популярных
и долговечных «толстых»
Более радикальную позицию, чем «Вестник Европы» занимал журнал «Русская мысль». Политическая программа журнала содержала попытки изыскания путей и форм буржуазно-демократического преобразования России. В журнале принимали участие кроме народнических публицистов Южанова, Воронцова, писатели В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, М. Горький.
Одно из центральных мест среди прогрессивной прессы второй половины XIX века занимал журнал «Современник». Созданный еще в 1836 году Пушкиным, он с 1847 году перешел к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. Журнал последовательно, особенно, с приходом в редакцию Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, защищал интересы крестьян в предреформенные годы, утверждал реалистические принципы в искусстве.
Новым явлением в русской журнальной жизни было появление сатирических изданий. «Искра», «Свисток», «Будильник» высмеивали пороки современного им общества – казнокрадство, взяточничество, злоупотребление властью.
Характерной особенностью русской литературы являлась демократизация художественного сознания. Этому способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.
Литература критического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание, поскольку отражала действительность и осмысливала изобразительные явления с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный охват жизни, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам – вот что определяло литературу пореформенного периода. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.
Русская литература пореформенного времени представляла собой яркое созвездие великих имен. [17, с. 403-404]
В 60-е годы XIX века в художественной литературе произошли принципиальные сдвиги. Литература стала более демократичной и обратилась непосредственно к изображению народной жизни.
На вторую половину XIX в. приходится творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) с его шедеврами, такими как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп», романы «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» и др.
В основном произведения Толстого посвящены изображению пореформенной России. В своих произведениях он поднимает множество великих вопросов, передает настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Отражение действительности и истории народа через частную жизнь отдельного лица, бесконечный поиск духовного идеала - все это делает Л.Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.
Гениальный писатель Ф.М. Достоевский (1821-1881) обогатил мировую культуру произведениями, равными по своей силе и страсти произведениям Шекспира. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.
Уже в своих первых романах («Бедные люди»), писатель обращается к проблеме «маленького человека». Однако в отличие от своих предшественников он не идеализирует бедность.
60-70-е годы стали самым важным этапом в творчестве Достоевского, так как в это время им были созданы самые выдающиеся его произведения – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в которых он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие существующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. [12, с. 423-424]
И.С. Тургенев (1818-1883) в «Записках охотника», а позднее в повестях и романах Тургенев с глубокой симпатией изображает русских крестьян. Он показывает, что и в условиях нелегкой жизни они умеют сохранить человеческое достоинство, веру в лучшую жизнь, что многие из них обладают талантом и способны на глубокие чувства. В очерках и рассказах «Певцы», «Свидание», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «живые мощи» и других писатель поэтически изобразил внутренний мир крестьянина, его чувства и переживания. В своих романах «Накануне», «Отцы и дети» писатель освещает жизнь различных слоев русского общества. [6, с. 404]
Великий поэт Н.А. Некрасов (1821-1878) в начале 60-х годов приступает к работе над произведением, которое сам считал делом своей жизни «Кому на Руси жить хорошо». Уже само название говорит о всероссийском обзоре жизни. Некрасов великолепно отражает в поэме народную жизнь, народный быт.
Творчество А.П. Чехова (1860-1904) начинается в 80-х годах. Особенностями его рассказов, пьес и повестей стала мысль о трагедии человека, задавленного мещанством, о пустословии интеллигенции, отражение жизни «маленьких» людей и вера в позитивные перемены. Среди них «Сказки Мельпомены», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Пестрые рассказы», «Степь», «Палата № 6», «Чайка», «Три сестры», «Скучная история».
В повестях и рассказах «Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Без языка» В.Г. Короленко (1853- 1921) пишет о стремлении народа к свободе и справедливости. Его произведения проникнуты демократическими и гуманистическими идеями.
Творчество писателей-
С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. В истории русской музыки XIX век занимает особое место. Именно в это время была создана русская опера, русская симфоническая и камерная музыка. Отчетливо выразилась тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. Взаимодействуя с достижениями других видов искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, охватившее сюжеты русской истории, культуры, быта, психологию национального характера. Тогда же родились многочастная симфония и инструментальный концерт – жанры, которые ранее отсутствовали в отечественной музыке.
В этот период в музыке появилась целая плеяда композиторов, в произведениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. К их числу можно отнести А.П. Бородина («Князь Игорь»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).
В музыкальной культуре пореформенного периода особое место занимает «Могучая кучка» или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, сложившийся в конце 50-х-начале 60-х гг., состоял из пяти русских композиторов, - М.А. Балакирева (1837-1910), А. П. Бородина (1833-1887), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.П. Мусорского (1839- 1881) и Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Кружок петербургских композиторов был организован М.А. Балакиревым.
Несмотря на яркую индивидуальность каждого композитора, они были схожи в своем стремлении создавать музыку, тесно связанную с образом народа и русским фольклором. Поэтому главной темой их творчества стали национальная история, жизнь русского народа, поверья, сказания, а основой музыкального языка - народная песня.
Кроме того, композиторы «Могучей кучки» в своем творчестве
развили традиции классической музыки
М.Н. Глинки и А.С. Даргомыжского, существенно
раздвинули границы жанров симфонической,
оперной, инструментальной музыки, обогатили
новыми формами. В период деятельности
«Могучей кучки» были созданы одни из
лучших произведений кружковцев: восточная
фантазия «Исламей», симфоническая поэма
«Русь» Балакирева, Первая симфония А.
Бородина, симфоническая картина «Ночь
на Лысой горе» Мусоргского, Первая и Вторая
симфонии Римского-Корсакова.
Значение кружка «могучая кучка» ограничивается
не только созданными кружковцами произведениями.
Творчество этих композиторов положило
начало новой эры в русской музыке и определило
все дальнейшее развитие русской классической
музыки.
П.И. Чайковский (1840-1898) также был одним из величайших композиторов той эпохи, оставившим обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства. Ему принадлежат 10 опер, 6 симфоний, 3 балета, более 4100 романсов, сочинения для оркестра, концерты, фортепианная и хоровая музыка. [12, с. 428]
Главной темой музыки Чайковского является человек, его любовь, надежды, страдания, разочарования.
Его произведения отражают сложные процессы, происходящие в душе человека, борющегося за право на свободное духовное развитие и личное счастье. Таковы, например, его опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро».
Благодаря музыке П.И. Чайковского русский классический балет к концу XIX в. достиг совершенства и и стал популярным как в России, так и за рубежом.
Во второй половине XIX — начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.
В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов, таких как М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин.
В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. Открыт он был пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». В театре играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.
Центрами оперного искусства в России XIX в. были Мариинский театр в Петербурге Большой театр в Москве. Особую известность в конце XIX в. получила московская частная опера С.И. Мамонтова. Оперные театры отличались богатым репертуаром, в котором была широко представлена русская классика, а также западные композиторы.
Всемирную славу в XIX в. получил русский балет. Большую роль в развитии балетного искусства сыграл М.И. Петипа (1818-1910). Русская балетная школа относится к лучшим школам мира. [6, с. 426]
На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. В Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж».
В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы.
Экономическое развитие пореформенной России также коснулось и архитектуры. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.
Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика - разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
2. ВЕРШИНЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ 2 ПОЛОВИНЫ XIX В.
К концу 50-х годов официальным художественным центром страны оставалась Академия художеств. Здесь получали профессиональное образование сотни живописцев, скульпторов и архитекторов. Она являлась устроителем выставок и создала и развивала свое художественное направление, известное под названием академизма.
В 1863 году назрел конфликт между Академией и наиболее активной группой учащихся. 14 претендентов, группа молодых живописцев-реалистов во главе с И.Крамским, допущенных до соревнования за золотую медаль обратились в Совет Академии. Они попросили отменить написание картины на заданную Советом мифологическую тему «Пир в Валгалле» и дать возможность самим выбирать направленность работы.
Информация о работе Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века