Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа
Предмет исследования – вершины реалистической живописи.
Цель - углубление знаний по одной из тем по дисциплине «Мировая художественная культура», необходимых для работы в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выяснить, почему XIX век называют «Золотым веком»;
2. Исследовать историко-культурные предпосылки «Золотого века»;
3. Выявить достижения культуры второй половины XIX века;
4. Проанализировать художественные достижения в реалистической живописи на примере товарищества передвижных выставок.
Взгляды, жесты, позы персонажей этой картины очень выразительны, но при этом неоднозначны. Жена народника изо всех сил сжимает подлокотник кресла, а его мать бессильно протянула руку вперед, словно не веря своим глазам.
Голый пол, не прикрытый даже половиком, красноречиво свидетельствует о нелегком материальном положении семьи бывшего ссыльного.
Необыкновенно точно художник передает настроение каждого из героев картины, продумана каждая деталь. Репин, неоспоримо, великий мастер психологического портрета. [15, с. 15]
Шедевр Шишкина «Рожь» [Приложения 5 и 6] экспонировался на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощерения художеств. Крамской писал Репину: «Я буду говорить в том порядке,, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина “Рожь”.
На одном из эскизов художник сделал краткую запись о содержании и основной идее картины: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». [14, с. 4]
Эти строки передают нам тогдашнее ощущение Шишкина.
К концу 1870-х годов живопись затосковала по положительному идеалу и ближе всего к этому идеалу оказался как раз пейзаж «Рожь». Дорога, которая прежде олицетворяла скорбный путь русского народа, здесь превращается в дорогу к счастью.
«Рожь» Шишкина готовилась всем его предшествующим опытом. Наполняющие картину отголоски настроения, проглядываются в работе, написанной за девять лет до «Ржи», - это «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Уже там была громко заявлена и талантливо решена тема «национального блага», тема «благодарения жизни». В полотне «Рожь» она нашла дальнейшее истолкование. Тщательно выписанные, полные «говорящих» деталей, эпически невозмутимые, создают цельный и поэтический образ русской природы.
На заднем плане - могучая сосна - символ всего творчества художника. Влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
Грозят близким благодатным ливнем тяжело нависающие над рожью кучевые облака. Почти физически ощущаются безветрие и тишина, будто разлитые по пространству картины — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.
Погибшее дерево - единственная деталь, которая навевает тревогу. Может быть, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания или засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
Полузаросший травой и цветами проселок словно приглашает пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.
Ласточки летят прямо над самой землей. Настолько стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина. Её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.
Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:
Всё рожь кругом, как степь
живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
[14, с. 19]
Картина передает пронзительный образ русской земли.
Шедевр Сурикова «Боярыня Морозова» [Приложения 7 и 8] является ярким примером исторической живописи.
Тема картины взята из XVII в. После реформы патриарха Никона возник церковный раскол. Один из сюжетов истории этого раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра. Шедевра, который поразил современников. Одна из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, богатая боярыня Федосия Морозова, была арестована и заточена после пыток в 1571 году в Боровский монастырь. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу он писал ей: «Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны». [16, с. 14]
Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 году она погибла от голода в земляной тюрьме далеко на севере, в Боровске. Перед ссылкой ее в назидание толпе в цепях провезли по улицам Москвы – этот момент и запечатлен художником. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы.
Вся картина Сурикова проникнута острым диалогизмом – между боярыней, закованной в кандалы, и каждым из изображённых на полотне персонажей как бы разворачивается в скрытый диалог. Но при этом внешне Морозова не связана ни с одним из присутствующих; ее взгляд устремлен поверх их голов, поверх иконы Богородицы, куда-то вверх – будто она ведет диалог не с реальными людьми, окружающими её, а с самим Богом.
Толпа, окружающая сани очень разная. Сочувствующие боярыне – юродивый, благословляющий ее на муки. Нищенка с котомкой, испуганно глядящая монахиня – даны в правой части картины. А в центре и левой части композиции показаны насмехающиеся и издевающиеся над боярыней, хохочущие купчины.
Рука боярыни вскинута вверх в призывном жесте. Смысл жеста раскрывается в двуперстии – одном из формальных «пунктов» расхождений церковных реформаторов во главе с патриархом Никоном, постановивших отныне осенять себя трехперстным знамением, и хранителей «древлего благочестия» во главе с протопопом Аввакума. Смеющийся над боярыней священник в шубе принадлежит к клану реформаторов. Но этот намеренно сниженный художником образ - символ полного равнодушия к делам веры при видимом неравнодушии к благам жизни. Поп написан Суриковым по памяти – с веселого дьячка, любителя выпить и повеселиться, с которым его столкнула судьба еще в сибирском детстве.
Странник, изображенный справа, являет собой традиционно древнерусский тип, сохранявшийся в России на протяжении веков. В его лице нет ни фанатизма, ни равнодушия; он на общем встревоженном фоне отличается силой напряженной мысли, взыскующей истины.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
На развитие культуры
и общественной мысли XIX в. огромное
воздействие оказала
Не смотря на отставание в экономическом и социально-политическом развитии от передовых европейских стран, Россия в культурных достижениях не только шла вровень с ними, но во многом опережала их.
Во второй половине XIX века произошёл небывалый взлёт русской культуры. Россия подарила миру гениев во всех областях духовной культуры - в живописи, литературе, музыке, науке, философии и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике.
Появилось огромное количество шедевров живописи, которые необыкновенно интересны и для современного народа. Именно желание увидеть их своими глазами заставляет туристов ходить в Третьяковскую галерею и в другие музеи России. А литературные произведения, написанные в этот период, входят в школьную программу, на них воспитываются целые поколения.
Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.
Список использованных источников
Информация о работе Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века